На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

Законопроекты о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"

"Люди дела" № 6 – июнь 2004 г.

Общественные отношения в области банкротства постоянно развиваются и меняются. Это неизбежно приводит к тому, что законодательство перестает отвечать новым требованиям, приходит в противоречие с новыми отношениями и, соответственно, требует корректировки. Количество предложений по изменению Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" 1998 года было настолько велико, что потребовалось принятие новой редакции закона.

К принципиально новым положениям новой редакции закона можно отнести следующие:

-расширен круг лиц, которые могут быть признаны несостоятельными;

-увеличен размер денежных требований к должнику, который дает право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (данное положение закона вызывает споры, так как установление денежных требований в твердой денежной сумме в условиях инфляции некоторые специалисты считают необоснованным);

-изменен момент, с которого возникает право на обращение в арбитражный суд (по истечении 30 дней с момента направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику), а также сокращен круг субъектов, имеющих право на обращение в суд с соответствующим заявлением;

-изменен порядок ведения реестра требований кредиторов, в частности, в настоящее время реестр требований кредиторов имеет право вести реестродержатель — профессиональный участник рынка ценных бумаг;

-ужесточены профессиональные требования к арбитражным управляющим, установлены нормы их ответственности;

-введен институт саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (практика деятельности саморегулируемых организаций также вызывает много споров);

-изменен порядок судебного разбирательства и введены некоторые другие новеллы.


Принятие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в третьей редакции является позитивным. Однако в связи с тем, что это принципиально новый документ, некоторые его положения оказались недостаточно четко проработанными. В процессе правоприменения это приводит к различным затруднительным ситуациям.

Как следствие, это не могло не отразиться на законотворческой деятельности. За период 2003 – 2004 года в Думу было представлено 9 законопроектов о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". Пять из них были внесены депутатами Государственной Думы, три – законодательными органами субъектов Российской Федерации и один законопроект внесен членом Совета Федерации. Четыре законопроекта были отклонены при рассмотрении Государственной Думой, два сняты с рассмотрения в связи с их отзывом субъектами права законодательной инициативы, три законопроекта находятся на разных стадиях рассмотрения.

В ближайшее время на пленарном заседании будет рассмотрен законопроект "О внесении дополнения в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" в части защиты сведений, составляющих государственную тайну, при проведении процедуры банкротства. Комитетом Государственной Думы по собственности рекомендовано его отклонение. По какой причине? Законопроект при проведении процедуры банкротства предлагает дополнение главы I Закона "Общие положения" новой статьей 6-1. Предлагаемая правовая норма по своему содержанию не относится к сфере правового регулирования данной главы, нарушает структуру закона, и целесообразнее дополнить положениями о порядке защиты сведений, составляющих государственную тайну, параграф 5 главы IX "Банкротство стратегических предприятий и организаций". Кроме того, законопроект содержит непроработанные положения, им не предусмотрен механизм реализации предлагаемых норм на практике. Тем не менее необходимость законодательного урегулирования зашиты сведений, составляющих государственную тайну, при проведении процедуры банкротства, безусловно, существует, и в настоящее время разрабатывается законопроект, где будут детально регламентированы эти вопросы.

На рассмотрении в Государственной Думе находится законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" в части расширения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении процедур банкротства. В соответствии с действующим законом принятие решения о банкротстве крупных предприятий субъекта Российской Федерации отнесено к компетенции федеральных органов. Органы субъекта Российской Федерации не могут самостоятельно инициировать процедуру банкротства или участвовать в ней. Действующий закон предусматривает процедуру учета мнения субъекта Российской Федерации, однако механизм влияния закона на ситуацию не разработан. Цель законопроекта — устранить данную проблему. Решением Комитета Государственной Думы по собственности законопроект рекомендован к отклонению, так как им предполагается перераспределение полномочий по предметам ведения Российской Федерации и её субъектов, которые установлены Конституцией Российской Федерации, что является недопустимым. Тем не менее, поскольку проблема существует, необходимо найти такой вариант, который решит вопрос участия субъекта Российской Федерации в процессе рассмотрения дел о банкротстве и будет соответствовать конституционным нормам. В настоящее время возможные варианты обсуждаются.

Вносимый субъектом права законодательной инициативы законопроект должен соответствовать Конституции Российской Федерации, отвечать требованиям актуальности и практической значимости.

Существует несколько основных причин, по которым законопроекты отклоняются.

Во-первых, это несоблюдение формальных процедурных требований к порядку внесения законопроекта. Регламент Государственной Думы регулирует всю законодательную процедуру, в том числе вопросы, касающиеся формы вносимого законопроекта, документов, которые должны к нему прилагаться, и другие вопросы. Если требования не соблюдены – законопроект будет возвращен или отклонен.

Во-вторых, недостаточная проработка законопроекта с точки зрения внутреннего соотнесения положений законопроекта или несоответствие нормам других законов. Например, как в случае с законопроектом "О внесении дополнения в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" в части защиты сведений, составляющих государственную тайну, при проведении процедуры банкротства.

Кроме того, зачастую текст законопроекта имеет недостатки технико-юридического характера. По инициативе правового управления Аппарата Государственной Думы были разработаны "Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов", которые устанавливают достаточно жесткие требования к порядку оформления законопроектов, их наименованию и т.д. При подготовке законопроектов необходимо учитывать эти требования.

В середине мая в Новосибирске был проведен круглый стол "Практические вопросы применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", участником которого я являлась. Эта тема вызвала огромный интерес со стороны арбитражных управляющих, представителей органов власти и судей арбитражного суда, а также других специалистов, которые присутствовали на круглом столе. По результатам проведения круглого стола будут выработаны предложения о внесении изменений в Закон.


Лиана ПЕПЕЛЯЕВА,

депутат Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации 4-го созыва,
член Комитета по собственности Государственной Думы


Версия для печати

« Назад