На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

"Обладание инсайдерской информацией ставит продавца
в преимущественное положение"
 
kreml.org  - 27.03.09
 
Лиана Пепеляева координатор партии "Единая Россия" по национальным проектам, член комитета ГД РФ по финансовому рынку
 
- Чем так важен проект закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком"? Какие проблемы призван решить данный закон?
 
Необходимость создания механизма для выявления и пресечения правонарушений, совершаемых с использованием инсайдерской информации и путем манипулирования ценами на рынке, очевидна. Так, например, если руководство компании, зная о предстоящем падении цены акций компании, в срочном порядке начинает их сбывать, то речь идет именно об инсайдерской торговле. Обладание инсайдерской информацией ставит продавца в преимущественное положение по отношению к покупателю, который на момент совершения сделки не знал и не мог знать о том, что цены на акции в скором времени упадут. В результате совершения таких сделок   подрывается доверие инвесторов и участников торговли к организованным финансовым и товарным рынкам, ухудшаются условия для инвестирования и торговли на них. Дальнейшее развитие фондового рынка, становление в России финансового центра невозможно без законодательного регулирования   соответствующих отношений.
 
Есть ли за рубежом опыт борьбы с инсайдерской торговлей и манипулированием рынком?
 
Во многих зарубежных странах сегодня установлены специальные правила   распространения инсайдерской информации и создан эффективный механизм противодействия   манипулированию ценами на рынках. Специальная система контроля существует в Соединённых Штатах Америки. С определёнными изъятиями она применяется в Великобритании, детально разработана такая система в Германии. Так, в соответствии с немецким законом о торговле ценными бумагами даже попытка проведения транзакции на основе конфиденциальной информации о бизнес-политике   признается инсайдерской торговлей.   Она является наказуемым   правонарушением.
 
При подготовке внесенного в Государственную Думу законопроекта Правительство России изучало соответствующий зарубежный опыт.
 
- Что предлагает законопроект?  
 
Законопроект нацелен на создание механизма выявления и пресечения правонарушений, совершаемых путем использования инсайдерской информации и манипулирования ценами на рынке. Этот механизм будет распространяться на весь организованный рынок, как финансовый (включая валютный), так и товарный.
 
В нем определены понятия "инсайдерская информация", "инсайдер". Установлены   признаки манипулирования рынком. Определяется круг полномочий регулирующего органа по выявлению и предотвращению правонарушений, связанных с использованием инсайдерской информации. Устанавливается комплекс положений, закрепляющих основы механизма контроля за действиями инсайдеров и лиц, манипулирующих рынком. Наконец, законопроект устанавливает специальные правовые последствия совершения инсайдерских сделок. В частности, предусматривает взыскание в доход Российской Федерации с лица, совершившего такую сделку,   суммы незаконно полученной прибыли.  
 
- Потребуется ли внесение каких-либо изменений в действующее законодательство, если закон будет принят в предложенной реакции?
 
Законопроект   предполагает внести изменения в ряд федеральных законов. Так, для цели получения информации об операциях лиц с денежными средствами, когда такая информация необходима для выявления случаев неправомерного использования инсайдерской информации, предполагается внести изменения в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", установив соответствующие исключения из положений о банковской тайне. Из Федерального закона "О рынке ценных бумаг" предлагается исключить все положения, регулирующие манипулирование ценами.
 
- Как Вы оцениваете, будет ли борьба с этим негативными явлениями плодотворной в случае принятия закона в предложенной редакции?
 
 На самом деле,   оценить будущую эффективность того или иного закона на стадии его разработки достаточно сложно. Все зависит, в частности, от того, какие нормативные акты будут приняты в его исполнение. Однако уже понятно, что над проектом надо будет еще очень много поработать. В ходе обсуждения законопроекта на заседании Экспертно-консультативного совета фракции "Единая Россия"   было отмечено, что предложенный вариант регулирования требует значительной корректировки.
 
- Какие именно замечания были высказаны?
 
Как отмечалось ранее, законопроектом вводятся определения понятий "инсайдерская информация", "инсайдер", "манипулирование рынком" и так далее. Однако все комитеты Государственной Думы в своих заключениях отмечают существенные недостатки предложенных дефиниций.
 
Например, инсайдерской информацией может быть и "иная информация, раскрытие которой может оказать существенное воздействие на цены таких финансовых инструментов или товаров". Такое широкое определение инсайдерской информации через оценочные категории создает простор для возможных злоупотреблений со стороны контролирующих органов. Из определения понятия "инсайдерская информация" непонятно, как она соотносится по объему со служебной, коммерческой информацией и тайной.
 
Необоснованно велик перечень лиц, которые будут признаваться инсайдерами и нести предусмотренную законопроектом ответственность. Например, к инсайдерам будут относиться все акционеры открытого акционерного общества. Практически в этот круг может быть включено любое количество людей, в том числе, технические работники, оформляющие, размножающие и пересылающие инсайдерскую информацию.
 
Понятие "манипулирование рынком" определено недостаточно четко, с использованием оценочных категорий, таких как "действия, способные оказать влияние", "существенное отклонение", "предварительное соглашение (договоренность)", "незначительный промежуток времени".
 
Нечеткость формулировок открывает возможности для их произвольного толкования, а следовательно - для произвола контролирующих органов, проявления коррупции и других негативных последствий.
 
Требует согласования позиций предложенная законопроектом конструкция возмещения вреда, причиненного в результате "незаконного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком", поскольку сейчас она вступает в противоречие с Гражданским кодексом РФ. Вопреки общему правилу об ответственности юридического лица за действия своих работников, законопроект, напротив, предполагает ответственность самого работника и субсидиарную ответственность юридического лица.
 
Наконец, было отмечена необходимость скорректировать предмет и цели регулирования законопроекта с учетом положений законодательства о защите конкуренции.
 
- Действительно, замечаний было высказано достаточно много. Как планируется дальнейшая работа над проектом?
 
Учитывая значительное количество замечаний, была создана рабочая группа, задачей которой как раз и является детальный анализ законопроекта. Будут изучены   замечания и рекомендации всех заинтересованных сторон.
 
Безусловно, регулировать эти отношения необходимо, и законопроект должен быть принят.
 
 Беседовала Полина Давлетшина

Версия для печати

« Назад