На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

Ответ депутата

"Люди дела" № 12 – декабрь 2004 г., № 1 – январь 2005 г.

Постановление Правительства РФ от 21 октября 2004 года № 573 вызвало вопросы у арбитражных управляющих. На них отвечает депутат Государственной Думы, член Комитета по собственности Лиана Пепеляева.

В соответствии с абзацем "б" пункта 2 Постановления Правительства РФ от 21 октября 2004 года № 573 финансирование процедуры банкротства отсутствующего должника, проводимой по заявлению уполномоченного органа субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета. Регистрация юридического лица (в т.ч. отсутствующий должник) происходила и происходит по месту его нахождения (ранее – в регистрационной палате региона, города, сейчас – в подразделениях Федеральной налоговой службы), т.е. заявления на ликвидацию предприятий-отсутствующих должников будут подаваться исключительно уполномоченными органами региона, а значит, вся нагрузка по выполнению данного Постановления ложится на региональный бюджет.

Вопрос: Каков механизм участия федерального бюджета в финансировании процедур отсутствующего должника?

Прежде всего, необходимо отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" к уполномоченным органам относятся как федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, так и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Это означает, что независимо от местонахождения должника с заявлением в суд о признании отсутствующего должника банкротом в случае наличия задолженности по обязательным платежам (налогам, сборам) должны обращаться федеральные органы исполнительной власти (через свои территориальные подразделения). Этот порядок подлежит применению и в случае, если имеется задолженность должника по региональным или местным налогам.

Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2004 года № 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" было установлено, что до преобразования в Федеральную налоговую службу уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам являлось Министерство РФ по налогам и сборам. С момента образования Федеральной налоговой службы России она является уполномоченным органом.

Федеральная налоговая служба России своими нормативными актами определила порядок разграничения полномочий уполномоченного органа по представлению интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства между центральным аппаратом ФНС России и территориальными органами ФНС России.

В то же время по денежным обязательствам (т.е. по обязательствам, возникающим в результате гражданско-правовых сделок или иных предусмотренных Гражданским кодексом РФ оснований) правом обращения в суд с заявлением о признании отсутствующего должника банкротом обладают уполномоченные органы субъекта РФ или муниципального образования, которые должны быть определены нормативным актом соответствующего уровня. Так, постановлением губернатора Новосибирской области от 30 июня 2004 года № 412 соответствующими полномочиями наделен Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области.

С учетом изложенного финансирование процедур банкротства отсутствующих должников будет осуществляться в соответствии со сметой расходов уполномоченного органа из соответствующего бюджета.

Именно в связи с Постановлением Правительства РФ от 21 октября 2004 года № 573 "О порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников" было рекомендовано органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления определить размер, порядок и условия финансирования процедур банкротства отсутствующих должников, проводимых по заявлениям уполномоченных органов субъектов РФ и уполномоченных органов местного самоуправления.

Следует отметить, что экономическая заинтересованность обращения уполномоченных органов с заявлением о признании отсутствующего должника банкротом весьма мала. Это вызвано тем, что при наличии уже имеющейся задолженности должника уполномоченным органам необходимо будет дополнительно нести расходы по финансированию процедур банкротства, которые с минимальной вероятностью могут быть возмещены в результате осуществления процедуры банкротства.

В 2004 году арбитражный управляющий по инициативе Арбитражного Суда (с согласия арбитражного управляющего) до 21 октября 2004 года был утвержден конкурсным управляющим более 50 предприятий (отсутствующие должники).

Вопрос: Распространяются ли условия финансирования процедуры банкротства отсутствующего должника, указанные в Постановлении Правительства РФ от 21 октября 2004 года № 573, на данного арбитражного управляющего, либо он обязан завершить процедуру банкротства отсутствующих должников за свой счет?

Упомянутым Постановлением Правительства РФ от 21 октября 2004 года № 573 "О порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников" уполномоченному органу совместно с Министерством экономического развития и торговли РФ и Министерством финансов РФ было поручено разработать и утвердить:

-перечень и предельный размер подлежащих компенсации расходов конкурсного управляющего;

-перечень и порядок представления документов, подтверждающих право конкурсного управляющего на получение вознаграждения;

-перечень и порядок представления документов, подтверждающих право конкурсного управляющего на компенсацию расходов.

До настоящего времени соответствующие документы утверждены не были. В связи с этим "Положение о порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников", утвержденное указанным Постановлением Правительства РФ, фактически пока неприменимо.

По моему мнению, по мере утверждения перечня необходимых документов арбитражные управляющие, которыми будет соблюден порядок их представления, должны иметь право на вознаграждение и компенсацию расходов уполномоченным органом, по заявлению которого осуществлялась процедура банкротства, независимо от времени утверждения их конкурсными управляющими.

В любом случае Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" установлено, что заявление о признании отсутствующего должника банкротом подается уполномоченным органом только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур банкротства. Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 8 апреля 2003 года № 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" было определено, что в соответствии с пунктом 2 статьи 227 указанного закона при отсутствии финансирования процедур банкротства отсутствующего должника заявления о признании такого должника банкротом возвращаются судом; дела о признании банкротом отсутствующих должников, возбужденные до вступления в силу закона о банкротстве, по которым не принято решение о признании этого должника банкротом, подлежат прекращению производством.

В случае, если не осуществляется финансирование процедур банкротства отсутствующего должника, арбитражный управляющий вправе обратиться в Арбитражный Суд с ходатайством о прекращении производства по делу о банкротстве.

В соответствии с п. 4 "Положения о порядке финансирования процедур банкротства отсутствующего должника" уполномоченный орган выплачивает вознаграждение конкурсному управляющему в 2-недельный срок с даты представления им подтверждающих завершение процедуры банкротства отсутствующего должника документов согласно утвержденному перечню. В настоящее время юридическое лицо (отсутствующий должник) исключается из Единого государственного реестра на основании решения Арбитражного Суда о завершении конкурсного производства по заявлению конкурсного управляющего.

Вопрос: Какие документы, помимо заявления конкурсного управляющего, решения Арбитражного Суда, а также финансовых документов, подтверждающих расходы конкурсного управляющего, могут входить в перечень документов, подтверждающих завершение процедуры банкротства, и каков порядок их представления?

В соответствии со ст. 149 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в общем случае после рассмотрения отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства Арбитражный Суд выносит определение о завершении конкурсного производства. Данное определение, являющееся основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника, конкурсный управляющий в течение пяти дней должен представить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. С даты внесения записи о ликвидации должника в Единый государственный реестр юридических лиц конкурсное производство считается завершенным.

По моему мнению, в п. 4 "Положения о порядке финансирования процедур банкротства отсутствующего должника" должны быть упомянуты документы, подтверждающие право конкурсного управляющего на получение вознаграждения (а не документы, подтверждающие завершение процедуры банкротства отсутствующего должника), поскольку именно перечень таких документов и порядок их представления должна разработать и утвердить Федеральная налоговая служба России. Однако до настоящего времени данные документы не утверждены.

Тем не менее возможно предположить, что в перечень таких документов должны быть включены: определение суда о завершении конкурсного производства, документ, подтверждающий внесение записи о ликвидации должника в Единый государственный реестр юридических лиц, определение суда о назначении конкурсным управляющим. В случае, когда в ходе осуществления процедур банкротства будет обнаружено и реализовано имущество отсутствующего должника, должны быть представлены документы, подтверждающие реализацию имущества и поступление денежных средств на основной расчетный счет отсутствующего должника, поскольку в этой ситуации конкурсный управляющий имеет право на дополнительное вознаграждение в размере 10 процентов вырученных денежных средств.

Очевидно, что проблема банкротства и ликвидации отсутствующих должников в настоящее время не разрешена надлежащим образом. В Едином государственном реестре юридических лиц зарегистрировано свыше миллиона юридических лиц, которые в течение многих лет не представляют отчетность в налоговые органы, местонахождения органов которых неизвестно. Данный вопрос, в частности, был предметом обсуждения на заседании Правительства РФ, состоявшемся 30 сентября этого года, при рассмотрении разработанных Министерством финансов РФ и Министерством экономического развития и торговли РФ мер по совершенствованию налогового администрирования. Специалистами обсуждаются два варианта разрешения этой проблемы. Первый вариант – упрощение собственно судебной процедуры ликвидации, второй – исключение судебной процедуры и установление административной процедуры ликвидации с последующим судебным контролем по жалобе исключенного из реестра лица либо кредиторов.

В соответствии с "Перечнем мер по совершенствованию налогового администрирования", подготовленным Министерством финансов РФ, внесение соответствующих изменений в Гражданский и Налоговый кодексы, другие законодательные акты, направленные на упрощение ликвидации юридических лиц, на протяжении долгого времени не представляющих налоговую отчетность и иные сведения о себе, запланировано на апрель 2005 года. Ответственными за разработку документов были определены Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ и Министерство юстиции РФ.


Версия для печати

« Назад