На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

Реализация законодательных инициатив президента РФ Дмитрия Медведева в 2010 году 

edinros.ru - 20.05.10

В ходе весенней сессии 2010 года Государственная Дума приняла ряд законопроектов в рамках реализации поручений президента РФ Дмитрия Медведева, озвученных им в Послании Федеральному собранию 12 ноября 2009 года.

Напомним, что глава государства, выступая с Посланием, в частности, озвучил предложения по совершенствованию политической системы в субъектах Федерации. Медведев заявил, что в перспективе нужно отказаться от сбора подписей как метода допуска партии к выборам и что необходимо освободить от процедуры сбора подписей хотя бы на региональных выборах партии, не представленные в Госдуме, но имеющие свои фракции в заксобраниях соответствующих субъектов. Более того, партии, представленные в региональных парламентах, "получат возможность формировать фракции". Также президент поручил обеспечить равный доступа партий к СМИ и создать равные возможности для встречи с избирателями.

Президент также заявил о необходимости "ввести единые критерии установления численности депутатов органов законодательной власти субъектов Федерации". В качестве примера глава государства назвал Москву, в Думе которой заседают 35 человек, и Туву, которая значительно уступает столице как по экономике, так и по численности населения, при этом в Великом Хурале республики заседают 162 парламентария. В результате был принят закон, который увязал численность парламентариев с количеством жителей в данном регионе.

Важнейшими из принятых депутатами законов были президентские законопроекты об изменении порядка досрочного голосования на выборах в органы местного самоуправления, о предоставлении партиям. Не представленным в Госдуме и законодательных региональных органах, права участвовать в пленарных заседаниях и закон, предусматривающий возможность включения в состав фракций депутатов из списка кандидатов, получивших один мандат.

Наряду с совершенствованием политической системы РФ, в рамках исполнения Послания президента, Госдумой ведется работа по борьбе с коррупцией, модернизации судебной системы, реформированию МВД и гуманизации системы наказаний. В своем обращении к Федеральному Собранию глава государства поставил задачу создать прозрачную систему судопроизводства, в частности создать апелляционные инстанции при судах общей юрисдикции. Медведев также поручил очистить милицию от "недостойных сотрудников" и обеспечить достойное материальное обеспечение честным милиционерам.

В ходе весенней сессии парламентарии приняли принят важный закон по поддержке НКО. В послании Медведев заявил, что государство продолжит поддерживать неправительственные организации, создаст специальный институт социально-ориентированных НКО и предоставит им целый ряд преференций.

По инициативе президента Госдума ратифицировала соглашение между Россией и Украиной по вопросам пребывания российского Черноморского флота на территории Украины. Продолжена работа по выполнению задач, поставленных президентом в части повышения безопастности дорожного движения.

В плане на июнь - 14 законодательных инициатив президента и правительства. В первом чтении, в частности, планируется рассмотреть инициативу президента об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе МИД.

О введении единой численности региональных парламентов

24 марта 2010 года Госдума приняла во втором чтении президентский законопроект о порядке определения численности депутатов в региональных парламентах.

Изменения вносятся в статью 4 федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ". В соответствии с документом, число парламентариев будет ограничиваться численностью избирателей в регионе. Если в субъекте РФ избирателей менее 500 тысяч, число депутатов должно составлять от 15 до 50 человек; если избирателей от 500 тысяч до миллиона, то депутатов - от 25 до 70; когда избирателей от 1 миллиона до 2 миллионов человек, депутатов - от 35 до 90; при численности избирателей свыше 2 миллионов человек законопроект устанавливает число депутатов не менее 45 и не более 110.

Число избирателей на территории субъекта РФ определяется на основании данных регистрации избирателей и участников референдума. Если за шесть месяцев до истечения срока, в который должны быть назначены выборы в законодательный орган субъекта РФ (не позднее, чем за 90 дней до дня голосования), депутатов окажется меньше или больше, чем нужно, из-за того, что изменится число избирателей, и такое соотношение будет зафиксировано на 1 января и 1 июля в течение 18 календарных месяцев, непосредственно предшествующих указанным шести месяцам, установленное число депутатов необходимо привести в соответствие с изменившейся численностью избирателей, говорится в документе.

Законодательство субъектов РФ, в которых число депутатов не соответствует числу избирателей, должно быть приведено в соответствие с указанными положениями не позднее 1 сентября 2011 года, отмечается в пояснительной записке к законопроекту. Федеральный закон вступает в силу с 1 августа 2011 года. В Послании Федеральном собранию Медведев предложил ввести единый критерий определения численности депутатов органов законодательной власти субъектов РФ. В пример президент привел ситуацию с двумя регионами - многомиллионное население экономически сильной Москвы представлено в городской думе 35 народными избранниками, а в Великом Хурале Республики Тыва, экономические возможности которой куда более скромны, а население в 30 с лишним раз меньше, заседают 162 депутата.

Лиана Пепеляева, заместитель председателя комитета Госдумы по финансовому рынку Лиана Пепеляева:

"Будет введен единый критерий установления числа депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. Таким критерием должна стать численность избирателей, зарегистрированных на территории субъекта. Минимальное количество членов региональных законодательных собраний составит 15 человек, максимальное – 110.

Региональное законодательство должно быть приведено в соответствие с федеральным законом в срок до 1 сентября 2011 года. Сам закон вступит в силу на месяц раньше - с августа 2011 года.

Проведенный анализ показал, что сейчас указанным критериям не соответствует численность парламентов в 19 регионах страны. Например, в Республике Хакасия нужно будет сократить 25 мандатов. Интересно, что в 11 субъектах число депутатов меньше установленной в законопроекте минимальной численности. Например, количество депутатов в Московской городской Думе придется увеличить на 10.

Менять число депутатов в Новосибирском областном Совете по новому закону не обязательно. По информации Облизбиркома, на 1 января текущего года на территории области зарегистрировано 2 112 444 избирателя. В соответствии с законопроектом, количество мандатов при численности избирателей более 2 млн человек может варьироваться в пределах 45 – 110. Более того, в 2008 году в Устав Новосибирской области были внесены изменения – теперь в Облсовете будет не 98 (как в текущем созыве), а 76 депутатов".

О ежегодных отчетах губернаторов

12 марта 2010 Госдума приняла законопроект, который обязывает губернаторов предоставлять каждый год отчет о своей работе местным законодательным собраниям. Поправки вносятся статьи 5 и 18 закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

В Послании Федеральному собранию Медведев отметил: "В уставы и конституции субъектов Российской Федерации предлагаю включить статьи о ежегодном отчёте руководителей исполнительной власти перед местным парламентом по аналогии с Конституцией России".

Галина Изотова, первый заместитель председателя комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике

"Логично, что глава региона должен отчитываться перед заксобранием, так как именно представительный орган субъекта и наделяет его полномочиями. В этом законопроекте реализуются задачи, поставленные президентом в его ежегодном Послании относительно включения в уставы и конституции субъектов РФ статей об отчете руководителей исполнительной власти перед местным парламентом. Тем самым на уровне законодательства регионов закрепляется норма подконтрольности исполнительной власти представительной. Законопроектом обязывает главу региона регулярно отчитываться перед представительным органом власти субъекта. С нашей точки зрения, это очень логично, поскольку именно заксобрание региона наделяет губернатора полномочиями".

Ирина Яровая, зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству

"Отчет глав регионов перед представительными органами "Единая Россия" поддерживает и рассматривает как дополнительную меру в обеспечении открытости действий власти, развитие взаимодействия и ответственности перед гражданами. Оценка эффективности деятельности глав регионов, система представления кандидатур на должность губернатора кандидатур партиями, имеющими большинство доверия граждан и назначения Президентом, а теперь и обязательность отчета – это комплекс единых мер по качественному развитию политической системы в России. Профессионализм, эффективность, ответственность в решении задач повышения качества жизни граждан и развития регионов – главная цель, которую мы заинтересованы достичь, инициируя и поддерживая новые формы взаимодействия всех уровней власти. Все, кто претендует на доверие граждан, должны соответствовать высоким требованиям в оценке их деятельности".

Уточнение порядка использования открепительных удостоверений

28 мая 2010 президент РФ внес в Госдуму проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с уточнением порядка использования открепительных удостоверений при проведении выборов и референдумов" и описание законопроекта.

Согласно законопроекту вводятся единые требования к изготовлению, выдаче и использованию открепительных удостоверений на выборах и референдумах всех уровней. А также устанавливается единая форма открепительных удостоверений. При изготовлении этих удостоверений будет использоваться бумага с водяными знаками и (или) с нанесенной типографским способом надписью микрошрифтом и (или) иные специальные элементы защиты. Открепительные удостоверения согласно законопроекту являются документами строгой отчетности и имеют единую нумерацию на всей территории проведения выборов.

Заказ на изготовление открепительных удостоверений размещается строго на основании решения избирательной комиссии и осуществляется централизованно. Чтобы получить открепительное удостоверение избиратель должен написать заявление с указанием причины, по которой оно ему требуется. Открепительное удостоверение выдается под роспись лично избирателю либо его представителю на основании доверенности. Территориальные и участковые избирательные комиссии ведут строгий учет выданных открепительных удостоверений.

Избиратель, которому выдано открепительное удостоверение, исключается участковой избирательной комиссией из списка избирателей на соответствующем избирательном участке.

По предъявлении открепительного удостоверения в день голосования избиратель дополнительно включается в список избирателей на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования. Повторная выдача открепительного удостоверения не допускается. При утрате открепительного удостоверения его дубликат не выдается.

Закон предусматривает уголовную ответственность за незаконное изготовление, хранение или перевозку открепительных удостоверений. Дополнительно к имеющимся: штрафу от 100 тыс. до 500 тыс. рублей или штрафу в размере заработной платы от 1 года до 3 лет и лишению свободы на срок до 3 лет предлагается виновного лишать права занимать определенные должности на срок от 2 до 5 лет.

Предлагается установить также административную ответственность за нарушение порядка их выдачи, незаконное получение избирательного бюллетеня, в том числе по открепительному удостоверению, за использование заведомо поддельного открепительного удостоверения. Соответствующие изменения вносятся в статью 5.22 Кодекса об административных правонарушениях, который также дополняется новой статьей 5.58 (штрафные санкции составляют в среднем от 1000 до 3500 рублей).

Предполагается, что закон вступит в силу через 30 дней со дня официального опубликования. При этом устанавливается поэтапное введение в действие на территории России положений о передаче открепительных удостоверений избирательным комиссиям и об учете удостоверений (в том числе с использованием ГАС "Выборы").

Принятие федерального закона не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.

Это десятый законопроект, разработанный в целях реализации положений Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ 2009 года, касающихся вопросов избирательных прав граждан и развития политической системы страны. "Полагаю также необходимым проанализировать практику использования открепительных удостоверений, принять необходимые меры для предотвращения незаконных манипуляций", - сказал Медведев в своем Послании.

Законопроект разработан по итогам проведенного анализа сложившейся практики использования в избирательном процессе открепительных удостоверений. Опыт проведения избирательных кампаний показал, что одним из встречающихся в избирательной практике видов нарушений на выборах являются незаконные манипуляции с открепительными удостоверениями. Это связанно с недостаточной защищенностью открепительного удостоверения как документа и существующими пробелами в процедурах получения и применения открепительных удостоверений.

Цель предлагаемых изменений - через учет открепительных удостоверений и контроль за их использованием сделать российскую избирательную систему более прозрачной, повысить уровень доверия избирателей к выборам.

Владимир Плигин, председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству

"Законопроект об уточнении порядка использования открепительных удостоверений был разработан по результатам многостороннего анализа сложившейся практики использования в избирательном процессе открепительных удостоверений. Политические партии и избиратели не раз обращали внимание на то, что одним из встречающихся нарушений на выборах, являлась незаконная манипуляция с открепительными удостоверениями. По мнению лиц, анализирующих практику, это было связано с недостаточной защищенностью открепительного удостоверения и существующими пробелами в процедуре получения открепительных удостоверений.

Это уже десятый законопроект, который разработан в целях реализации положений Послания президента Российской Федерации Федеральному Собранию 2009 года, касающихся вопросов избирательных прав граждан и развития политической системы страны. Законопроект предусматривает закрепление единых требований к изготовлению, выдаче и использованию открепительных удостоверений. В частности устанавливается, что открепительные удостоверения будут являться документом строгой отчетности, иметь единую нумерацию на всей территории проведения выборов. При их изготовлении используется специальная бумага, с водяными знаками и размещаются иные элементы защиты.

Я считаю, что принятие данного законопроекта во многом, если не целиком, снимет ту критику, которая раздавалась в связи с практикой использования открепительных удостоверений. Соответственно в законопроекте содержится и дополнительное требование, связанное с тем, каким образом, осуществляется использование открепительного удостоверения. Избиратель, которому выдано открепительное удостоверение, исключается участковой избирательной комиссией из списка избирателей на соответствующем избирательном участке. Затем, при предъявлении открепительного удостоверения в день голосования, избиратель дополнительно включается в список избирателей на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосовании. В графе "Особые отметки" соответствующего списка делается отметка о голосовании по открепительному удостоверению с указанием его номера. После этого открепительное удостоверение изымается у избирателя. Кстати хотел бы отметить, что повторная выдача открепительного удостоверения не допускается, при утрате открепительного удостоверения его дубликат не выдается. То есть вот такой комплексный нормативный акт с моей точки зрения полно, объективно, точно регулирующий данную проблему".

Совершенствование судебной системы

Альтернативное урегулирование споров

14 мая 2009 года Государственная Дума приняла в первом чтении президентский законопроект "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника" (о процедуре медиации) и сопровождающий его законопроект о внесении изменений в законодательные акты в связи с принятием названного закона.

Законопроекты определяют виды и принципы процедуры медиации, порядок и сроки её проведения, использование этой процедуры при рассмотрении спора третейским судом.

Олег Морозов, первый заместитель председателя Госдумы

"Создание правовой основы альтернативных процедур урегулирования споров будет способствовать расширению их применения не в ущерб качеству рассмотрения, что, несомненно, приведет к снижению нагрузки на судебную систему и обеспечит значительное сокращение судебных издержек оппонентов".

"Законопроекты предлагают удобный, гибкий и быстрый способ разрешения гражданско-правовых споров, гарантирующий исполнение принятых решений. Устанавливается внесудебная процедура урегулирования споров - медиация при участии нейтральных лиц - медиаторов. Как примирительная процедура урегулирования споров, медиация обеспечит достижение сторонами взаимоприемлемого решения на основе их добровольного согласия. Такое посредничество, альтернативное судебной форме разрешения конфликтов, широко применяется в США, Канаде, Франции, Нидерландах

Законопроекты определяют виды и принципы процедуры медиации, порядок и сроки её проведения, использование этой процедуры при рассмотрении спора третейским судом.

Создание правовой основы альтернативных процедур урегулирования споров будет способствовать расширению их применения не в ущерб качеству рассмотрения, что, несомненно, приведет к снижению нагрузки на судебную систему и обеспечит значительное сокращение судебных издержек оппонентов"".

Создание гарантий на оперативное судопроизводство

9 апреля 2010 года 9 апреля Государственная Дума рассмотрела в первом чтении президентский законопроект, целью которого является создание гарантий обеспечения прав на судопроизводство и на исполнение судебного акта в разумный срок. Законопроект подготовлен с целью выполнения требований Европейского Суда по правам человека о создании эффективного средства правовой защиты.

Законопроект предусматривает, что обратиться с заявлением о присуждении компенсации за нарушение прав на судопроизводство или на исполнение судебного акта в разумный срок вправе заинтересованное лицо, которое из-за допущенных просрочек претерпело неблагоприятные последствия. Законопроект предусматривает порядок и сроки подачи заявления о присуждении компенсации, а также решается вопрос о компетенции общей юрисдикции и арбитражных судов по рассмотрению такого рода заявлений.

Лиана Пепеляева, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по финансовому рынку

"Законопроект значим не только в свете участия России в Совете Европы. Это важная внутригосударственная задача – совершенствовать судебную систему, чтобы неоправданная волокита при рассмотрении дел в судах была исключена. Кроме того, если произошло затягивание дела, то гражданин должен получить денежную компенсацию. Известно, что дела у нас порой тянутся годами. Безусловно, это можно считать существенным психотравмирующим фактором для участников судопроизводства. При этом неважно, о ком идет речь – об истце или ответчике, потерпевшем или обвиняемом. Для любого человека длительное судебное разбирательство является испытанием".


Версия для печати

« Назад