На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

Тандем поправит Думу

Президент запретит принимать законы социальной тематики без подзаконных актов правительства 

Депутатам запретят утверждать законопроекты социальной направленности до тех пор, пока правительство не представит к ним проекты подзаконных актов. Сегодня в регламент нижней палаты будет внесена соответствующая поправка, инициированная администрацией главы государства. А вчера состоянием дел на этом участке законодательной работы обеспокоился премьер Владимир Путин, сделавший специальное заявление. Таким образом президент и премьер продемонстрировали крайнюю степень озабоченности качеством отечественного законотворчества. Эксперты объяснили "НГ", какой вред стране наносит легкомысленный подход парламентариев к своим обязанностям.
 
"Очень много не исполняется решений. Это значит, что готовятся проекты некачественно и работа идет несистемная", – заявил вчера глава правительства на заседании президиума правительства. По его словам, работа кабинета министров по подготовке проектов правовых актов должна быть более открытой и системной. Инициатива Дмитрия Медведева выглядит на этом фоне продолжением важной темы.
 
Президент поручил синхронизировать работу нижней палаты парламента с правительством еще в начале февраля – после январской встречи с лидерами парламентских партий в Барвихе. Глава государства тогда посетовал на то, что принятые Думой законы не работают, так как существует большой разрыв между вступлением их в силу и приведением в порядок подзаконных актов.
 
"Этот разрыв нужно по максимуму сократить, – потребовал Медведев. – Мы могли бы договориться о том, чтобы по ключевым законам, не по всем, потому что это невозможно, но по ключевым законам исходить из того, что такого рода законы вносятся с подборкой подзаконного материала. Да, он может быть отрихтован потом, но хотя бы будет видно: вот закон, и вот совокупность актов правительства, актов министерств и ведомств. Это могло бы улучшить ситуацию с нормотворчеством в целом".
 
Классическим примером, подтверждающим серьезность проблемы, следует считать федеральный закон о монетизации льгот. К тому моменту, когда в начале 2005 года закон должен был вступить в силу, процедура его реализации так и не была прописана в подзаконных актах. Поэтому в назначенное время исполнение инициативы было существенно искажено, что привело к массовым протестам пенсионеров, утративших натуральные льготы. Похожие проблемы возникли и с федеральным законом о дачной амнистии. Из-за того, что положения закона долгое время не были определены в подзаконных актах, в регионах царила полная неразбериха в процессе его реализации. Совсем свежий пример: разрешение гражданам прописываться на дачных участках до сих пор не может быть реализовано – по той же причине...
 
Думцы без внимания предложение президента не оставили. Соответствующие поправки в регламент будут внесены фракцией "Единая Россия". Согласно документу, совет Думы назначает третье чтение любого законопроекта, предоставляющего отдельным категориям граждан социальную поддержку, "только после поступления в парламент информации правительства о проектах соответствующих нормативных правовых актов, содержащих подробное изложение основных нормативных предписаний и сроки принятия указанных нормативных правовых актов". "У нас нет времени на раскачку. В условиях кризиса надо срочно доводить до людей антикризисные законы через подзаконные акты", – сказала "НГ" зампред думского комитета по финансовому рынку Лиана Пепеляева.
 
По мнению старшего научного сотрудника Института государства и права Елены Виноградовой, идея сама по себе здравая. По ее словам, когда принимается законопроект без подготовленных подзаконных актов и регламента его применения, это фактически препятствует реализации считающегося юридически действующим федерального закона. "Приведу личный пример, пояснила Виноградова. – В 2009 году правительство заложило в бюджет компенсационные выплаты вкладов, обесценившихся в советское время. Соответствующее постановление правительства вышло примерно недели три назад, однако получить компенсацию некоторое время было невозможно, так как не было необходимых документов: приказа и инструкции Сбербанка России".
 
Впрочем, несмотря на полную обоснованность идеи, на взгляд Виноградовой, при ее закреплении на законодательном уровне надо учесть все многообразие подзаконных нормативных актов. Не все они могут и должны быть предметом рассмотрения и контроля в правительстве. "Возможно, этот вопрос потребует дополнительного обдумывания и обсуждения. Нельзя исключить ситуации, когда возложение только на правительство обязанности по подготовке и контролю готовности подзаконных нормативных актов в обеспечение принимаемых новых законов может привести к неисполнению ряда законов, например, федеральных законов прямого действия".
 
Ответные шаги навстречу Думе сделало и правительство. Вчера на заседании правительства принято постановление о совершенствовании законопроектной деятельности. В нем прописан механизм, который должен ускорить подготовку подзаконных актов к третьему чтению проектов федеральных законов, инициированных правительством.
 
Премьер-министр Владимир Путин впервые обратился к этой теме в прошлом году, на совещании со спикерами региональных парламентов в пансионате "Волжский утес" в Самарской области. Председатель правительства тогда призвал думцев разработать более эффективную систему взаимодействия с региональными парламентами, чтобы ускорить процесс приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным. Эта тема получила развитие на встрече президента Дмитрия Медведева со спикерами региональных парламентов, которая прошла в феврале в Кремле. Глава государства тогда заявил, что в условиях кризиса предлагаемые правительством законопроекты должны в ускоренном порядке вступать в силу, поэтому региональным парламентариям надо работать над совершенствованием своих инициатив в ускоренном порядке. С этой целью "Единая Россия" на заседании президиума генсовета в среду приняла решение создать экспертный совет при фракции ЕР в Госдуме, который и должен будет содействовать региональным парламентам в приведении законодательства субъектов в соответствие с федеральным.

ЭЛИНА БИЛЕВСКАЯ


Версия для печати

« Назад