На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

Новое в антикоррупционных законах
 
 "Континент Сибирь" № 48 – 05.12.08
 
Лиана Пепеляева, депутат Госдумы РФ, специально для "КС"
 
Государственная Дума РФ приняла в первом чтении пакет из четырех антикоррупционных законопроектов, внесенных президентом РФ в рамках реализации Национального плана противодействия коррупции. "За" проголосовали все 450 депутатов, не было ни одного голоса "против". Законы содержат целый ряд новых весьма значимых юридических норм, призванных сформировать на государственной и муниципальной службе атмосферу "невыгодности" коррупционного поведения. Рассмотрение законопроекта во втором чтении намечено на вторую половину декабря.
 
Пепеляева Лиана Витальевна — депутат Государственной Думы РФ четвертого и пятого созывов. Является заместителем председателя Комитета по финансовому рынку Государственной Думы. Член фракции "Единая Россия". Член ВПП "Единая Россия". С 1996 по 2003 год являлась депутатом Новосибирского городского Совета депутатов.
 
Новое в декларировании доходов и имущества
 
При поступлении на государственную или муниципальную службу соискатель должен будет представлять работодателю сведения не только о своих доходах и имуществе, но также о доходах и имуществе членов своей семьи. По запросу работодателя правоохранительные или контрольные органы будут проверять достоверность представленных служащим сведений.
 
Здесь возникло несколько вопросов для обсуждения ко второму чтению. Во-первых, неясно, идет ли речь о специальном перечне должностей, в отношении которых будут установлены такие обязанности, или об общих реестрах должностей — например, о Реестре должностей государственной гражданской службы, который уже утвержден Президентом РФ. От того, как эта норма будет уточнена, зависит, коснется ли она всех служащих либо распространится на ограниченный их круг (например, чиновников высшего и среднего звена).
 
Во-вторых, законопроект ограничивает состав семьи служащего его супругом и несовершеннолетними детьми — именно об их доходах и имуществе должна будет предоставляться информация. Сразу же стали поступать предложения расширить понятие членов семьи, хотя бы включить туда близких родственников, как они указаны в Семейном кодексе РФ (родители, дети, внуки, бабушки, дедушки, братья, сестры). Однако высказана была и обратная точка зрения: Конституция РФ вообще-то гарантирует неприкосновенность личной жизни и определяет, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Кроме того, не всегда реально даже предоставление информации о доходах и имуществе супруга — например, при раздельном проживании.
 
В-третьих, сведения о доходах и имуществе членов семьи представляются служащими с их слов, без приложения каких-либо документов. Конечно, по запросу работодателя могут быть проведены оперативно-розыскные мероприятия по проверке достоверности сведений, но законопроект не позволяет при этом ни проводить обследование помещений и транспортных средств, ни контролировать почтовые отправления, ни прослушивать телефонные переговоры.
 
Новое о "стукачестве"
 
Наиболее горячие дискуссии депутатов вызвала норма об обязанности служащих уведомлять в письменной форме нанимателя и органы прокуратуры о ставших им известными случаях совершения коррупционных правонарушений другими служащими. Сообщать положено и о непредставлении коллегами сведений о доходах и об имуществе, а также обо всех обращениях в целях склонения служащих к коррупции.
 
Нарекания вызвало то, что норма якобы стимулирует "стукачество" и "доносительство" и пр. На самом же деле, хотя эта обязанность и установлена в качестве должностной, и ее несоблюдение может стать основанием для увольнения со службы, следует понимать, что доказывание таких правонарушений весьма затруднительно. Поэтому норма скорее имеет характер декларативной, поощряющей активную гражданскую позицию служащих. К сожалению, декларативной осталась и та часть нормы, которая гласит, что служащий, уведомивший о фактах коррупции, находится под защитой государства.
 
Новые ограничения после увольнения со службы
 
После увольнения с государственной или муниципальной службы бывший служащий может поступить на работу в коммерческие или некоммерческие организации. Но если раньше в состав его должностных обязанностей входило государственное управление этими организациями, то в течение двух лет устройство на такое новое место возможно только с согласия специальной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих РФ и урегулированию конфликта интересов.
 
Бывший служащий должен будет уведомлять нового работодателя о прежнем месте работы, а сам новый работодатель — соответственно сообщать бывшему работодателю о принятии нового сотрудника. Неисполнение этой обязанности предполагается карать довольно строго — прекращением нового трудового договора, — а новый работодатель одновременно еще и будет оштрафован: для индивидуальных предпринимателей штраф составит от 20 до 50 тысяч рублей; для юридических лиц — от 100 до 500 тысяч рублей.
 
Новая ответственность взяткодателя
 
Базовым законопроектом "О противодействии коррупции" устанавливается возможность привлечения к административной ответственности юридического лица, в интересах которого совершаются коррупционные действия. Кодекс РФ об административных правонарушениях дополняется нормой об ответственности за незаконную передачу от имени юридического лица должностному лицу денег и иного имущества за совершение должностным лицом действий, связанных с его служебным положением. Штраф в этом случае может достигать трехкратной передаваемой суммы, но будет не меньше 1 млн рублей с одновременной конфискацией переданного.
 
Привлечение организации к ответственности не мешает тому, чтобы одновременно привлечь и конкретное виновное физическое лицо.
 
Дополнительные запреты
 
Только в одной статье 17 ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" содержится около двадцати запретов. В отношении должностных лиц, деятельность которых регулируется отдельными законами, такие ограничения были включены в соответствующие акты. Речь идет о судьях (14 прямых запретов), членах Совета Федерации, депутатах Государственной Думы (к пяти ранее существовавшим запретам добавляется еще четыре, такие как запрет выезда за рубеж за счет третьих лиц, получение вознаграждений, нецелевое использование техники и оборудования), сотрудниках Счетной палаты РФ (4 прямых запрета), членах ЦИК РФ (5 прямых запретов), служащих Центрального Банка России (8 прямых запретов). Для судей законопроект даже напрямую закрепил формы деклараций о доходах и имуществе. Кроме того, теперь в обязанности квалификационных коллегий судей напрямую включена обязанность проводить проверки опубликованных в СМИ сведений о фактах поведения судьи, не соответствующего требованиям кодекса судейской этики и подрывающего авторитет судебной власти.
 
Ужесточение уголовной ответственности
 
В Уголовный кодекс РФ вносится сразу несколько изменений. Во-первых, увеличивается количество случаев, когда может быть применена конфискация имущества: теперь это и нарушения при финансировании избирательной кампании, и заведомо ложные показания, и подкуп или принуждение к даче показаний.
 
Во-вторых, с трех до четырех лет увеличивается срок лишения свободы за злоупотребление полномочиями, а в случае тяжких последствий данного правонарушения максимальный срок лишения свободы увеличивается с пяти до десяти лет.
 
В-третьих, усиливается ответственность за коммерческий подкуп. Если сейчас незаконное получение денег должностным лицом от коммерческой организации при наличии вымогательства или предварительного сговора наказывается лишением свободы на срок до пяти лет, то новый законопроект устанавливает минимальную планку в семь лет, а верхнюю границу — в 12 лет лишения свободы.
 
Упрощение привлечения к  уголовной ответственности
 
Сейчас для возбуждения уголовного дела в отношении Генерального прокурора РФ, депутатов представительных органов (в том числе Государственной Думы), судей и так далее требуется соблюдение целого ряда условий, среди которых — обязательное заключение судейской коллегии о наличии признаков преступления. Новым законопроектом требование о наличии такого документа исключается в отношении: членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы; судей; депутатов региональных парламентов; прокуроров, руководителей следственных органов, следователей, адвокатов.
 
Впрочем, при данных изменениях остается в силе необходимость получения согласия, например, Совета Федерации для возбуждения дела в отношении его члена или согласия квалификационной коллегии судей — в отношении судей.
 
Что может измениться ко второму чтению
 
 
По существу законопроектов были высказаны замечания как семью комитетами-соисполнителями Государственной Думы, так и внешними экспертами.
 
Поступили предложения сделать обязательным декларирование не только доходов, но и расходов государственных служащих. Ассоциация юристов России предлагает расширить определение коррупции, включив в него не только получение материальной выгоды, но и неимущественные выгоды, например продвижение по службе. Было отмечено, что ограничения на получение чиновниками подарков не препятствует такому виду "одаривания", как устройство родственников на значимую или доходную должность в коммерческой организации.
 
Комитет по собственности предложил установить ограничения не только в случае принятия бывшего служащего в коммерческую организацию, но и в обратном случае. Эти и другие предложения будут рассматриваться рабочей группой по подготовке антикоррупционного пакета ко второму чтению.


Версия для печати

« Назад