На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

Взяточников поделили на категории. Интервью с экспертами

Вести ФМ - 20.02.11

Дмитрий Медведев на этой неделе внес в Госдуму проект изменений в Уголовный и Административный кодексы - законопроект многократно увеличивает наказание за получение и дачу взяток, а также за посредничество в коррупции. Президент предлагает наказывать коррупционеров штрафами в 100 раз больше данной и полученной взятки. В особенностях законопроекта со своими гостями разбиралась Елена Щедрунова в студии радио "Вести ФМ".

Щедрунова: Здравствуйте. У микрофона Елена Щедрунова. На этой неделе президент страны внес в Госдуму поправки к Уголовному кодексу и Кодексу об административных правонарушениях, которые многократно увеличивают штрафы и сроки отсидки за коммерческий подкуп, получение и дачу взятки. Будем разбираться в подробностях с помощью наших гостей. В студии заместитель председателя комитета Госдумы по финансовому рынку Лиана Пепеляева. Лиана Витальевна, здравствуйте.

Пепеляева: Здравствуйте.

Щедрунова: И директор департамента по вопросам административной реформы Центра стратегических разработок Владимир Южаков. Владимир Николаевич, здравствуйте.

Южаков: Здравствуйте.

Щедрунова: Давайте для начала разберемся. Я вот получилась не слишком грамотным человеком в этом смысле. Здесь в одной статье говорится о коммерческом подкупе, в другой статье говорится о взятке. Потому что когда мы слышим все вот это "борьба со взятками", а начинается все с коммерческого подкупа. Дайте, пожалуйста, определение, в чем разница – коммерческий подкуп и взятка? Владимир Николаевич?

Южаков: Определение дается в тексте закона, кстати. И разница, я думаю, значимая для радиослушателей только в одном, что коммерческий подкуп – это та же взятка, только в сфере коммерческих отношений, и там не присутствуют государственные служащие, не присутствуют чиновники. То есть это отношения внутри коммерческих организаций. И они тоже осуждаются законом.

Щедрунова: Почему я задала этот вопрос? Потому что наказания разные за коммерческий подкуп и за взятки. Почему я и решила уточнить, чем они собственно отличаются. Лиана Витальевна, хотите чего-то добавить?

Пепеляева: Да. Коммерческий подкуп - статья 204 Уголовного кодекса. А общее, что связывает весь закон, что за четыре уголовнонаказуемых деяния – за коммерческий подкуп, за дачу взятки, за получение взятки и за посредничество во взяточничестве – установлены сейчас штрафы, которые в кратном размере превышают ту сумму, которая в этом процессе участвовала. Поэтому мы сейчас говорим здесь о четырех статьях Уголовного кодекса.

Щедрунова: Абсолютно точно. Хотела бы отметить то, о чем говорят эксперты, что вводится новое понятие – посредничество. Я правильно понимаю, что это новое понятие, и раньше его не было?

Пепеляева: Я бы сказала так, что это самостоятельный теперь состав преступления. Действительно, вводится новый самостоятельный состав, самостоятельная ответственность, это так. И тоже, как я уже сказала, главное то, что мы за это преступление предполагаем установить (потому что пока это проект федерального закона), предполагаем установить штраф, кратный сумме, которая в этом преступлении участвовала.

Щедрунова: Как вы уже подчеркнули, главное, что вводится кратный штраф. И все на это обращают внимание. Прежде чем мы перейдем к кратности штрафа, хотела бы задать вопрос, чем вызвано введение верхней границы этих штрафов. Потому что вот это введение верхней границы у многих вызывает нарекание, и говорят: ну, извините, ребята, взятки в нашей стране могут быть такими, что ваш верхний предел (там, по-моему, 500 миллионов рублей)… Могут и миллиард дать. И чего? Чего бы не взять миллиард, заплатив штраф в 500 миллионов? Владимир Николаевич?

Южаков: Хорошо. Я, например, правовыми какими-то обстоятельствами это объяснить не могу. Но могу объяснить такими житейскими обстоятельствами. Наверное, вы знаете, может быть, и наши радиослушатели обращали внимание на то, что Россия ратифицировала Международную конвенцию ООН о противодействии коррупции, за исключением некоторых пунктов. В частности, пункты, которые предусматривают обязательную конфискацию имущества всего, нажитого недобросовестным путем, в результате коррупции, коррупционных сделок. У нас эта позиция не принята при ратификации конвенции на том основании, что у нас есть некоторые особенности законодательства, которые не позволяют это сделать. И вот норма, о которой мы сейчас говорим, о кратных штрафах, она по сути дела позволяет компенсировать этот недостаток. Нет конфискации, но есть хотя бы возрастающие кратные и достаточно существенные штрафы.

Щедрунова: То есть штрафы вместо конфискации.

Южаков: Да. Но вот эта верхняя граница, она фактически говорит, на мой взгляд, о следующем, что все-таки предостерегает тех, кто склонен к коррупции, но вместе с тем дает им некий жизненный шанс, говоря, что мы как бы не видим того, что вы сделали раньше, но предупреждаем, что больше не берите и не ввязывайтесь в эти коррупционные сделки. Потому что фактически это означает, что то, что выше 100-кратного штрафа остается в собственности тех, кто оказался в коррупционных отношениях.
 


Версия для печати

« Назад