Бумажный проект
"Бизнес-журнал" № 14 - 20.07.08
Рост числа нарушений на рынке ценных бумаг не добавляет привлекательности отечественному фондовому рынку и нередко отпугивает иностранных инвесторов. Решить эту проблему призван законопроект с длинным, зато обстоятельным названием "О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах и федеральный закон "О рынке ценных бумаг" в части уточнения определения и конкретизации признаков манипулирования ценами на рынке ценных бумаг".
О том, какие нововведения предусматривает этот документ, "Бизнес-журнал" выяснил у одного из авторов законопроекта, заместителя председателя Комитета Государственной Думы по финансовому рынку Лианы Пепеляевой.
— Меры по устранению противоречий в законодательстве, обеспечению эффективной защиты прав инвесторов и усилению ответственности участников рынка ценных бумаг особенно актуальны в свете планируемого создании в России финансового центра международного уровня. Основные идеи этого законопроекта заключаются в следующем. Во-первых, уточняется понятие "должностное лицо", применяемое в КоАП РФ. Принятие поправки позволит привлекать к административной ответственности за правонарушения не только руководителей и работников организаций, осуществляющих административно-хозяйственные функции, но и членов советов директоров, коллегиальных исполнительных органов, счетных комиссий, ревизионных комиссий, ликвидационных комиссий юридических лиц.
Во-вторых, предлагается установить в КоАП ответственность за манипулирование ценами на рынке ценных бумаг. Наряду с этим предлагается внести изменения s федеральный закон "О рынке ценных бумаг". Практика применения указанного закона выявила, что в нем недостаточно четко определены признаки такого правонарушения, как манипулирование ценами на рынке ценных бумаг, что создает трудности при квалификации соответствующих правонарушений. Поэтому предлагается конкретизировать признаки этого правонарушения, при этом дополнительные критерии отнесения определенных действий к манипулированию ценами на рынке ценных бумаг будут установлены Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР).
Оперативное получение информации государственными органами имеет важнейшее значение для достижения прозрачности рынка ценных бумаг и обеспечения защиты прав инвесторов. В настоящее время дела об административных правонарушениях за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган сведений, представление которых предусмотрено законом, вправе рассматривать только судьи (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ). Учитывая загруженность судов и затяжной характер рассмотрения ими дел, инициаторы законопроекта предлагают наделить правом разбирательства этой категории дел ФСФР.
Сверх того, законопроект предполагает продлить срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах до одного года. Сегодня на зги нарушения распространяется общее правило, согласно которому привлечение к административной ответственности возможно в течение двух месяцев со дня совершения правонарушения. Однако таким нарушениям свойственен высокий уровень латентности. Поэтому практика показала, что двухмесячный срок привлечения к ответственности зачастую позволяет лицам, совершившим правонарушение, избежать наказания.
Общая концепция законопроекта нацелена на усиление ответственности участников финансового рынка. Поэтому за все правонарушения в этой сфере предлагается увеличить размеры штрафа: для должностных лиц - в четыре раза, для юридических - до 20 раз.
Безусловно, усиление административной ответственности за нарушения в сфере рынка ценных бумаг и совершенствование правовых механизмов выявления и пресечения манипулирования ценами на рынке ценных бумаг являются мерами своевременными и крайне необходимыми. Большинство из предложенных поправок заслуживает одобрения. Вместе с тем законопроект не лишен отдельных недостатков. Так, например, следует уточнить ряд применяемых в законопроекте формулировок: "незначительный промежуток времени", "Очевидный экономический смысл", "Очевидная законная цель", "цена открытия (закрытия)" и т. д.
Кроме того, представляется, что предлагаемые размеры штрафных санкций являются в ряде случаев завышенными. Думается, виды и размеры санкций должны быть дифференцированы в зависимости от тяжести совершенных правонарушений, от размера причиненного вреда.