На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

Эксперты обсудили социально-экономические аспекты Стратегии-2020

er-portal.ru - 25.03.11

Совместное заседание ЦСКП и Института регионов на тему «Что мешает развитию российских регионов?» состоялось в Москве в четверг, 24 марта. Участники заседания обсудили тезисы доклада Экспертной группы по подготовке предложений по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года по направлению «Реальный федерализм, местное самоуправление, межбюджетная политика», сообщает в пятницу, 25 марта сайт «Единой России»

Открывая заседание, заместитель секретаря Президиума Генсовета «Единой России» по креативу и взаимодействию с политическими клубами Юрий Шувалов подчеркнул, что речь идет о первом серьезном аналитическом докладе в рамках реализации Стратегии-2020:

«Эта работа ведется по поручению премьер-министра Владимира Путина, и мы, конечно, будем участвовать в дискуссии относительно тех сценариев развития, которые предлагают авторы доклада. Безусловно, Стратегия-2020 – это ориентир для работы всех органов власти, партии большинства, гражданина РФ. В докладе обозначаются новые горизонты, расширяются наши представления о перспективах страны. Анализируются аспекты федерализма, развития местного самоуправления, межбюджетных отношений. Лично я поддерживаю сценарий, который видит своей задачей создание коалиций развития, способных оказывать давление на функционирование институтов в пользу публичного блага. Он базируется на развитии общественных механизмов управления при ограниченной децентрализации и политической демократизации. D ЦСКП также ведется последовательная работа относительно развития территорий. На мой взгляд, мы должны говорить о комплексном социально-экономическом развитии страны с обязательным учетом трех факторов: требований экологической безопасности, возможности реализации национальных традиций и сохранения целостности и единства страны».

«Цель нашей работы - обеспечить практическую плоскость диалога: что мешает, какие препятствия и ограничения существуют сегодня для динамичного развития регионов и страны в целом», - отметила первый заместителя председателя комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике Галина Изотова.

Она обозначила основные направления для совершенствования регионального развития. Первое – создание четко формализованной правовой основы государственной региональной политики. На сегодняшний день она регулируется, по сути, только одним документом «Основные положения региональной политики», утвержденным указом президента в 1996 году.

В двух чтениях Госдумой приняты проекты федеральных законов «Об основах государственного регулирования регионального развития в Российской Федерации», «Об основах федеральной поддержки депрессивных территорий Российской Федерации», «О федеральных целевых программах регионального развития».

В текущем созыве этот перечень законопроектов пополнился проектами федеральных законов «О зонах территориального развития», «Об основах приграничного сотрудничества». Сегодня следует активизировать работу по указанным законопроектам», подчеркнула Изотова, добавив, что так и не внесен разработанный Минэкономразвития России в 2009 году законопроект «О государственном стратегическом планировании», не утвержден проект Концепции совершенствования региональной политики. «На наш взгляд, эти документы являются определяющими и они должны быть доработаны и приняты в самое ближайшее время», - отметила первый заместителя председателя комитета. Второе направление – формирование стратегий развития макрорегионов. «В условиях перехода на инновационную экономику стратегии макрорегионов призваны снизить риски неэффективных и ненадежных вложений», - добавила парламентарий.

На сегодняшний момент система стратегического планирования развития регионов формируется медленно. На конец 2010 года было утверждено 50 стратегий социально-экономического развития субъектов, подчеркнула Изотова. Кроме того, «уже разработанные стратегии не всегда взаимоувязаны между собой, что в свою очередь негативно влияет на принятие решений о рациональном размещении новых производств, а значит и на эффективность процессов регионального развития».

Третье направление – изменение позиции регионов по вопросам развития. «К сожалению, до сих пор во многих из них она продолжает оставаться иждивенческой», - отметила она. Минфин сегодня активно формирует новую систему стимулирования работы регионов по повышению собственной инвестиционной привлекательности.

«Эта система поддержки регионов, основанная на принципе поощрения, а не сокращения объемов поддержки субъектов Федерации, которые добились увеличения собственной доходной базы и роста инвестиционного потенциала, будет учитывать это при распределении федеральных дотаций. Речь идет о распределении 24,5 млрд. рублей в 2011 году, регионам, добившимся наибольших успехов в привлечении инвестиций и повышении эффективности управления процессами развития», - пояснила Изотова.

В связи с этим правительству поставлена задача подготовить предложения по изменению сложившейся пропорции распределения доходов между бюджетами разных уровней. «Регионы просто обязаны проявить волю и предпринять усилия для формирования условий для комплексного развития и повышения конкурентоспособности собственной экономики», - считает она.

Согласно представленному на обсуждение докладу, основные проблемы, мешающие дальнейшему развитию регионов, - это отсутствие четких и предсказуемых правил игры, деградация региональных и муниципальных элит и неструктурированность общества в условиях отсутствия конкуренции позитив программ, что влечет за собой рост протестных настроений, популистских и националистических настроений в обществе.

Авторы доклада представили несколько сценариев дальнейшего развития региональной политики РФ. Очертили преимущества и риски каждого варианта. Так, сценарий усиления централизации и сценарий установления статус-кво, по их мнению, приведет к усилению тенденций, о которых было сказано выше.

Сценарий быстрой демократизации и децентарлизации может повысить эффективность региональных и муниципальных администраций, поскольку они будут существовать в конкурентной среде. Но здесь есть и риски – к власти могут прийти люди, которые будут «давить на центр», а не создавать условия для творческой реализации на местах.

Директор института продвижения инноваций Общественной палаты РФ Вячеслав Глазычев подчеркнул, что экспертная группа не предлагает неких готовых рецептов и рекомендаций. Задача – собрать все возможные сценарии и определить их возможные достоинства и риски. А решать будет правительство. Он подробно рассказал об одном из сценариев, который предполагает создание коалиций развития, способных оказывать давление на функционирование институтов в пользу общественного блага. Предлагается, в частности, укрепить роль федеральных округов, расширить полномочия общественных палат и общественных советов городов. В части финансирования перейти от целевых программ к проектному режиму (через целевые фонды). Расширить публичность при назначении руководителей субъектов РФ.

Депутат Госдумы Валерий Драганов отметил, что на сегодняшний день сложилась ситуация, при которой актуальную повестку формируют не эксперты, а министерства и ведомства и это прямо отражается на эффективности местного самоуправления. Но эту повестку, по его словам, должно формировать в первую очередь экспертное сообщество.

«Если экспертное сообщество не будет «навязывать» повестку, то никакая реформа не получится», - заявил он. Драганов подчеркнул, что этот доклад нужно обсуждать в формате широкой дискуссии.

По мнению председателя Мосгордумы Владимира Платонова, для успешного развития регионов необходимо совершенствования системы наделения властью. «Должна быть система, которая позволяет быстро принимать кадровые решения на всех уровнях в зависимости от ситуации в том или ином субъекте, в городе и т.д.», - отметил он. Кроме того, должна быть система быстрого устранения пробелов в законодательстве, считает спикер Мосгордумы. «Это единственный путь построения сильного федеративного государства», - заявил он. Что касается роли администраций федеральных округов, то не нужно мешать им исполнять «координирующую функцию от имени президента», которую они исполняют сейчас, подчеркнул Платонов.

Депутат Госдумы Лиана Пепеляева в свою очередь отметила важность формирования межбюджетной политики, который в обсуждаемом докладе посвящена отдельная глава. Разрыв бюджетной обеспеченности регионов сегодня составляет более сотни раз. Поэтому даже сам посыл, что федеральная власть занимается вопросом совершенствования межбюджетных отношений, принципиален для региональных элит, считает она. Говоря о рисках, связанных с большим разрывом между уровнем развития российских регионов, Пепеляева подчеркнула, что это ведет к росту ощущении обособленности у граждан. «По итогам переписи населения выявилась очень тревожная тенденция – многие жители Зауралья в графе «национальность» написали «сибиряк», - отметила она.


Версия для печати

« Назад