На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

Тайны закона об инсайде

РБК, Главные новости - 28.02.11

В бизнес - только с разрешения. Чиновник сможет стать деловым человеком только по разрешению президентского антикоррупционного совета. Указ об этом обнародован сегодня. Смысл с том, что если служба чиновника как-то соприкасалась с деятельностью компании, где он собирается работать, то в течение двух лет после увольнения он обязан сначала получить разрешение анктикоррупционного совета. Руководит им Сергей Нарышкин, а в президиуме - директор ФСБ, главный кадровик Кремля, министры юстиции, МВД, экономического развития, генпрокурор и мэр Москвы. Некоторые депутаты считают, что готовится чистка рядов в высших эшелонах власти. Положение о разрешении на работу в коммерческих структурах для чиновников прописано еще два года назад в законе о противодействии коррупции, но только на днях президент определил орган, который выдаёт эти разрешения. В любом случае такая мера, во-первых, барьер для коррупции, во-вторых - для использования инсайда.

Хотя кто такой инсайдер в России всё равно так и не знают. За 4 месяца эксперимента найдено много нарушений. Но у службы по финансовым рынкам руки до всех не доходят, а так в инсайдеры можно записать любого работающего в России человека. Что должно случиться, чтобы закон стал более конкретным - узнал Николай Пенкин.


РЕПОРТАЖ
Н. ПЕНКИНА, А. КОНДРАТЬЕВА
СЪЕМКИ
ЭРНЕСТА САБО-ПОРТНО

Не все тайное становится явным - за четыре месяца эксперимента федеральная служба по финансовым рынкам выявила больше семисот операций с подозрением на использование инсайдерской информации. Специалисты говорят, на самом деле таких сделок может быть в разы больше. У регулятора просто нет нужных подразделений, чтобы эффективно выявлять инсайдерские сделки. Игрокам финансового рынка тоже нужны дополнительные ресурсы - чтобы формировать списки своих инсайдеров. Мониторить необходимо огромные массивы информации.

ЛАРИСА ЗАЛОМИХИНА
ПРЕЗИДЕНТ ЗАО "ФИНАНСОВЫЙ БРОКЕР "ТРОЙКА ДИАЛОГ"

«Должны ли мы отслеживать все газетные публикации, которые говорят о том, кто вошел или был исключен из каких-нибудь советов директоров. Должны ли мы опираться на информацию, которая доступна в Интернет, которая проверена и достоверна, которую возможно как-то проверить или перепроверить и так далее».

Плюс к этому финансисты не знают, кого записывать в инсайдеры. Ведь стоит заключить соглашение или договор с руководством какой-либо компании, как некоторые ее сотрудники в силу служебных обязанностей станут носителями инсайдерской информации. Пока одни игроки рынка гадают, кем им приходятся инсайдеры их инсайдеров, другие говорят о возможном конфликте интересов, если поручить проверку части сделок саморегулируемым организациям, ведь в них войдут те же компании, которые придется проверять. В законе решения подобных вопросов не прописаны, так что регулятору остается только давать советы.

ДМИТРИЙ СОКОЛОВ
НАЧАЛЬНИК УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ ФСФР РОССИИ

«Представляется целесообразным, чтобы в проверочных мероприятиях, которые СРО будут, естественно, проводить по поручению организатора торговли или биржи, принимала участие та одна треть, которая предусмотрена нашим положением о СРО, тех лиц, которые не являются членами данной СРО, не состоят с ней в трудовых отношениях, и не являются проф. участниками рынка ценных бумаг».
Предложений изменить и уточнить положения закона от игроков рынка звучит немало. Они опасаются, что через два с лишним года, когда начнет действовать уголовная ответственность за распространение инсайдерской информации, все останется в нынешнем состоянии и нарушителями станут чуть ли не все игроки рынка. Но законодатели пока непреклонны.

ЛИАНА ПЕПЕЛЯЕВА
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА ГД РФ ПО ФИНАНСОВОМУ РЫНКУ

«Здесь наша позиция с регулятором следующая, у нас она единая позиция. Пока ничего не правим, смотрим. Кто-то предлагает вывести из сферы регулирования группу субъектов либо круг отношений. И здесь мы стоим на позиции, что этого делать не планируем».

Оптимисты говорят, что скоро власти признают, что для расследования дел об инсайде нужна отдельная служба и тогда появится финансовая полиция. Однако пока игроки рынка остаются с новым законом один на один.

И по-прежнему открытым остаётся вопрос о роли журналистов в распространении инсайда. Конечно, понятно, что существующий закон - это базис, а надстройка доработается потом, с годами. И понятно, что первый вариант закона - когда журналисты были виноваты во всём и по любому поводу - переработали. Но всё-таки по-прежнему журналисту придётся отвечать за раскрытие информации и прикрывать и чиновника, и бизнесмена-инсайдера.

ПАВЕЛ МЕДВЕДЕВ
ДЕПУТАТ ГОСДУМЫ РФ

«Я бы журналистов все-таки бы отделил от тех людей, которые должны нести ответственность за инсайд, если журналист не является служащим и не получает инсайдерскую информацию как служащий. тогда, по-моему, с журналиста взятки гладки».

Чтобы и выгоду извлечь, и наказания избежать используются невероятно изощренные схемы - это уже давно доказано практикой развитых рынков. И от инсайдера до исполнителя может тянутся такая же цепочка, как от высокопоставленного заказчика до жертвы. Например, хулиганского нападения. Чтобы собрать все звенья часто необходима обычная оперативно-следственная работа. Регулятор этого делать не может, а для милиции внутре-биржевые дела темный лес. Так что варианта остается два - либо полнейшее взаимодействие ведомств, либо - отдельная финансовая полиция.
 


Версия для печати

« Назад