На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

Каких перемен ожидают вузы
 
 
Какие качества молодого специалиста работодатель ценит в первую очередь? Что может сделать студент, чтобы помочь самому себе трудоустроиться после окончания вуза? Эти и многие другие вопросы рассматривались участниками "круглого стола" "Молодой кадровый потенциал Новосибирской области", который проводился в Новосибирском университете экономики и управления (НГУЭУ).

О том, насколько рынок труда и рынок образовательных услуг соответствуют друг другу, можно судить по результатам исследований, которые проводились по заказу администрации Новосибирской области. Эти данные озвучила и проанализировала Надежда Вавилина, ректор Нового Сибирского университета, член Общественной палаты при президенте РФ. Оказывается, большинство работодателей не требуют от "новичка" многолетнего опыта, считая, что трех-пяти лет рабочего стажа вполне достаточно. Современный работодатель ждет, прежде всего, специалиста с точными профессиональными навыками и совершенно новыми социальными качествами. Требуются хорошие организаторы, профессионально и социально воспитанные люди, "креативщики", носители идей... А между тем в вузах сегодня зачастую "воспитываются ответственные исполнители" — не более того.

Отсюда вывод: вузам предстоит не просто принять меры, облегчающие положение студентов в нынешней ситуации кризиса (фиксированная плата за обучение и т. п.), но перестроить саму модель профобразования. Характерно, что уровень базовых знаний по профессии работодатели оценивают в два раза жестче, чем преподаватели вузов. И это расхождение только подтверждает, что перемены откладывать нельзя.

 Одна из проблем, которую студенты испытывают при трудоустройстве, связана с "боязнью производства", преодолевать которую нужно еще в студенчестве. В принципе, один-два дня в неделю будущий профессионал должен обучаться на предприятии, выполняя как теоретические, так и практические производственные задания. Сотрудничество кафедры и работодателя может ощутимо расширить возможности трудоустройства студентов. Главное — будущий специалист должен проявлять интерес к работе еще в период учебы. Иначе, дотянув до четвертого-пятого курса, выпускник может попасть в ряды инертных и невостребованных, а выйти из такого затруднения будет непросто.

— Что студент может сделать для своего будущего, обучаясь уже на первом-втором курсе? — задает вопрос Михаил Гусев, к.э.н., директор (НГУЭУ, Международная бизнес-школа). И сам же на этот вопрос отвечает: — Для начала нужно зарекомендовать себя перед преподавателями, которые часто являются еще и практикующими специалистами, а потому заинтересованы в привлечении молодого потенциала для решения конкретных задач. С другой стороны, сами студенты часто не справляются с поставленными задачами: говорят, что у них работа, и недостаточно серьезно относятся к выполнению другой своей работы — учебы. Если вы учитесь на коммерческом отделении, считайте, что вашими работодателями выступают родители. Если будете воспринимать ситуацию таким образом, многое изменится.

— Решая вопросы трудоустройства, все стороны должны быть активны, — напоминает председатель Новосибирской торгово-промышленной палаты Борис Брусиловский. — Система распределения, которая существовала у нас в советские годы, осталась в прошлом. Поэтому нужно наладить контакт студентов и преподавателей с работодателями. Силовыми методами ничего не продавишь — нужен взаимный интерес.
 Участники "круглого стола" отметили, что мотивация работодателей к "покупке" будущих специалистов оставляет желать лучшего. Целевую подготовку может позволить себе только крупное, стабильно работающее предприятие. А поскольку твердых гарантий, что студент после окончания вуза устроится работать именно туда, откуда поступали деньги на обучение, нет, предприниматели ведут целенаправленную работу, в основном со старшекурсниками. В целом позиция предприятий в период кризиса может быть очень разная: одни сокращают работников со стажем и повторяют фразу "мы не для студентов". Другие, напротив, набирают молодой актив, делают ставку на молодежные инициативы...

То, что интересные молодежные проекты появляются, — это факт. Но в то же время далеко не каждый из ребят готов сделать первый шаг на пути к карьерному росту. Не все обладают "выручательными" коммуникативными качествами, даже при наличии хороших профессиональных способностей. Кому-то поможет тренинг, кому-то понадобится совет. А бывает, молодые люди просто не владеют необходимой информацией — не знают, какими путями идти, какими возможностями пользоваться.

Депутат Государственной думы РФ Лиана Пепеляева напомнила, что некоторые проблемы могут быть решены с помощью образовательных кредитов. Эксперимент по их выдаче начался еще в прошлом году, но в последние месяцы экономическая ситуация изменилась. В 2008 году выдавать кредиты на обучение готовы были пять-шесть банков, а сегодня их количество сократилось.

— Государство должно оказать помощь в решении этой проблемы, — считает Лиана Пепеляева. — В настоящее время разрабатывается постановление правительства, предполагающее поручительство государства за студентов, берущих кредит, субсидирование части процентной ставки по выданному кредиту... Ставка не должна быть большой — максимум 11,5%.

 Конечно, активная поддержка будет касаться не всех студентов, а только тех, которые хорошо учатся. Причем учатся по востребованным специальностям, перечень которых будет составлен и обнародован.

Как ни странно, образовательные кредиты высоким спросом пока что не пользуются, несмотря на привлекательные условия выдачи денежных средств. Известны случаи, когда клиенты банков оформляли дорогой, но более привычный потребительский кредит, чтобы затем вложить деньги в обучение. Представители студенческого сообщества, участвовавшие в работе "круглого стола", попробовали объяснить причины непопулярности образовательных кредитов со своей точки зрения. Самая главная проблема, по их мнению, заключается в том, что студентам приходится решать массу разнообразных проблем. Трудности с жильем, более чем скромные стипендии — все это сводит на нет смысл оформления образовательных кредитов.

Как бы там ни было, практически все участники обсуждения согласились: меры, помогающие студентам более-менее благополучно пережить кризисный период, необходимы. Лиана Пепеляева сообщила, что в Государственную думу внесен проект федерального закона, предполагающий создание малых предприятий при образовательных учреждениях. Если этот проект будет принят, уже в 2009 году появится 25—30 тысяч рабочих мест, на которых будут трудиться выпускники вузов.

В текущем году будет принято решение о расширении бесплатного обучения, о создании вакантных бюджетных мест для магистратуры и аспирантуры (35 и 29 тысяч соответственно). И наконец, будут рассмотрены критерии перевода студентов, которые хорошо учатся, с платного обучения на бесплатные вакантные места. Руководителям вузов Министерство образования рекомендует пересмотреть условия перевода на бесплатное образование — учитывать успеваемость студента не за три года, как предполагают вузовские уставы, а за два года.

Много вопросов возникло по поводу востребованности тех или иных специальностей. Почему, например, молодежь не идет в инженеры — в профессию, которая так нужна российской экономике? Что нужно сделать, чтобы поднять престиж профессии? В советские времена, когда "экономики не было как таковой, а юридические проблемы решали обком и профком", технические вузы были по-настоящему престижны. Сегодня, когда система распределения канула в Лету, когда многие предприятия перестали быть государственной собственностью, а переизбыток рабочих мест исчез, в моду вошел образ удачливого бизнесмена и финансиста. Поэтому экономические специальности пользуются высоким спросом, несмотря на разговоры о том, что экономистов и менеджеров — "пруд пруди". Настоящий престиж профессии возможен только при наличии достойной оплаты труда и перспектив продвижения, иначе слово "надо" просто не сработает. Коль скоро зарплата рабочего составляет 30 тысяч, а зарплата инженера — 15 тысяч, выбор очевиден...

 Упоминая о таких профессиях, как юристы, экономисты, ректор НГУЭУ профессор Юрий Гусев уточнил: настоящие профессионалы будут востребованы всегда, и это подтверждено статистикой (абсолютное большинство студентов, закончивших профильные вузы, устраиваются работать по специальности). Квалификация решает все, главное — чтобы присутствовала мотивация на труд.

 — Надо мотивировать студентов, поясняя, что в перспективе пассивный человек может просто не найти свое место в жизни, — сказал Юрий Гусев, подводя итог обсуждения. — Как всегда, должны играть свою роль и "кнут", и "пряник". Гламур, который на протяжении пяти-семи лет развращал наше общество, потихоньку развеется, и перемены произойдут. А сегодня в работе "круглого стола" прозвучали очень интересные мысли, и наша задача — сформулировать их для представителей власти. После откровенного разговора нам есть над чем подумать.

ТАТЬЯНА ТРОФИМОВА

Версия для печати

« Назад