На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

Найдите то, не знаю что

biz.newsib.ru - 17.11.09

Владельцам платежных терминалов продлили бизнес-историю еще минимум на два года

Несколько дней назад были приняты поправки в Федеральный закон №103 "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами". Напомним, что закон, который должен был вступить в силу с 1 января 2010 года, фактически сводил на нет работу терминалов мгновенной оплаты, поскольку владельцев пунктов приема электронных платежей обязали закупить контрольно-кассовую технику, которая отсутствует на рынке.
 
Платежная защита
 
ФЗ № 103 ввел новый стандарт контрольно-кассовой техники, оборудованной фискальным регистратором, который фиксирует информацию обо всех операциях на электронную контрольную ленту защищенную (ЭКЛЗ).
 
При проведении платежа через терминал оплаты клиенту будет выдаваться "расширенный" чек. В обязательном порядке в него должны войти реквизиты получателя платежа; реквизиты договора платежного агента, дающего ему право принимать платежи от физических лиц; и сводная информация, "предоставляемая платежным агентом в месте приема платежей, и содержащаяся в кассовом чеке, выдаваемом при проведении оплаты через терминал".
 
"Мы долгое время шли к принятию законов, которые сохраняли бы за владельцами платежных терминалов возможность принимать платежи от населения напрямую, без заключения агентских договоров с банками.
 
В мае этого года такие законы были, наконец, приняты, — отмечает депутат Госдумы от Новосибирской области Лиана Пепеляева. — В качестве гарантий законности данной деятельности, налогового учета и обеспечения прав потребителей этих услуг на владельцев платежных терминалов были возложены определенные обязанности. В частности, до 1 января 2010 года они должны были оснастить платежные терминалы контрольно-кассовой техникой (ККТ) и зарегистрировать её в установленном порядке. Но многие владельцы платежных терминалов не могут исполнить данное требование.
 
Решениями органов власти количество моделей ККТ, фактически допущенной для оснащения платежных терминалов, было сведено к двум моделям, которые в настоящее время отсутствуют в свободной продаже. Вся остальная ККТ была признана не подлежащей к применению.
 
На основе этого, налоговые органы стали отказывать юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в регистрации ККТ, которая была приобретена ими для оснащения платежных терминалов".
 
Под флагом потребителя
 
Новый закон неизбежно привел бы к укрупнению такого бизнеса как прием мгновенных платежей и вытеснению из этого сегмента рынка многочисленных ИП и ООО. Очевидно, что у мелких предпринимателей не хватит административного и финансового ресурса, чтобы найти доступ к рекомендованным моделям ККТ.
 
Фактически цель ФЗ № 103 — ужесточение контроля за деятельностью платежных агентов, блокирование "серых" схем обналичивания денежных средств. В Госдуме закон принимался "под флагом" защиты прав потребителей. Но чтобы окупить затраты на новую технику, владельцам бизнеса пришлось бы или увеличить комиссию за платеж, что совсем не порадует потребителей, или вступать в сложный процесс переговоров с получателями средств.
 
"Мы наблюдали борьбу двух мощнейших лоббистских групп — банковской и сторонников платежных агентов, — заявил депутат Госдумы от Алтайского края Алексей Багаряков.
 
— Гражданам, по большому счету, все равно, кто выйдет победителем в этой борьбе. Главное — чтобы было удобнее платить.
 
За закон депутатов вынудили голосовать фактически вслепую, не дав вникнуть в суть проекта и его последствия. В результате возникла необходимость править его ещё до вступления в силу".
 
Для финансового сектора закон о фискальных регистраторах является элементом законодательного обоснования существования единой национальной платежной системы. В банковских кругах надеются, что в 2009 году выйдет и отдельный закон о национальной платежной системе. Он приведет в соответствие платежные системы, банковские и небанковские платежные агенты. Впрочем, в принятии закона прослеживается не только почерк банков.
 
Директор новосибирской компании "Софт-Сиб" Сергей Редькин считает, что укрупнение игроков на рынке моментальных платежей и рост издержек на вхождение в бизнес — закономерный процесс.
 
И для крупных игроков "заточенность" закона на банки не станет помехой: "У крупных операторов мгновенных платежей есть аффилированный банк или банк, входящий в группу компаний. Крупные операторы завоюют городские агломерации. Но в отдаленные места федеральные структуры не дотянутся. Это им и не нужно, поскольку связано с дополнительными издержками на персонал и обслуживанием точек.
 
Мелкие компании станут партнерами крупных. А большие компании будут работать прозрачно, станут ответственны за моральную составляющую этого бизнеса.
 
Ведь для них строить бизнес для получения наличных не является серьезным мотивом".
 
Отложено на потом
 
Действие федерального закона о фискальных регистраторах изменит направление развития рынка платежных систем. Игроков на рынке станет меньше. Причем разорятся не только мелкие предприниматели, но и крупные федеральные сети.
 
Так, уже не выдержала новых рыночных условий компания "ОСМП" (Объединенные системы моментальных платежей). Но время, когда владельцам платежных терминалов придется затянуть пояса потуже, в соответствии с ноябрьскими поправками в закон было отодвинуто на два года.
 
До 1 января 2012 года при приеме платежей можно будет применять контрольно-кассовую технику, включенную в госреестр, независимо от того, соответствует ли она требованиям закона.
 
Даже если техника им не соответствует, её обязаны регистрировать и перерегистрировать в налоговых органах. То есть платежные агенты смогут спокойно использовать ту технику, которой они пользуются сейчас. После же 2012 года можно будет применять лишь технику, полностью соответствующую требованиям базового закона: то есть два экземпляра, рекомендованные Министерством промышленности и торговли России.
 
Ирина КУЛАГИНА

Версия для печати

« Назад