На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

Новая экономическая политика: милитаризация или независимый бизнес
 
 
При смене приоритетов геополитики какие коррективы возможны в экономическом развитии нашей страны? Свою точку зрения на настоящее и будущее высказали первый заместитель декана факультета прикладной политологии ГУ-ВШЭ Валерия Касамара и заместитель председателя комитета Госдумы по финансовому рынку Лиана Пепеляева.
 
 
– Какая, на ваш взгляд, при нынешнем имидже России экономическая реальность ожидает нашу страну?
 
Валерия Касамара:
 
– В течение 20 лет мы попытались изменить нашу экономику, но не очень-то это удалось. Во времена перестройки смотрели на США, протягивающие нам гуманитарную помощь, и думали, что у них все замечательно, и пытались жить, как они. Потом наступил момент, когда поняли, что мы-то "круче" и можем жить лучше их. Наш имперский синдром, особенно после нынешнего августа, расцвел во всю мощь. С европейскими державами мы повели себя не по-партнерски, продемонстрировав, что хотим быть старшим братом. Россия, как Королева в "Алисе в стране чудес", готова играть в крокет по тем правилам, которые приходят ей в голову, не соблюдая договоренностей. Страна вернулась к тому, к чему привыкла в течение многих десятилетий, – разговору с позиции силы. Пойдя по такому пути, мы рискуем приобрести имидж страны, которой нельзя доверять и с которой опасно находиться во взаимозависимых отношениях.
 
Лиана Пепеляева:
 
– Если провести некоторое сравнение, то увидим, что отдельные конфликты оказывали существенно большее влияние на мировую экономику, нежели случившийся месяц назад. Дело в том, что военные конфликты нередко проходили в условиях экономических кризисов и усугубляли их. К примеру, в 1973 году мир был подвержен продовольственному кризису, в индустриальных странах существенно выросла инфляция – в США и Западной Европе она приблизилась к 10%. Началась арабо-израильская война. В итоге инвесторы впали в панику. По итогам 1973 года индекс Dow Jones упал на 22%, британский индекс FTSE за 18 дней упал на треть. Или разгар нефтяного кризиса 1979 года. Доллар обесценивался по отношению к другим валютам. В это время в Иране были захвачены американские заложники, а СССР ввел свои войска в Афганистан. Последствием стал мировой банковский и долговой кризис 1980 года. И сегодня мировая экономика одновременно переживает различные виды кризисов. В развитых странах инфляция в два раза превысила обычный для этих стран уровень. Есть угроза спада производства. Эксперты говорят о нефтяном, продовольственном, финансовом, банковском, валютном кризисах. На мировых фондовых рынках уже дважды в этом году, в январе и июле, финансовый кризис проявлял себя в виде обвального падения биржевых котировок. Несмотря на эти факторы, рост российской экономики остается стабильным. Цены на сырье пока сравнительно высокие, платежный баланс достаточно сильный.
 
– В чем, по-вашему, основная причина оттока капитала из страны? По мнению некоторых аналитиков, только в августе из России выведено, по разным оценкам, от 10 до 20 миллиардов долларов.
 
Валерия Касамара:
 
– Рассуждая о российской экономике, надо отдавать себе отчет, что ее главный враг – низкая эффективность и коррупция! Безусловно, страна нуждается в иностранных инвестициях, но для их поступления прежде всего необходимо гармонизировать отношения не только с Западом, но и с Востоком. Самым беспокойным в этой ситуации может стать раскачивание маятника: сначала мы дружили с Западом, потом – "забери свои игрушки из моей песочницы", потому что мы уже дружим с Китаем. Вряд ли уместно сегодня выяснять, кто в доме хозяин, не посчитав, что мы выигрываем, а что проигрываем в результате таких действий. Если какие-то санкции будут со стороны Запада, то завуалированные и в дальнесрочной перспективе.
 
Лиана Пепеляева:
 
– Цифры в 10 и 20 миллиардов долларов не соответствуют информации Центрального банка. По его данным, в августе отток составил 5 миллиардов долларов. При этом Центробанк не стал снижать свой прогноз притока капитала за год в размере 40 миллиардов долларов, несмотря также на уменьшение золотовалютных резервов страны на 16 миллиардов, их размер составляет на сегодняшний день более 580 миллиардов долларов, то есть наша "подушка безопасности" сократилась менее чем на 3%. Значительная часть снижения была вызвана не оттоком валюты, а укреплением доллара, падением евро и фунта и переоценкой в связи с этим Центробанком своих резервов.
 
Что касается фондового рынка, то после начала конфликта падение индексов составило 6–7%, но в целом за 3 месяца индексы опустились на треть. При этом один из наиболее значительных обвалов произошел еще до начала конфликта из-за событий, связанных с отдельными российскими компаниями. Падение рынка показало несовершенство нынешней финансовой системы, для развития которой требуется больше конкуренции, независимого бизнеса. В Думе готовится ряд законов, которые позволят укрепить банковскую систему и расширить возможности фондового рынка.
 
– Каков возможный сценарий развития российской экономики?
 
Валерия Касамара:
 
– Конфликт показал, что наша армия сильно отстает по уровню оснащенности. Оборонка может начать гонку вооружений. Огромные средства будут потрачены на перевооружение армии. Это отразится на сворачивании социальных программ, последствия чего мы ощутим на своей шкуре в ближайшее время!
 
Лиана Пепеляева:
 
– Рост российской экономики остается стабильным. Цены на нефть достаточно высоки. Предполагается, что они такими и останутся. Надеюсь, что все-таки примут "Стратегию развития России–2020", где будут четко прописаны экономические механизмы и ориентиры для будущего страны.
 
Подготовила Лариса СИНЕНКО
 

Версия для печати

« Назад