На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

Борьба за доходы

"Континент Сибирь" № 28 – 6-13.08.04

Губернаторы сибирских регионов готовятся к решающей схватке с правительством, которое пока одерживает победы над региональным лобби. На этой неделе в выгодных кабинету вариантах были приняты пакет законопроектов о монетизации льгот, а также поправки в Бюджетный кодекс РФ. Последний шанс убедить центр в необходимости обеспечить сбалансированность бюджетов сибирских территорий предоставится руководителям субъектов СФО в середине сентября, когда в Госдуму будет вынесен проект федерального бюджета на будущий год.

В понедельник Госдума во втором чтении утвердила новый порядок распределения налоговых доходов между четырьмя уровнями бюджетной системы РФ. Надежды губернаторов на то, что им оставят налог на прибыль, не оправдались - он будет полностью централизован (ранее регионам оставалось 17% от 24% ставки налога). То же - но на 95% (ранее 85,6%) - касается и налога на добычу полезных ископаемых. Стимулировать собственную экономику руководителям субъектов РФ теперь придется, повышая доходы физических лиц (регионам останется 70% от этого налога), за счет налогов на имущество организаций и игорный бизнес. Полностью переходят на уровень субъектов акцизы на алкоголь и пиво, а региональная доля акцизов на бензин и дизельное топливо составит 60%.

Пакет законопроектов о монетизации льгот, получивший название "социальная революция" , депутаты приняли во вторник ("за" - 304 депутата, против - 120 , воздержался - 1). Многочасовая дискуссия между единороссами и оппозицией (КПРФ и "Родиной") завершилась предсказуемой победой "медведей". Теперь пакет законопроектов отправят в Совет Федерации, а затем - на подпись  президенту. С 1 января 2005 года 30 млн льготников будут получать ежемесячные денежные выплаты.

Окончательное распределение расходных и доходных полномочий, а также монетизация льгот существенно увеличат нагрузку на бюджеты сибирских регионов в 2005 году. По различным оценкам, губернаторам придется дополнительно изыскивать 3-5 млрд руб. Например, от потери налога на прибыль, по расчетам специалистов, Новосибирская область лишится более 500 млн руб., а Красноярский край - до 2,5 млрд руб. А снижение региональной части НДПИ приведет к потере 1,8 млрд руб. в бюджете Томской области.

Правительство обещает компенсировать выпадающие доходы за счет субвенций, объемы которых станут известны при подготовке бюджета 2005 года, и за счет резервного фонда - не менее 15 млрд руб. Однако главный аргумент Минфина, озвученный на этой неделе главой ведомства Алексеем Кудриным на встрече с президентом Владимиром Путиным, заключается в том, что регионы в будущем году ждет существенный экономический рост, что приведет к увеличению бюджетов.

И все же страх перед существенным дефицитом бюджетов в регионах остается. "Уровень жизни в Сибири существенно ниже уровня жизни в европейской части РФ. Сможем ли мы в 2005 году сохранить и этот не лучший показатель? Очевидно, что условия, в которые будут поставлены регионы, не позволят сохранить существующее положение вещей", - заявил месяц назад губернатор Иркутской области Борис Говорин на совместном заседании Советов СФО и МАСС.

По оценке депутатов Госдумы, большинство предложений регионов при обсуждении названных законопроектов не были приняты. "С одной стороны, полномочия регионам прибавили, с другой - доходную часть уменьшили. Логики здесь с точки зрения управления нет", - заявил "КС" депутат Госдумы от Новосибирской области Анатолий Локоть (КПРФ). А член фракции "Единая Россия", известный юрист Лиана Пепеляева сообщила "КС", что "принимать этот закон было необходимо, так как необеспеченные льготы нужно было приводить в соответствие с возможностями бюджета (льгот предусмотрено  на сумму 6,5 трлн руб. в год, а консолидированный бюджет страны – менее 5 трлн руб.). Но при этом необходимо отметить, что представленное правительством финансово-экономическое обоснование, на мой взгляд, было явно недостаточным и необходим более подробный и точный анализ затрат средств бюджетов всех уровней бюджетной системы на обеспечение льгот".

Эксперты предсказывают, что централизация доходов и рост обязательств регионов будут только увеличиваться. "Сбалансированности региональных бюджетов ожидать точно не стоит, - считает д. э. н. Владимир Клисторин (Новосибирск). - Более того, парадокс, но чем больше будут требовать регионы на покрытие возрастающих расходов, тем сильнее будет идти централизация доходов. Расчет простой: хотите больше получать, отдавайте больше средств".

Как сообщили "КС" в исполкоме ассоциации "Сибирское соглашение", в ближайшее время сибирские территории начнут подготовку к обсуждению проекта федерального бюджета на 2005 год. "Главным индикатором экономической политики центра будет закон о федеральном бюджете на 2005 год. Тогда и станут понятны истинные намерения власти по отношению к регионам. Пока ситуация не фатальна", - сообщил "КС" первый зампред исполкома МАСС Владимир Аксенов.

Александр ПОПОВ, Жанна КОСТИНА


Версия для печати

« Назад