На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

Бизнес понял, что нарушение законов будет караться

"Континент Сибирь" №18 - 21-28.05.04

Налоговая реформа, инициированная еще прошлым кабинетом министров, движется к завершению. Новации правительства активно обсуждаются в Госдуме. О том, как депутаты воспринимают различные аспекты налоговых предложений исполнительной власти, и общем фоне проведения реформы корреспонденту "КС" АЛЕКСАНДРУ ПОПОВУ рассказала депутат Госдумы (фракция "Единая Россия"), член Комитета по собственности ЛИАНА ПЕПЕЛЯЕВА.

- Лиана Витальевна, каково ваше мнение о предложениях Правительства по изменениям в налоговом законодательстве?

- Правительство намерено снизить налоговое бремя на предприятия. Власть надеется, что это стимулирует рост экономики, выход бизнеса "из тени", а значит - рост ВВП и доходов бюджета. Если говорить по конкретным предложениям, то, например, инициатива снизить ставку ЕСН с 35,6 до 26% может быть оценена только положительно, так как это должно способствовать легализации фонда оплаты труда. Необходимость вывода зарплат "из тени" понимают все уровни власти.

Предполагается, что уже в течение ближайших двух лет потенциальное сокращение бюджетных доходов будет компенсировано ростом инвестиционной активности предприятий и платежеспособного спроса населения, которые будут основаны на использовании высвободившихся средств от снижения налогов. Они будут направлены на повышение официальных зарплат сотрудников, на закупку оборудования и материалов.

- Откуда уверенность, что высвободившиеся средства направят именно на инвестиции?

- Конечно, мы можем только предполагать действия налогоплательщиков. Но я уверена, что в долгосрочной перспективе цель налоговой реформы будет достигнута.

- Есть и другой аспект. Снижение ЕСН позволит уменьшить нагрузку на предприятия с низким и средним уровнем доходов. Но такой уровень может быть и у организаций, которые как раз не платят "белую" зарплату?

- Сложно сказать однозначно. Правительство пошло навстречу бизнесу в том, что касается снижения налоговой нагрузки, заявив о готовности разработать реальный механизм, который будет выгоден для всех. Чтобы не создавать себе лишних проблем - рисковать, применять какие-то специальные схемы, испытывая судьбу во время проверок, - гораздо проще будет платить "белую" зарплату. За счет снижения налогов власть теряет $10 млрд доходов и в ответ ждет от бизнеса определенных шагов, в том числе и официальной выплаты реальной зарплаты.

- Налоговая реформа проходит на фоне разговоров о пересмотре итогов приватизации, "дела ЮКОСа" и т.д. С одной стороны, снижение налогового бремени, а с другой - нагнетание страха перед новыми проверками? Не приведет ли это к тому, что эффект от реформы может быть минимальным?

- Безусловно, бизнес ждет разрешения ситуации в отношении "дела ЮКОСа", но жизнь продолжается, компании работают. И многие сделали соответствующие выводы и работают по закону. Потому что теперь бизнес знает, что нарушение закона может вызвать определенные санкции. Но мне кажется, перечисленные события прямого отношения к налоговой реформе не имеют. Ее суть - найти пути, приемлемые и для государства, и для бизнеса. Власть делает шаг навстречу бизнесу. Предполагается, что бизнес совершит в ответ определенные действия. Но если этого не последует и предприятия продолжат вести себя недобросовестно по отношению к государству, их будут карать.

- Вы считаете, что так и должно быть?

-Конечно. Сегодня бюджет не в состоянии финансировать многочисленные льготы. Откуда взять деньги? Из налогов. Предприятия должны добросовестно работать, чтобы власть могла обеспечить неимущих граждан: пенсионеров, инвалидов. Тем более что демографическая ситуация складывается таким образом, что число неработающих граждан будет увеличиваться.

- Сегодня большую роль в налоговых спорах играют судебные прецеденты. Как найти здесь золотую середину?

- Налоговый кодекс - это фундаментальный документ, но он разработан совсем недавно. И в нем есть ряд норм, которые до сих пор остаются неопределенными и нечеткими. А налоговое законодательство должно очень точно определять, какие налоги и за что должны платить налогоплательщики. Необходимо стремиться к тому, чтобы разночтений в толковании НК РФ не было. Налогоплательщик должен четко понимать свои обязанности, а налоговые органы - свои права и обязанности налогоплательщика.

Целый ряд норм сегодня допускает различные варианты прочтения. И одним из следствий такого положения являются судебные споры. Налогоплательщики толкуют нормы в свою пользу, налоговые органы - в свою. Судебная практика выявляет наличие недостатков в законодательстве. Если они есть, надо вносить изменения в законы. В настоящее время мы готовим соответствующие законопроекты.

- Можете сказать, каких норм они коснуться?

- Смогу, когда законопроекты будут внесены в Госдуму. Но спорных вопросов очень много. Я, в частности, участвую в подготовке изменений в Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ. Речь идет о законопроектах, которые устранят неопределенности в толковании тех или иных норм.

- Как будут строиться отношения правительства и депутатов?

- Сейчас в обществе существует миф, что правительство вносит документы в Думу и "Единая Россия" как самая большая фракция дружно поднимает руки и все принимает. Но это далеко не так. В целом, безусловно, "Единая Россия" поддерживает стратегию президента и правительства. Но по конкретным пунктам могут быть различные точки зрения, и они обязательно обсуждаются.

 

Александр ПОПОВ


Версия для печати

« Назад