На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

К вступлению в ВТО нужно готовиться и власти, и предпринимательскому сообществу
 
edinros.ru - 03.07.08
 
Круглый стол на тему "Россия в мировом торговом клубе: как защитить интересы национального бизнеса?" прошел 3 июля в рамках IV ежегодного Конгресса национального бизнеса. Организаторами круглого стола выступили Клуб "4 ноября" и "Деловая Россия". Участники обсудили реалии и перспективы российского бизнеса на мировом рынке, конкурентные преимущества России за пределами сырьевого сектора, задачи государства в сфере защиты интересов национального бизнеса, а также опыт работы российских корпораций за рубежом.
 
Заместитель председателя Комитета по финансовому рынку Лиана Пепеляева:
 
- Россия подала заявку на вступление в ВТО еще в 1993 году. До сих пор ведутся переговоры. Сейчас активно вступают в ВТО другие страны, и возможно расширение круга тех стран, с которыми России придется вести переговоры. Наверное, с точки зрения скорости вступления, это может осложнить ситуацию. Совсем недавно Украина стала полноправным членом ВТО, через месяц ожидается, что членом ВТО станет небольшая страна Кабо-Верде из Африки, население которой занимается ловлей рыбы и выращиванием бананов. Эта страна является беднейшей в мире. Не исключено, что России придется согласовывать позиции и с ней. Еще 30 стран ждут вступления в ВТО.
 
С этой точки зрения процесс вступления России во Всемирную торговую организацию может вызывать определенные сложности. Осторожные позитивные прогнозы мы знаем и надеемся, что в конце этого года – начале следующего они оправдаются. О том, насколько важно для России вступление в ВТО, какие нас ждут последствия, в том числе на региональных рынках? Это вопросы, которые являются наиболее интересными сегодня.
 
Директор Сводного департамента анализа и регулирования внешнеэкономической деятельности МЭРТ РФ Алексей Лихачев:
 
- Тема сегодняшнего заседания сформулирована как участие в мировом торговом клубе. С 2000 года это примерно 125 заседание, где так или иначе обсуждается проблема ВТО, формирование внешнеэкономической стратегии и мостиков, выстраиваемых между властью, бизнесом и гражданским обществом для этого.
 
Я бы хотел сказать об условиях, которые мы вряд ли сможем изменить. Во-первых, это ситуация внутри страны. Речь идет о разнице в кредитных ставках, о разнице в уровне административных барьеров. Все это влияет на качество производимой продукции, на внешнеэкономическую активность. Но то количество федеральных законов, которые приняты за последние годы Государственной Думой, в том числе по инициативе фракции "Единая Россия", говорит о том, что движение в сторону интересов бизнеса в плане формирования общей экономической стратегии происходит. Это надо зафиксировать, потому что уровень налогов, который был в 2004 году, отношение к предпринимателю изменились, и вчерашнее выступление Председателя Госдумы яркое тому подтверждение. Понятно, что это первый шаг. Многое будет зависеть от активности предпринимательских союзов. Это первая ситуация, связанная с ситуацией внутри страны и медленно, но все-таки меняющимся отношением к бизнесу со стороны общества и власти.
 
Второй момент – сложность мировых рынков и тех процессов, которые там происходят. Крайне сложная задача – не доминировать, но хотя бы участвовать в мировых товарных потоках. К этому нужно готовиться и власти, и предпринимательскому сообществу. Никто нас в этом мировом клубе не ждет, скорее наоборот.
 
Скажу об инструментах защиты российского рынка. Есть федеральный закон о защитных мерах, который постоянно совершенствуется. Другой механизм, более широкий, связан с техническим регулированием, таможенными процедурами. Это внеэкономические возможности защищать те или иные сегменты рынка.
 
На любом рынке нельзя играть от обороны. Вот механизмы присутствия на рынке с точки зрения государственного регулирования, которые мы бы хотели предложить предпринимательскому сообществу. Вопросы доступа на рынки тех или иных стран, вопросы политико-административного лоббирования проектов, доработка законодательства тех или иных стран – это вопросы межправительственных комиссий. Мы предлагаем предпринимательскому сообществу внимательно посмотреть на двусторонние соглашения России и торговых партнеров.
 
Еще один механизм – торговые представительства. Мы сейчас пересматриваем положения об их работе. Это действительно форпост российской экономики в странах-партнерах. Они способны оказать серьезную поддержку на местах в проведении тех или иных проектов, в работе с органами власти по упрощению доступа на рынки наших компаний.
 
Третий момент – работа по защите инвестиций, в том числе адресная работа с правительствами тех или иных стран по защите той собственности и активов, владельцами которых являются российские компании.
 
Главный редактор журнала "Эксперт" Валерий Фадеев:
 
- Мне кажется, что в части внешнеэкономической деятельности мы должны быть наглее. У нас плохая традиция с 90-х годов – мы называем ее либеральной, на самом деле она не имеет никакого отношения к либерализму – мы выбрали потребительскую позицию и открылись. Потребительская позиция заключается в том, что если российские банки слабее и предоставляют хуже кредиты, то надо пользоваться иностранными, если китайская одежда дешевле, давайте пользоваться ей, если западные страховые компании большие, а наши маленькие, давайте откажемся от наших.
 
Это была очень странная позиция предательства собственного бизнеса и непонимания того, зачем он нужен. Это игнорирование его творческой составляющей. Мы же живем в собственной стране не для того, чтобы что-то потреблять, но для того, чтобы что-то производить, думать, рисковать, заниматься серьезными делами.
 
Сейчас стали расти цены на продовольствие. Защитные барьеры иногда составляют сотни процентов в развитых странах мира. В Японии – 2500 процентов. Они не стесняются вводить такой таможенный процент. Конечно, китайские товары ввозятся не челноками, а кораблями и составами. Этим занимаются крупные компании. Это сложнейший политический вопрос, и нужна политическая воля с самого верха. Не надо бояться ставить вопросы максимально жестко.
 
И надо быть требовательнее. Эта позиция уже обнародована верховной властью нашей страны. Шувалов очень ясно недавно сказал относительно отношений с ведущими в экономическом отношении странами мира. Нефть в обмен на технологии. Нам, в сущности, не нужны сборочные заводы, хоть они и дают рабочие места. У нас не хватает технологий, и это главная работа.
 
По огромной части спектра высокие технологии мы не успеем создать. Нам нужно обменивать наш ресурс на их ресурс. Но они говорят, что это не справедливо: у вас есть нефть, вы должны ею делиться. Это же просто торговля!
 
Мы должны поддерживать в России те компании, которые готовы продвинуться по высокотехнологичному пути. Не только те, которые готовы использовать собственные наработки, но и наработки ведущих в этом отношении западных стран.

Версия для печати

« Назад