На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

"Государство должно на уровне законов предупреждать банкротства"

                                                                                                                                 kreml.org - 03.10.08

25 сентября 2008 года начал работу Форум ’Капитал: стратегия развития финансового сектора’, организованный Global Events Group. В форуме принимают участие представители ведущих российских и иностранных банков, таких как ВТБ, OTP Bank, BNP Paribas, Внешэкономбанк, Societe Generale Group, а также представители управляющих и инвестиционных компаний, регулирующих органов в финансовом секторе, специалистов по корпоративному управлению.
Один из участников Форума, заместитель председателя Комитета Государственной думы по финансовому рынку Лиана Пепеляева рассказала о перспективах совершенствования законодательства о финансовом секторе.

- Лиана Витальевна, сегодня, когда финансовая система России переживает трудные дни, насколько улучшение нормативного регулирования может исправить ситуацию?

- Я считаю, что государство в лице Минфина РФ, Центробанка предприняло достаточно четкие и продуманные меры по недопущения кризиса ликвидности, о котором все заговорили после событий на западных рынках. Вливания средств в банковскую систему позволило остановить падение фондовых индексов, избежать потенциальных проблем с платежеспособностью некоторых банков.

Вместе с тем в условиях финансового кризиса государство должно именно на уровне закона создать условия для предупреждения банкротства финансовых организаций. На прошедшей неделе соответствующий законопроект, одним из соавторов которого я являюсь, был внесен в Государственную Думу.

- В чем состоит его идея?

- Главное нововведение - мы предлагаем комплекс норм для того, чтобы не допустить банкротства финансовых организаций. Есть общие случаи для введения временной администрации - например, если организация в течение месяца неоднократно не исполняет требования кредиторов, допускает просрочки более 10 дней. В этом случае соответствующий контрольный орган сможет назначить временную администрацию, которая должна восстановить платежеспособность организации. Для каждого вида финансовых организаций - страховых, профучастников рынка ценных бумаг, негосударственных пенсионных фондов - установлены свои специальные требования, при нарушении которых также вводится временная администрация.

- Будет ли изменена сама процедура банкротства финансовых организаций, есть какие то механизмы, позволяющие обеспечить возврат средств гражданам?

- В настоящее время законодательство о банкротстве не в полной мере учитывает специфику деятельности финансовых организаций. Действующий закон не предусматривает достаточных механизмов, которые могли бы защитить граждан, ставших клиентами финансовых организаций, в случае их банкротства.
Поэтому законопроектом упрощены требования и существенно сокращены сроки для заявления и рассмотрения требований о банкротстве.

Сегодня по общему правилу для того, чтобы кредитор смог потребовать признать должника банкротом, он сперва должен получить судебное решение, подтверждающее его требования, затем получить исполнительный лист, направить его в службу судебных приставов и только через 30 дней после этого он может направить соответствующее требование в суд. Законопроектом предлагается установить, что такое право возникает у кредитора уже через 14 дней после того, как финансовая организация не исполнила его требования.

Если в общем случае суд должен рассмотреть дело о банкротстве в течение семи месяцев, то для финансовых организаций мы предлагаем ограничить этот срок двумя месяцами.

- Насколько известно, законопроект решает вопросы банкротства негосударственных пенсионных фондов?

- Действительно, впервые предусмотрена особая процедура в отношении негосударственных пенсионных фондов. Сейчас при банкротстве такого фонда за счет пенсионных резервов и пенсионных накоплений должны погашаться требования всех кредиторов - работников, поставщиков товаров, подрядчиков и наравне с ними - требования вкладчиков и участников фонда. Понятно, что пенсионные резервы и накопления предназначены именно для обеспечения обязательств перед участниками фонда и застрахованными лицами. Поэтому согласно законопроекту за счет этих средств требования других кредиторов удовлетворяться не будут. Вместо этого средства пенсионных резервов будут при определенных условиях либо выплачиваться участникам и вкладчикам, либо передаваться в другие пенсионные фонды, а средства пенсионных накоплений будут передаваться в государственный Пенсионный фонд РФ.

Эти и другие положения законопроекта позволят повысить степень защиты прав граждан, являющихся клиентами финансовых организаций.

- Какие еще наиболее интересные проекты по вопросам финансового рынка рассматривает сейчас Государственная Дума?

- Интересных инициатив достаточно много. Например, ко второму чтению готовится проект федерального закона ’О биржах и организованных торгах’. Сегодня отсутствие общего регулирования биржевой деятельности приводит к возникновению противоречий, отдельные секторы биржевой торговли не урегулированы. Все это препятствует развитию внутреннего финансового рынка. Рассматриваемый законопроект регулирует деятельность по организации торгов и распространению ценовой информации на финансовом и товарном рынках страны, деятельность участников таких рынков, защиту прав и интересов конечных пользователей.

Принципиально, что государственное регулирование биржевой деятельности на разных рынках (товарном, валютном, фондовом) должно будет осуществляется одним федеральным органом исполнительной власти.

Еще одна новелла - при эмиссии ценных бумаг замена в ряде случаев регистрации отчета об итогах на уведомительный порядок об итогах эмиссии. Это позволит обеспечить осуществление IPO в России на правилах, сходных с правилами, действующими на всех развитых рынках. Частично мы такой опыт уже имеем с 2006 года, сейчас предлагается расширить возможности его применения. В частности, законопроектом предлагается исключить действующее ограничение, которое не позволяет применять уведомительный порядок при эмиссии ценных бумаг кредитными организациями. Из-за этого ограничения из участников IPO кредитных организаций исключается большое число иностранных инвесторов.

- Есть ли новости о законопроекте о платежных терминалах?

- В сентябре мы внесли в Государственную Думы доработанный текст законопроекта, регулирующего деятельность платежных агентов по приему платежей, в том числе с использованием платежных терминалов.

Актуальность этого законопроекта понятна - сегодня граждане широко используют платежные терминалы для оплаты услуг мобильной связи, ЖКХ, погашения потребительских кредитов и других. В то же время деятельность по принятию платежей через терминалы недостаточно урегулирована: не определены допустимые варианты агентских схем, не установлено четких требований к тому, что должно быть указано в чеке, какая информация должна быть предоставлена плательщику в месте приема платежей. Иногда плательщик вплоть до получения чека не знает, какой размер комиссии будет с него удержан за проведение операции.

В обновленной версии в законопроект были положения, дополнительно обеспечивающие интересы участников этих отношений. Например, в число обязательных реквизитов чека включена информация о наименовании оплаченного товара (работ, услуг). Поставщик услуг должен будет по запросу плательщика предоставлять информацию о платежных агентах, осуществляющих прием платежей в его пользу, а также о местах приема платежей. В месте приема платежей должна быть среди прочего предоставлена информация о способах подачи претензий плательщиком. Ответственность платежного агента предполагается страховать или обеспечивать банковской гарантией.

Я полагаю, что этот законопроект может быть рассмотрен достаточно оперативно.




Версия для печати

« Назад