На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

Отсроченная казнь

 
Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект, регламентирующий оплату за товары и услуги через платежные терминалы. Базовый закон был принят почти полгода назад и фактически сводил на нет присутствие мелких субъектов бизнеса на рынке электронных платежей. Владельцев платежных терминалов обязали в срок до 1 января 2010 года приобрести к каждому аппарату фискальный регистратор, цена которого составляет почти 50% от стоимости самого терминала. Поправки отодвинули время "Ч" на два года.
 
Невзирая на общемировую экономическую ситуацию, рынок моментальных платежей продолжает демонстрировать устойчивый рост. По прогнозам Национальной ассоциации участников электронной торговли, в текущем году оборот российского рынка моментальных платежей увеличится на 17,5% по сравнению с показателями 2008 года и составит 630 млрд рублей. Укрупнением этого сегмента рынка и обусловлено появление в мае 2009 года Федерального закона № 103 "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", обязавшего оснастить терминалы по приему платежей от населения защитным контрольно-кассовым устройством.
 
Закон вызвал жаркие дискуссии. "Депутатов вынудили голосовать фактически вслепую, не дав вникнуть в суть проекта и его последствия, — отмечает депутат Госдумы от Алтайского края Алексей Багаряков. — В результате возникла необходимость править закон еще до его вступления в силу. Мы наблюдали борьбу двух мощнейших лоббистских групп — банковской и сторонников платежных агентов. Итогом этой борьбы являлся контроль за десятками миллиардов рублей от платежных операций ни о чем не подозревающих граждан".
Закон обязывает оснастить каждый терминал по приему платежей специальным защищенным контрольно-кассовым устройством — фискальным регистратором. Трудность заключается в том, что стоимость регистратора составляет примерно половину стоимости самого платежного терминала. А выбирать малому бизнесу не приходится: Министерство промышленности и торговли рекомендовало всего две модели контрольно-кассовой техники (ККТ), разрешенной к регистрации в налоговых органах. Вся остальная ККТ была признана не подлежащей к применению.
 
Президент Региональной ассоциации участников рынка мгновенных платежей Леонид Сергеев считает, что закон ущемляет интересы малого и среднего бизнеса IT-индустрии. В октябре 2009 года Ассоциация подписала обращение к президенту РФ Дмитрию Медведеву с просьбой учесть в законе интересы не только банковского сектора и федеральных игроков. "Фискальный регистратор требует снятия отчета каждый день. Это влечет за собой затраты на расходные материалы, работу персонала, транспорт и снижает рентабельность бизнеса, — рассуждает господин Сергеев. — Также на данный момент ни у предпринимателей, ни у производителей фискальных регистраторов нет технической готовности к работе. Как предпринимателю организовать процесс снятия отчетов сразу со всех своих терминалов (10, 20, 30 аппаратов)? Учитывая, что сделать это нужно в конце суток, иначе завтра аппараты просто не будут работать. Технически эту проблему можно было бы решить (разработать технологию автоматического снятия отчетов), но пока для этого нет законодательной базы — принятый закон не подразумевает такой возможности. Наше предложение — организовать контроль самих платежных систем, разработать механизм отчетности платежных систем, чтобы все данные поступали в налоговые органы. Платежные системы контролировать легче и дешевле, поскольку их — десятки, а владельцев терминалов — десятки тысяч".
 
О поспешности закона говорит и директор компании "ШТРИХ-М Новосибирск" Вячеслав Попов. "В 103–ФЗ были значительно ограничены сроки, отведенные на оснащение платежных терминалов контрольно-кассовой техникой. Это создало проблемы для всех участников рынка: производителей, владельцев терминалов и сервисных компаний. Владельцам терминалов пришлось бы отвлекать серьезные суммы из оборота на их фискализацию, а перед новогодними каникулами агентам необходимо резервировать на счетах значительные средства для функционирования терминалов во время январских праздников", — рассуждает господин Попов.
Опасения участников рынка были услышаны законотворцами. На днях Госдума приняла в первом чтении законопроект, который переносит ввод новых моделей ККТ на два года. Кроме того, законодательные нововведения описывают новые требования к кассовым чекам, выдаваемым при оплате услуг через терминал. "Предлагается унифицировать перечень информации, предоставляемой платежным агентом в месте приема платежей, и информации, содержащейся в кассовом чеке, выдаваемом при проведении оплаты через терминал, — поясняет депутат Госдумы РФ от Новосибирской области Лиана Пепеляева. — В этом случае выдача кассового чека, содержащего обязательные реквизиты, обеспечит надлежащее исполнение требований по информированию плательщика. Также предлагается дополнить обязательные реквизиты кассового чека информацией о реквизитах договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. Это позволит устранить неоднозначное толкование норм при организации и проведении контроля за соблюдением требований об обязательности заключения соответствующего договора. Также владельцы платежных терминалов смогут использовать ККТ, не соответствующую требованиям закона о платежных терминалах".
 
Уже сейчас ясно, что действие закона о фискальных регистраторах изменит направление развития рынка платежных систем. Игроков на рынке станет меньше. Мелкие компании будут поглощены крупными. Старт сделкам М & А был дан 18 августа 2009 года, когда компания "ОСМП" и Группа Е-port объявили о своем юридическом и операционном слиянии.
 
"Крупные операторы завоюют городские агломерации. Но в отдаленные места федеральные структуры не дотянутся. Мелкие компании станут партнерами крупных. Нам как сервисной компании введение новых требований к содержанию платежных терминалов только на руку — наши услуги станут более востребованы", — отмечает директор компании "Софт-Сиб" Сергей Редькин.
 
Налицо заинтересованность банков в увеличении доли на рынке моментальных платежей. Для них ФЗ № 103 предложил путь "бескровных реформ": в банкоматах банковских платежных агентов должна устанавливаться ККТ, соответствующая закону, но на банкоматы кредитных учреждений это требование не распространяется. А какой банк сегодня не выдает кредитов? Для федеральных платежных агентов этот пункт решает многое, ведь каждый крупный игрок рынка мгновенных платежей уже задумался об аффилированном банке или банке, входящем в группу компаний. Рынок платежных систем набирает финансовый вес, определяется расстановка сил банковских и небанковских платежных агентов и ужесточаются условия входа для новых игроков.
 
Ирина КУЛАГИНА

Версия для печати

« Назад