На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

Сложный закон

 
Проект закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком" рискует вновь погрузиться в пучину согласований. Несмотря на то что вчера на заседании экспертно-консультационного совета фракции ЕР единороссы в целом одобрили закон, у многих депутатов по-прежнему есть возражения.
 
Участники экспертно-консультационного совета согласились с важностью принятия законопроекта. Однако у многих возникли вопросы, связанные с формулировками понятий и полномочиями ФСФР и правоохранительных органов. Зампред профильного комитета Госдумы Лиана Пепеляева отметила, что представленный законопроект содержит оценочные категории и нечеткие формулировки, такие как "возможные" и "существенные".
 
Координатор экспертного совета фракции в Совете федерации Сергей Иванов выразил мнение о том, что понятие инсайдерской информации в законе дано "чрезмерно широко" и нужно определить его более конкретно и четко указать, что считать инсайдерской информацией. Также он считает, что список лиц, которые имеют отношение к информации такого рода, необходимо сузить. "Мы против того, чтобы ничего не подозревающие лица становились инсайдерами и в отношении их в любой момент могло начаться преследование", – сказал он. На "не точно проработанный понятийный аппарат" законопроекта и непроработанность его связи с другими законами также указал еще один участник совещания.
 
"Этот проект закона разрабатывался больше шести лет, он только сейчас пришел в Госдуму. Поверьте, над ним очень серьезно работали. Это достаточно качественный продукт для принятия в первом чтении", – заявил заместитель руководителя ФСФР Александр Синенко в среду на заседании экспертно-консультационного совета. Он пояснил, что законопроект имеет универсальный характер и распространяется как на финансовые, так и на товарные рынки, поскольку использование инсайдерской информации и манипулирование – широко распространенные явления для этих рынков.
 
В тексте, напомним, законопроекта даются четкие определения манипулирования ценами и инсайдерской информации, описываются конкретные схемы манипулирования, вводятся прямые и четкие запреты на использование схем манипулирования и незаконной передачи инсайдерской информации. Законопроект предусматривает введение списка инсайдеров, которые эмитенты и иные заинтересованные лица будут представлять в ФСФР. При этом граждане, входящие в список, будут предупреждены об этом.
 
Через полгода после вступления в силу закона компании, владеющие инсайдерской информацией, будут обязаны создать структурное подразделение или назначить сотрудника, в обязанности которого будет входить надзор, контроль и предотвращение использования инсайда и манипулирования.
 
Кроме того, вводятся четкие обязанности организаторов торговли, поскольку они находятся наиболее близко к источникам информации: на них возлагаются обязанности в том числе по предотвращению схем и уведомлению ФСФР о нестандартных сделках. Проект закона вводит ряд мер по гражданско-правовой ответственности, в частности обязанность лица возместить вред, причиненный в результате неправомерного использования инсайдерской информации или манипулирования ценами. Вводятся полномочия ФСФР по обращению в суд для взыскания ущерба, а также в части проверок, контроля, надзора, получения объяснений от физических лиц и возможности в процессе контроля изымать средства технического фиксирования информации.
 
Законопроект обсуждается еще с 1990−х годов, разные версии документа многократно вносились в Госдуму, но ни разу не прошли даже первого чтения. В прошлом году Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) вновь подняла знамя борьбы с недобросовестными носителями непубличной информации – президент и премьер благословили создание в России международного финансового центра, и одним из условий выполнения этой задачи было объявлено принятие закона об инсайде. Документ прошел через президиум правительства и в середине декабря внесен в Госдуму.
 
Комментарий эксперта
 
Владимир Пехтин первый замруководителя фракции "Единая Россия"
 
Сегодня состоялось предварительное рассмотрение законопроекта. Он был разработан правительством РФ и внесен в Государственную думу в декабре прошлого года. На подготовку проекта закона об инсайде в общей сложности ушло около шести лет.
 
Целесообразность принятия законопроекта обусловлена пробелами в законодательстве, которые существуют на сегодняшний день. Термин "инсайдерская информация" вводится в наше законодательство впервые. Это публично нераскрытая информация о деятельности компании, раскрытие которой может оказать существенное воздействие на цены финансовых инструментов или товаров. То есть правовое поле, регулируемое законопроектом, – операции на финансовом и товарном рынках.
 
Эксперты отмечают, что злоупотребление инсайдерской информацией и манипулирование ценами подрывает основы функционирования организованных рынков. Искажение информации препятствует справедливому рыночному ценообразованию. Из-за отсутствия надлежащего законодательного регулирования этой сферы деятельности определить число случаев злоупотребления инсайдерской информацией достаточно сложно. По официальным оценкам, количество выявленных случаев манипулирования рынком ценных бумаг составляет около 4% от числа выявленных случаев совершения нестандартных сделок. Думаю, что в действительности эта цифра существенно выше.
 
В основе законопроекта лежит изучение и обобщение зарубежного опыта в области контроля за инсайдерскими сделками и манипулированием с учетом российской специфики. В нем не только определена соответствующая терминология, но и установлены требования к раскрытию инсайдерской информации с целью защиты инвесторов, а также полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам по выявлению и предотвращению правонарушений в этой сфере.
 
Законопроект был изучен как в Государственной думе, так и в Совете федерации, были проведены консультации в рамках Минфина и ФСФР. В результате было представлено существенное количество замечаний. В том числе с критикой законопроекта выступил координатор экспертного совета фракции в Совете федерации Сергей Иванов. В основном замечания касаются наличия нечетких формулировок и большого количества оценочных категорий. Кроме того, эксперты отметили необходимость сузить круг инсайдеров, так как в представленной редакции законопроекта к числу инсайдеров может быть отнесено практически любое физическое лицо.
 
Однако необходимость правового регулирования правонарушений, связанных со злоупотреблением инсайдерской информацией и манипулированием рынком, не вызывает сомнения. Члены экспертного совета одобрили концепцию законопроекта в целом. Было принято решение в целях доработки указанных недостатков в сжатые сроки провести парламентские слушания комитета по финансовому рынку и подготовить законопроект к первому чтению.
 

Версия для печати

« Назад