На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

Прививка от кризиса

 
На вопросы о мерах, предпринимаемых Государственной Думой по урегулированию финансового кризиса в России, отвечает заместитель председателя комитета по финансовому рынку Лиана ПЕПЕЛЯЕВА.
 
— Лиана Витальевна, как вы оцениваете нынешнюю финансово-экономическую ситуацию в стране?
 
— Мировой финансовый кризис, который набрал обороты этой осенью, повлиял на экономику практически всех стран, в том числе и России. Нужно отметить, что основной причиной обвала являются новости с мировых рынков. На российском же рынке ценных бумаг инвесторы понимают, что эпоха распродаж согласно законам рынка закончится, а значит, нужно не упустить момент для выгодной покупки. Долгосрочные и среднесрочные инвесторы в данных условиях будут только наращивать свою долю. Для финансовой системы России более существенной проблемой сегодня является ее обеспеченность ликвидностью, деньгами. Эта проблема возникла в связи с тем, что наши банки и компании успели взять значительные кредиты за рубежом, где до недавнего времени они были доступнее и дешевле. Теперь на фоне мирового кризиса условия получения денег за рубежом существенно ужесточились, отечественные заемщики уже не могут перезанять средства для того, чтобы погасить свои прежние долги. На сегодня внешний долг банков и корпораций составляет соответственно 171 млрд и 265 млрд долларов. Но в целом финансовое положение российской экономики остается достаточно стабильным, в том числе и благодаря предпринимаемым усилиям государства. Российский фонд национального благосостояния составил на 1 октября 1 228,88 млрд руб. (48,68 млрд долларов), Резервный фонд — 3 559,19 млрд руб. (140,98 млрд долларов). Золотовалютные резервы на 3 октября выражаются в цифре более 546 млрд долларов, Россия по этому показателю занимает третье место после Китая и Японии. Несмотря на финансовый кризис, прогнозируется экономический рост к концу года по разным версиям от 6 до 8%.
 
— Обоснованны ли тревоги граждан за сохранность своих вкладов и стабильность отечественной банковской системы?
 
— Если говорить о сохранности вкладов, то серьезных оснований волноваться для абсолютного большинства граждан нет. Уже принят федеральный закон о повышении гарантий по вкладам, установлена полная гарантия компенсации вкладов до 700 000 руб. Таких вкладчиков абсолютное большинство — больше 95%. Эти меры неслучайны потому, что сегодня главная задача, стоящая перед Банком России, заключается в преодолении кризиса доверия вкладчиков к банковской системе. Такие же меры предпринимаются и в США, и в Европе. Что касается отечественной банковской системы в целом, нынешние сложности привнесены в нашу страну мировым финансовым кризисом. Положение банковского сектора зависит от того, насколько успешно будет разрешен вопрос с нехваткой ликвидности. На сегодня внешний долг российских компаний составляет 436 млрд долларов. В четвертом квартале 2008 года предстоят крупные платежи по внешним заимствованиям порядка 40 млрд. Я считаю, что необходимые шаги для решения этой проблемы сейчас предпринимаются. Государство предложило ряд мер по  предотвращению негативных последствий финансового кризиса в  России на российскую экономику как оперативного, так и более долгосрочного характера. На высшем уровне была создана единая рабочая группа с участием Президента и  премьер-министра РФ. Еженедельно Минфин РФ подтверждает готовность разместить в банках сотни миллионов бюджетных средств. Теперь мы на законодательном уровне расширили инструментарий поддержки.
 
— Недавно были приняты законы по антикризисным мерам, которые осуществляет правительство. В чем суть и смысл этих законов?
 
— Первым законом Внешэкономбанк наделяется правом до конца следующего года предоставлять организациям, в том числе банкам, кредиты в иностранной валюте для погашения и обслуживания иностранных кредитов и займов, полученных до 25 сентября 2008 года. Кроме того, ВЭБ сможет приобретать у иностранных кредиторов долги российских компаний. Общая сумма кредитов, которые может выдать Внешэкономбанк, и приобретенных долговых обязательств года может составить до 50 млрд долларов. Для этой цели Центробанк размещает соответствующие средства на депозите Внешэкономбанка. Надо отметить, что речь не идет о том, что государство полностью берет на себя все заботы по погашению долга предприятий. По данным ЦБ РФ, только до конца 2008 года объем выплат иностранным кредиторам составит около 40 млрд долларов, в 2009 году — около 80 млрд, тогда как объем кредитования не превысит 50 млрд. То есть ни о каком 100-процентном рефинансировании через ВЭБ речь не идет — существенную часть долга компании должны погасить за счет собственных средств.
 
Другой мерой поддержки будет наделение Банка России до конца следующего года правом компенсировать кредитным организациям часть убытков, которые могут возникнуть у них по сделкам межбанковского кредитования в случаях, когда у банков-контрагентов в период действия закона будет отозвана лицензия на осуществление банковских операций. Надо понимать, что на сегодняшний день ситуация весьма тревожная, банки не очень доверяют друг другу. А эта мера будет стимулировать сделки на межбанковском кредитном рынке. Тем самым будет обеспечено более свободное и оперативное распределение денежных средств в банковской системе. Закон также содержит меры более долгосрочного характера, а именно о предоставлении субординированных кредитов на срок до 2019 года. Суть механизма  заключается в следующем. Во-первых, Центральный банк РФ предоставит Сбербанку РФ кредиты на сумму до 500 млрд рублей. Во-вторых, Внешэкономбанк получит из Фонда национального благосостояния 450 млрд рублей. За счет этих средств он даст в кредит 200 млн рублей Банку ВТБ, 25 млрд рублей — Россельхозбанку и 225 млрд рублей другим банкам. Банки смогут получить во Внешэкономбанке кредит в размере до 15% собственных средств при условии, что такая же сумма будет получена ими, например, от акционеров. Кроме того, у банка должен быть определенный рейтинг долгосрочной кредитоспособности. Субординированные кредиты будут предоставляться по ставке 8% годовых. Они погашаются в последнюю очередь и не могут быть истребованы досрочно. Эта мера рассчитана уже на обеспечение надежности работы банковской системы в ближайший и последующие годы. Такие кредиты помогут банкам расширить свои возможности по кредитованию реального сектора, решить проблему дефицита длинных кредитов на срок от пяти лет. Таким образом, это гарантия того, что государство в трудную минуту придет на помощь банковскому сектору и защитит интересы клиентов банков.
 
Второй закон дает Центробанку возможность предоставлять кредитные ресурсы российским банкам, имеющим высокий рейтинг надежности, на срок не более шести месяцев без залога, но на рыночных условиях. Эта мера направлена на то, чтобы сделать деньги более подвижными. Условия и порядок таких кредитов будет определять Совет директоров Банка России.
 
Упомянутые законы приняты в экстренном порядке, но это делается именно потому, что средства нужны прямо сейчас. Президент абсолютно правильно сказал, что важна скорость принятия решения. Нужно действовать очень быстро с тем, чтобы не допустить паники на рынках, среди вкладчиков.
 
— Кто может рассчитывать на финансовую помощь государства?
 
— Меры поддержки рассчитаны и на российские компании, и на банки. Что бы ни говорили, круг этой поддержки будет широк, и он не ограничится только крупными предприятиями. Помощь будет оказана в первую очередь эффективно работающим отечественным предприятиям, которые из-за общей финансовой ситуации испытывают определенные финансовые трудности. Воспользовавшись предоставляемыми деньгами, они смогут относительно спокойно погасить свои долги перед иностранными кредиторами. Но нужно понимать, что в банковском секторе государство будет поддерживать только те организации, которые имеют значение для страны в целом или для отдельных регионов. Правительство не будет давать деньги направо и налево. Уже сейчас представители Внешэкономбанка заявляют, что порядок рефинансирования иностранных займов через ВЭБ будет не менее жестким, чем ныне действующий порядок выдачи кредитов на инвестиционные проекты.
 
— Означает ли это, что условия кредитования банками физических лиц не изменятся кардинально? Или все же о прежних "золотых" временах кредитования гражданам лучше забыть?
 
— Конечно, ситуация изменится, она уже изменилась, что особенно остро можно почувствовать на рынке ипотечных кредитов. К сожалению, ипотека становится гораздо менее доступной. Пока не поступят соответствующие финансовые средства в банковский сектор, пока не будут налажены механизмы межбанковского кредитования в новых условиях, кредитная политика банков будет существенно ужесточена. Изменившиеся условия вынуждают говорить о мерах по повышению возвратности кредитов, по упрощению процедуры взыскания за заложенное имущество, в том числе — жилье. Пока эти меры находятся в стадии разработки, но они, очевидно, будут вынесены на рассмотрение парламента.
 
— Не секрет, что оппоненты принятых законов и некоторые эксперты полагают, что государство не должно за счет казны помогать крупным компаниям расплачиваться с зарубежными кредиторами, так как для поддержки реальной экономики нужны другие меры, например, налоговые послабления. Почему же государство пошло именно этим путем?
 
— В последнее время сторонников жесткой либеральной политики, то есть тех, кто считает, что рынок должен все урегулировать сам, становится все меньше. Очевидно, что государство не может оставаться в стороне, когда возникает риск банкротства системообразующих компаний. Это поняли и в США, и во Франции, и в Великобритании — везде. Со стороны государства было бы странно и безответственно накапливать многомиллиардную "подушку безопасности" и при этом допустить в стране усугубление кризиса. Что касается самих мер, то здесь и сейчас финансовой системе нужны именно прямые финансовые вливания, чтобы не допустить неплатежей. Действительно: например, депутаты "Справедливой России" предлагают аварийное массовое снижение налогов, которое должно якобы автоматически обеспечить пополнение оборотных средств каждого предприятия. Но это лукавство. Совершенно ясно, что даже внесенная сегодня инициатива о снижении налогов не помогла бы заплатить 40 млрд долларов до конца года.
 
Но сегодня идет работа и над мерами, рассчитанными на среднесрочную перспективу. И, конечно, правительство рассматривает возможность изменения налоговых норм. Но это должны быть взвешенные решения. В самом правительстве сейчас существуют разные точки зрения на последствия возможных изменений. В то же время очень символично, что недавно "Деловая Россия" обратилась к Владимиру Путину с предложением объявить мораторий на любые налоговые новации до окончания финансового кризиса.
 
Беседовала Ирина РОГОТНЕВА

Версия для печати

« Назад