Система господдержек и противовесов
Представителям ЦБ выдают беспрецедентные полномочия по контролю за работой банков
"Коммерсант" № 226 – 11.12.08
 
Банк России получит беспрецедентные полномочия по контролю за работой коммерческих банков. В Госдуму внесен законопроект о введении специальных кураторов в банки для контроля за использованием полученных средств господдержки. Представители ЦБ смогут наложить вето на проведение крупных платежей, а за несоблюдение требований кураторов банки будут наказывать ограничением осуществления операций. Банкиры согласны с необходимостью введения контроля за расходованием госсредств, однако считают, что работа кураторов может серьезно осложнить текущую деятельность банков.
 
Разработанный при участии ЦБ и внесенный вчера на рассмотрение Госдумы депутатами Владиславом Резником, Лианой Пепеляевой, Александром Ковалем, Константином Шипуновым и сенатором Дмитрием Ананьевым законопроект предусматривает поправки в ст. 76 закона "О Центральном банке Российской Федерации". Документ наделяет дополнительными полномочиями спецпредставителей Банка России для осуществления контроля за всеми банками, получающими антикризисную поддержку в виде субординированных займов Внешэкономбанка, беззалоговых кредитов Банка России, средств федерального бюджета, размещенных на банковских депозитах.
 
Специальные кураторы будут отслеживать распределение госсредств: представители ЦБ вправе присутствовать на заседаниях органов управления банка, участвовать (но без права голоса) в принятии решений по кредитованию и управлению пассивами, а также запрашивать необходимую для проверки деятельности банка информацию. Банку потребуется согласие куратора на совершение ряда сделок и операций.
 
В частности, на то, чтобы распоряжаться недвижимым имуществом и другим имуществом, стоимость которых превышает 1% от совокупной стоимости активов банка; на перевод денежных средств в иностранные банки, если сумма превышает 1% от стоимости активов (для банка из ТОП-20 согласие обязательно на проведение платежа свыше 1,8 млрд руб), на исполнение банками обязательств по депозитам и кредитам, если их сумма выше 1% пассивов банка (для банка из ТОП-20 это платежи на сумму свыше 400 млн руб.). Если банк отказывается исполнять требования куратора, то он, согласно законопроекту, может быть оштрафован на сумму в размере 0,1% минимального уставного капитала (?5 млн). Кроме того, в отношении банка могут быть применены санкции в виде ограничения на отдельные операции на срок до шести месяцев.
 
На поддержку банковского сектора в период кризиса государство выделило 950 млрд руб. в виде субординированных кредитов, а также объявило проведение аукционов ЦБ по предоставлению банкам кредитов без обеспечения на срок до шести месяцев (банки уже взяли свыше 1,5 трлн руб.).
 
Институт кураторов официально введен 1 января 2008 года, кураторы работают более чем с 200 банками. Как сообщил "Ъ" глава комитета по финансовым рынкам и денежному обращению Совета федерации и один из авторов законопроекта Дмитрий Ананьев, по новому документу еще не менее 100 банков получат кураторов. Полномочия у спецкураторов будут гораздо шире, чем у тех, которые работают в банках сейчас. Если, согласно действующей инструкции ЦБ, кураторы имеют доступ к отчетностям и вправе запрашивать информацию по уже совершенным сделкам, то новый законопроект требует предварительного согласия куратора на совершение сделок. Кроме того, кураторы сейчас осуществляют удаленный контроль и могут присутствовать на заседаниях в банке только по согласованию с его руководством. "Да, документ увеличивает нагрузку на финансовые институты, но с точки зрения сохранности госденег логика законопроекта должна быть понятна банкам",— уверен Дмитрий Ананьев.
 
Банкиры, обращавшиеся за господдержкой, согласны с необходимостью введения контроля за расходованием госсредств. "Кредиторы имеют право получать информацию о состоянии заемщиков",— считает зампред правления ОТП-банка Евгений Егоров. Как сообщили в Банке Москвы, добросовестным банкам усиление надзора ничем не грозит, так как им скрывать нечего. "Введение дополнительных кураторов в банки — логично, ведь банки, которые могут рассчитывать сейчас на господдержку, оцениваются ЦБ всего по двум критериям: выполнение ими требований нормативов и оценка рейтинговых агентств",— напоминает вице-президент Номос-банка Василий Федоров.
 
В то же время все опрошенные "Ъ" банкиры опасаются, что способ осуществления контроля может негативно отразиться на их текущей деятельности, затянув сроки проведения операций. По словам Евгения Егорова, запрос предварительного согласия на операции может существенно затянуть их проведение из-за длительного срока принятия решения представителями ЦБ. Председатель совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин напоминает, что банки проводят тысячи операций в день по переводу средств за рубеж и большинство из них — по поручениям клиентов. "Если проверять расходование средств, которые выдаются не на конкретные цели, то потребуется проверка всех операций банка, а это нереально",— отмечает господин Вьюгин. Вице-президент Промсвязьбанка Татьяна Кузьмина опасается, что с учетом круга операций, на которые требуется согласование ЦБ, может потребоваться внедрение нескольких кураторов в один банк. "Появление дополнительных кураторов будет воспринято банками негативно. Хотя если это будет обязательным условием ЦБ для получения госпомощи, то, конечно, почти все согласятся",— считает вице-президент Собинбанка Павел Ильин.
 
По мнению банкиров, несмотря на то что кураторы не имеют права голоса при принятии решений, они смогут влиять на политику банков. "Присутствие на заседаниях коллегиальных органов управления делает из кураторов дополнительных менеджеров, которые могут косвенно влиять на окончательные решения банка",— считает Евгений Егоров.
 
Эксперты уверены, что основная цель законопроекта — ограничить вывод капитала банками за рубеж. "ЦБ принимал решения о выделении средств из бюджета тем или иным кредитным организациям в достаточно сжатые сроки. Поэтому одно из требований законопроекта — получение согласия ЦБ на перевод средств в иностранные банки — будет дополнительной страховкой для государства от возможного вывода капитала за рубеж",— считает Василий Федоров.
 
Татьяна Ъ-АЛЕШКИНА