На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

Модернизация экономики требует пересмотра механизмов госфинансирования

allmedia.ru - 080710

Поиск новых путей финансирования предприятий реального сектора – это первоочередная задача для запуска механизма модернизации страны. На повестку дня пленарного заседания прошедшего 7 июля в Москве бизнес-форума "Финансирование проектов реального сектора экономики: механизмы завтрашнего дня" были вынесены вопросы интеграции финансовой и инновационной сфер, формирующих фундамент для успешного развития экономики.

Президент Ассоциации региональных банков России, депутат ГД РФ Анатолий Аксаков отметил, что сегодня идея необходимости перехода на инновационные рельсы активно внедряется в массовое сознание россиян. Впервые российские бизнесмены задумались над идеей модернизации бизнеса. Правда, депутат считает, что это не столько осознанный порыв, сколько дань моде. "Эта идея будет еще лучше овладевать массами, если бизнес и общество почувствуют, что можно реально заработать на внедрении инноваций. Вопрос в том, как это реализовать", - пояснил он.

А. Аксаков напомнил, что сегодня банки переживают избыток ликвидности, но при этом не кредитуют реальный сектор. Причина в том, что риски слишком высоки. Разрешить это противоречие можно только, если часть рисков возьмет на себя государство. Сегодня по такой схеме работает РосБР в вопросах кредитования малого бизнеса. Как считает А. Аксаков, необходимо этот опыт распространять и на другие институты развития. В частности, необходимо ввести квоту на кредитование инновационных проектов. Но заминка в одном – до сих пор нет законодательного определения понятия "инновации".

Он убежден, что если в пользу инноваций заработают институты развития, то креативные люди "почувствуют запах денег и будут быстрее шевелить мозгами, зная, что их идея востребована экономикой". И в этих условиях, при снижении рисков, банки сами будут искать проекты для кредитования в научных и учебных учреждениях и на предприятиях.

Но поскольку у институтов развития тоже есть ограничения в финансовых ресурсах, то кредиты, выданные на инновации, должны быть рефинансированы ЦБ РФ, при условии, что будут установлены жесткие стандарты оценки проектов.

Есть и еще одна проблема – для масштабного внедрения инноваций запаса ликвидности российских банков недостаточно, тем более, что сама ликвидность краткосрочная. А инновациям требуются большие и долгосрочные деньги. А. Аксаков убежден, что для модернизации экономики необходима модернизация финансовой системы. Именно поэтому А. Аксаков всячески приветствует создание в РФ мирового финансового центра.

И в первую очередь не потому, что необходимость его создания сдвинет с мертвой точки вопрос принятия законов, направленных на совершенствование финансовой системы РФ.

Заместитель председателя Комитета ГД РФ по финансовому рынку Лиана Пепеляева рассказала о запуске еще одного механизма поддержки инноваций. По ее словам, в Госдуме заканчивается подготовка законопроекта, который предусматривает финансовую поддержку со стороны государства инновационных компаний, выходящих на фондовую биржу.

Как пояснила депутат, сегодня главное препятствие для компании, которая запланировала IPO и намерена привлечь финансирование через биржу, – это деньги. Так, при первичном размещении на сумму в 50 миллионов рублей цена вопроса по размещению будет колебаться в пределах от 5 до 7,5 миллиона рублей. В эту сумму входят плата агентам, консультантам, комиссионные самой бирже. И поскольку инновационная компания свободными деньгами в таком объеме, как правило, не располагает, необходимо ввести норму, согласно которой стоимость выхода инновационной компании на биржу должна на 50% возмещаться государством. Остальное будет платить компания.

Л. Пепеляева сообщила, что это предложение уже поддержал глава государства, в настоящий момент прорабатывается вопрос финансирования нового механизма.

Директор "Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии" Леонид Рошаль повернул дискуссию в неожиданное русло. Он выразил убеждение, что сфера здравоохранения – такой же реальный сектор экономики как и производство, подчеркнув, что вложенный рубль государством приносит прибыль в 6 рублей. Вопрос в том, что российское государство вкладывает в этот сектор чуть более 3% ВВП. Но проблема не только в недофинансировании, но и в том, как эффективно вкладывать эти деньги, как использовать инновационный потенциал в интересах здоровья нации. Хирург поставил диагноз и назначил лечение – необходимо выработать эффективные механизмы финансирования сферы здравоохранения. Тогда в России можно выстроить систему скорой помощи по мировым стандартам на всей территории страны. Выстроить и на 20 лет не думать об этой проблеме.

Его поддержал президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян, отметив, что понятие "реальный сектор экономики" давно пора расширить, так как и банковский сектор, и секторы образования и здравоохранения можно отнести к реальным: их вклад в экономику реален. И это вопрос точности понятийного аппарата.

Тем не менее, касаясь реалий банковской деятельности, он сообщил, что сектор демонстрирует существенное падение темпов роста и стагнацию.

То, что по уровню капитализации Россия отстает от многих стран, Г. Тосунян связывает с низким уровнем конкуренции и диверсификации экономики. При этом 56% всей банковской системы приходится на ЦФО, 50% - из них на Москву и только 6% на остальные регионы округа. Отсюда возникает вопрос доступности банковских услуг и возможности финансирования для предпринимателей. "Думаю, что в общество уже "дозрело" до осознания того, что без финансирования, на голом энтузиазме, бизнеса не бывает. Бизнес – это не только материальное производство, но и получение конкретных финансовых результатов", - пояснил он.

Все эти факты, по мнению главы АРБ, говорят об одном – необходима модернизация финансовой сферы. Особенно важно это еще и потому, что по уровню производительности труда российская банковская сфера уступает странам запада. "Масштабы отставания, например, в секторе кредитных услуг удручают – в 16 раз от США, в 20 раз от Швеции и Нидерландов. В сфере депозитов и текущих счетов - в 10-15 раз. Мы лентяи и не хотим работать эффективно? Думаю, что дело в другом, дело в условиях. И это не вина, а беда нашей глубинки, что там нет работы и людям просто нечем заняться", - подчеркнул глава АРБ.

В заключение он сделал обобщающий вывод, что без развития финансового рынка не будет ни инновационного развития, ни модернизации экономики и развития инфраструктуры. "Это материальная сфера, требующая понятных механизмов использования средств, просчитанных доходов. Все это должно быть понятно и публично, а не путем загадочного распределения, как это происходило в нашей стране многие десятилетия", - убежден Г. Тосунян.

Вице-президент, член Генерального совета Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Александр Галушко отметил, что модернизация требует создания таких условий, когда реализация инновационных проектов становится выгодна бизнесу. По его словам, никто не снимает с повестки дня необходимость повышения производительности труда в 3-5 раз. Именно таков порядок отставания России от мировых держав. Вопрос в том, что если российские предприятия пойдут на модернизацию, то это грозит социальной проблемой. Арифметика здесь простая, но пугающая. Технологическое перевооружение приводит к росту производительности как минимум в 3-5 раз и соответствующему сокращению персонала. Если учесть, что негосударственный сектор обеспечивает наибольшую занятость – до 52 млн человек, а производительность в нем отстает в 3,9 раза, то модернизация этого сектора приведет к потере работы 38 млн человек. Возникает вопрос, как трудоустроить этих людей. Ответ у А. Галушко один – при проведении модернизации необходимо опережающими темпами создавать новые рабочие места. Альтернативы этому решению нет, особенно под угрозой социального взрыва.

Вопрос в том, кто будет создавать эти места. Для начала требуется кардинальное улучшение инвестиционного климата.

Создание 18-20 млн рабочих мест потребует, с учетом того, что в Европе создание 1 рабочего места стоит $150-400 тыс., $3 трлн. Даже если проводить модернизацию не одномоментно, а в течение 10 лет, то модернизационный запрос деловой системе составит $3 млн в год. Российская финансовая система и бюджет такой запрос обеспечить не сможет. Следовательно, нужны прямые инвестиции, как следствие, - благоприятный инвестиционный климат.

Важно создать условия, при которых регионы будут конкурировать за инвестиции, постоянно улучшая инвестиционный климат на территории. А это значит, что нужны принципиально новые механизмы финансирования, поддержки инвестиций. В первую очередь необходимо развивать регионально-федеральное и частно-государственное партнерство в битве за инвестиции. При этом ключевая роль, инициатива отводится регионам и бизнесу в решении этой задачи.

Кроме того, потребуются госзаймы на внешнем рынке. Речь идет о возвращении практики госдолга. При условии, что заимствования не "проедались", а направлялись на создание институтов развития, обеспечивая их длинными и дешевыми кредитами. Кстати, на внешнем рынке сегодня таких кредитов избыток, а Россия зарекомендовала себя как надежный кредитор.


Версия для печати

« Назад