На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

Медиаторы помогут судьям

"Континент Сибирь online" - 21.05.10

Идея о возможности развития в России медиации и других примирительных процедур обсуждается достаточно давно.

Так, еще в Федеральной целевой программе развития судебной системы в 2007 - 2011 годах, утвержденной постановлением правительства РФ в сентябре 2006 года, указывалось на необходимость внедрения примирительных процедур (восстановительной юстиции), внесудебных и досудебных способов урегулирования споров.

Отмечалось, что это будет способствовать снижению нагрузки на судей и, как следствие, экономии бюджетных ресурсов и повышению качества осуществления правосудия. Среди альтернативных способов урегулирования споров называлась, в частности, процедура медиации.

Проблема загруженности судов, надо признать, в нашей стране стоит очень остро. Так, в Москве судья арбитражного суда вынужден рассматривать до 15-20 дел за рабочий день. В Санкт-Петербурге в 2009 году мировые судьи рассматривали в среднем 130 дел в месяц. Полагаю, что и по Новосибирску могут быть названы сравнимые цифры. В какой-то мере это позитивные данные, они говорят о том, что граждане все чаще предпочитают разрешать свои правовые споры цивилизованным путем. Но, с другой стороны, такие объемы работы судей вызывают закономерные вопросы о возможном качестве.

Для решения данной проблемы определенные меры уже были предприняты. Например, увеличивается количество мировых судей, в январе был принят закон, который перераспределил компетенцию мировых и федеральных судей. Однако внедрение альтернативных (внесудебных) способов урегулирования правовых споров как вариант решения вопроса пока практически не используется.

В марте 2010 года президент внес в Государственную Думу пакет законопроектов, создающих правовые основы для применения процедуры медиации. В настоящий момент законопроекты уже прошли первое чтение в Государственной Думе.

Медиация – это деятельность привлекаемого сторонами конфликта лица, который действует на профессиональной основе и призван помочь в более скором и менее затратном его урегулировании.

Важно понимать, что медиатор – это не судья, не арбитр, он не выносит решения по делу. Он помогает сторонам в ходе дискуссии найти взаимоприемлемое решение. Не секрет, что нередко стороны не могут решить конфликт только потому, что у них не наладился контакт, мешают личностные факторы. Медиация эти проблемы снимает. Можно с уверенностью сказать, что решение, принятое по итогам переговоров, будет скорее и охотнее исполняться сторонами. Посредничество медиаторов широко и эффективно применяется в зарубежных странах (США, Канаде, Франции, Нидерландах).

Законопроект определяет понятие медиации, принципы данной деятельности, требования к соглашению о проведении процедуры медиации, различные виды процедуры медиации, в частности, внесудебную, досудебную и судебную. Предусмотрено, что процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора. Установлены определенные правила деятельности медиатора, которые будут обеспечивать его независимость и беспристрастность.

Стороны конфликта смогут заключать соглашение о применении процедуры медиации как до обращения в суд или третейский суд, так и после начала судебного или третейского разбирательства, в том числе по предложению судьи или третейского судьи. Однако наличие такого соглашения в общем случае не будет являться препятствием для обращения в суд или третейский суд.

Итогом процедуры медиации должно быть медиативное соглашение, в котором отражаются согласованные сторонами обязательства, условия и сроки их выполнения. Эти обязательства, условия и сроки их выполнения будут соблюдаться на основе принципов добровольности и добросовестности. Однако, если такое соглашение было достигнуто в рамках судебного или третейского разбирательства, то оно может быть утверждено судом или третейским судом в качестве мирового соглашения по правилам, установленным процессуальным законодательством или законодательством, регулирующем деятельность третейских судов. Это важный момент, который позволяет обеспечить перспективность применения данной процедуры.


Версия для печати

« Назад