Лиана Пепеляева: "Внесенные законопроекты предусматривают комплекс мер поддержки российской финансовой системы"
 
er-duma.ru - 03.10.08
 
Мировой финансовый кризис привел к возникновению дефицита ликвидности во всем мире, в том числе в России и, как следствие, к появлению риска того, что без оказания поддержки банки и другие финансовые организации окажутся не способны в полной мере и в срок производить необходимые платежи, в том числе выплаты гражданам-вкладчикам. Наличие этого риска может снизить уровень доверия к российской банковской системе, может повысить напряженность в обществе и привести к эскалации инфляционных ожиданий.
 
Для недопущения этого государство и его специализированные институты обязаны оказать российской финансовой системе необходимую поддержку. Наряду с оперативными мерами, предпринимаемыми Министерством финансов России и Банком России, инструментарий поддержки должен быть дополнительно расширен.
 
С этой целью в Государственную Думу были внесены проекты федеральных законов "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации" и "О внесении изменения в статью 46 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
 
Как отмечает один из соавторов законопроектов, заместитель председателя Государственной Думы по финансовому рынку Лиана Пепеляева, законопроекты предусматривают комплекс мер поддержки.
 
Так, Банк России должен будет разместить в Государственной корпорации "Внешэкономбанк" депозиты на общую сумму 50 млрд. долларов США сроком на один год, при этом при необходимости срок депонирования может быть продлен.
 
За счет этих средств Внешэкономбанк будет предоставлять российским организациям кредиты и займы в иностранной валюте. Заемные средства будут предоставляться для погашения и обслуживания кредитов и займов, которые российские организации получили до 25 сентября 2008 года от иностранных организаций. Всего может быть выдано кредитов на общую сумму до 50 млрд. долларов США.
 
Процентная ставка по кредитам определяется Внешэкономбанком самостоятельно, минимальная процентная ставка будет всего на 5 процентных пунктов выше ставки ЛИБОР. Однако при предоставлении кредита Внешэкономбанк может установить требование о согласовании с ним всех других заимствований организации.
 
Другой мерой поддержки будет наделение Банка России правом компенсировать кредитным организациям часть убытков, которые могут возникнуть у них по сделкам межбанковского кредитования в случаях, когда у банков – контрагентов в период действия закона будет отозвана лицензия на осуществление банковских операций.
 
Эта мера будет стимулировать сделки на межбанковском кредитном рынке, поскольку она существенно снижает риск убытков от сделок по взаимному кредитованию банками друг друга. Тем самым будет обеспечено более свободное и оперативное распределение денежных средств в банковской системе.
 
Третьим элементом комплекса мер поддержки будет являться упрощение условий предоставления кредитов Банком России. Действующий Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" дает ему право предоставлять кредиты на срок не более одного года только под обеспечение ценными бумагами и другими активами. Это требование предусмотрено для того, чтобы обеспечить возврат кредита, но при этом снижается оперативность предоставления денежных средств, что необходимо в сегодняшних условиях.
 
Межу тем сегодня некоторые российские банки имеют рейтинги ведущих рейтинговых агентств, таких как Moody’s и Standard & Poor’s. Эти рейтинги регулярно обновляются и служат подтверждением устойчивости и платежеспособности банков. Поэтому предлагается дать возможность Банку России предоставлять кредитным организациям, имеющим рейтинг необходимого уровня, кредиты без обеспечения на срок не более шести месяцев.
 
Дополнительные меры поддержки финансовой системы будут действовать до 31 декабря 2009 года. По мнению авторов законопроекта, за этот период негативное воздействие мирового финансового кризиса будет преодолено.