На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

Закон принят — проблемы остались
 
 "Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов" № 64 – 05.12.08
 
В Новосибирске прошло окружное совещание о реализации Федерального закона "Об опеке и попечительстве", вступившего в силу 1 сентября 2008 года.
 
Как заработал закон? С какими проблемами столкнулись на местах? На эти вопросы пытались ответить участники совещания, организованного полномочным представителем Президента России в СФО, департаментом образования области и депутатом Госдумы Лианой Пепеляевой.
 
Федеральный закон "Об опеке и попечительстве", о необходимости которого так долго и упорно говорили на самых разных уровнях, получил неоднозначную оценку в обществе как на стадии разработки, так и после принятия. И не удивительно: ведь специального закона об опеке в России вообще не существовало, и споры вокруг него еще долго не утихнут. Нельзя сказать и о том, что, вступив в силу, закон действительно заработал. Вот как по окончании совещания прокомментировала Лиана Пепеляева вопрос "Ведомостей" о том, какие проблемы возникли у регионов при исполнении закона:
 
— После его принятия должен был появиться целый ряд подзаконных нормативных актов. Регионы их очень ждут. Именно они должны были урегулировать многие проблемные вопросы, но, к сожалению, их до сих пор нет. А без них закон не работает в полном объеме. Мы для того и пригласили специалистов из регионов, чтобы услышать их предложения. После этого мы уже на федеральном уровне еще раз обратим внимание на необходимость скорейшего урегулирования этих вопросов. Ведь регионы не знают, как работать. Вторая проблема — для меня очень важная и на взгляд группы депутатов Госдумы неурегулированная должным образом в законе — это патронатная форма воспитания. Третье — отмена 21 октября Верховным судом одного из пунктов Закона Новосибирской области "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству". Федеральный закон четко закрепил функции опеки и попечительства за исполнительной властью субъектов. А у нас в области их передали на местный уровень, с чем не согласился Верховный суд. С этим тоже придется что-то делать.
 
Как пояснили "Ведомостям" в комитете по культуре, образованию, науке, спорту и молодежной политике областного Совета, работа над разрешением сложнейшей юридической коллизии, возникшей после решения Верховного суда, уже началась. Возможно, все варианты, предлагаемые юристами областной администрации и правового управления облсовета, будут рассмотрены уже в декабре.
 
Среди наиболее острых проблем в сфере опеки и попечительства специалисты из сибирских регионов выделили постинтернатную социализацию выпускников детских домов. Им необходима помощь в получении качественного образования, а также обеспечение жильем и работой. Эффективным способом решения этой проблемы является организация постинтернатного сопровождения. Однако в законе нет указания на то, какие органы будут этим заниматься.
 
Права детей-сирот на внеочередное обеспечение жильем, несмотря на растущие в регионах объемы финансирования, пока не реализуются в полном объеме. По представленным статистическим данным, лучших показателей среди регионов СФО по обеспечению нуждающихся в жилых помещениях добилась Кемеровская область. Но представители практически всех регионов заявили, что без серьезной финансовой помощи из федерального бюджета проблему обеспечения жилья за счет региональных бюджетов не решить.
 
Не менее важно и сохранение за детьми-сиротами имеющегося у них жилья. Сохранность квартир, закрепленных за детьми-сиротами, должна обеспечиваться  опекунами, приемными родителями либо социальными педагогами интернатов. Периодически органами опеки и попечительства проводится инвентаризация этого жилья, уточнение списка нуждающихся. Но сохранение жилья — это ведь и ремонт, и ликвидация задолженности по оплате, и своевременное оформление их в собственность детей. Однако на законодательном уровне механизм обеспечения сохранности жилых помещений, закрепленных за несовершеннолетними или находящимися в их собственности, практически не разработан. Не определены лица, обязанные производить ремонт такого жилья,  порядок выделения средств на эти цели. Не урегулирован и вопрос погашения задолженности по коммунальным услугам в жилых помещениях, принадлежащих детям.
 
Еще одной проблемой остается трудоустройство воспитанников интернатных учреждений. "Как правило, они менее конкурентоспособны на рынке труда, и у части из них отсутствует мотивация к самостоятельному труду, — отметила начальник департамента по внутренней политике и обеспечению конституционных прав граждан аппарата полномочного представителя Президента в СФО Виктория Бахарева. — Задача профессиональной подготовки, помощи в самоопределении выпускников интернатов поставлена, в частности, в Федеральной целевой программе "Дети России" на 2007—2010 годы".                                                      
 
Елена КВАСНИКОВА
   Фото   Виталия МИХАЙЛОВА

Версия для печати

« Назад