На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

Практические аспекты слияний и поглощений
 
"Люди Дела" № 5 – 20.05.08
 
28 марта в Новосибирске прошла конференция, посвященная практическим аспектам процессов слияния и поглощения, которая была организована международной юридической фирмой "Арцингер и партнеры" совместно с известным издательством деловой и правовой литературы "Волтерс Клувер" и журналом "Корпоративный юрист".
 
В конференции приняли участие руководители крупных предприятий Новосибирской области, представители департаментов корпоративного развития акционерных обществ и корпоративные юристы. В качестве докладчиков выступили заместитель председателя комитета Государственной Думы по финансовому рынку Лиана Пепеляева, руководитель Департамента развития промышленности и предпринимательства Новосибирской области Сергей Сёмка, представители Минэкономразвития России, Высшего Арбитражного Суда РФ, Федеральной антимонопольной службы, регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам, профессиональных участников рынка ценных бумаг и юридических фирм.
 
"В России активно идут процессы укрупнения бизнеса, компании расширяются, выходят на новые, ранее малоосвоенные рынки, – говорит Татьяна Гришакина, представитель компании "Арцингер и партнеры". – Но этот процесс нередко сопровождается конфликтами, поскольку далеко не всегда расширяющийся бизнес готов приобретать необходимое имущество на условиях, устраивающих их владельцев. В отсутствие цивилизованных процедур это происходит стихийно, зачастую с грубыми нарушениями закона, с применением силы".
 
На конференции было отмечено, что, несмотря на постепенное снижение остроты корпоративных конфликтов, цивилизованные способы, которые предлагает действующее законодательство, пока несовершенны и более затратны в сравнении с "методами сравнительно честного отбора" собственности.  
 
По словам Лианы Пепеляевой, более полутора лет назад в закон "Об акционерных обществах" была введена новая глава, которая описывает процедуру публичного приобретения крупного пакета акций в открытых акционерных обществах. Это новый институт не только для России, но и для развитых стран. Так, в Германии он был введен в 2002 году, в Евросоюзе соответствующий документ был принят в 2004 году. Таким образом государство предлагает бизнесу способы мирного урегулирования вопросов, возникающих при приобретении контроля над предприятиями.
 
Новелла предполагает, что акционер открытого акционерного общества (в этой форме существует значительное количество крупных предприятий), который уже приобрел более 30, 50 или 75 % голосующих акций, обязан направить остальным акционерам публичное предложение продать их акции по рыночной цене. Это предложение направляется через ОАО. Акционер при этом должен обеспечить оплату покупаемых акций банковской гарантией. Кроме того, если любое лицо захочет  публично приобрести контрольный пакет акций, оно может также через акционерное общество направить акционерам добровольное предложение, в котором будут содержаться предлагаемая цена продажи, условия оплаты и другие условия.
 
Согласно логике нового института, если лицо открыто приобрело по рыночной цене более 95 % голосующих акций, у него появляется право выкупить оставшиеся акции уже вне зависимости от воли миноритарных акционеров. Естественно, что условием для выкупа является предложение справедливой рыночной выкупной цены.
 
Например, выступавшие на конференции отметили, что даже если лицо захочет применять механизм публичного предложения, это будет связано для него с весьма существенными затратами на получение банковской гарантии, которая удорожает весь процесс и снижает привлекательность его применения. Даже крупным компаниям трудно получить гарантию – российские банки просто не в состоянии по отдельности предоставить необходимые объемы финансового обеспечения. Как показывает практика, интерес к реализации добровольного или обязательного предложения возникает, если есть возможность получить более 95 % акций и в конечном итоге в принудительном порядке осуществить squeeze-out.
 
По мнению ведущего специалиста по корпоративному праву международной юридической фирмы "Арцингер и партнёры" Андрея Протасова, когда стопроцентный контроль приобрести не получается, у владельцев крупных пакетов акций возникает желание обойти требование закона. К сожалению, закон пока не обеспечивает своего безупречного исполнения. В законе отмечено, что если, получив контроль, лицо не предлагает остальным акционерам продать свои акции, то оно не вправе голосовать своим контрольным пакетом на общих собраниях. Однако в ситуации, когда контрольным пакетом владеет не одно лицо, а группа аффилированных лиц, то кого из них можно ограничивать в праве голоса, кого привлекать к административной ответственности?
 
Более того, контроль над компанией можно приобрести, купив не сами акции предприятия, а получив контроль над уже существующим акционером. В этом случае ничего предлагать остальным акционерам уже не нужно.
 
Екатерина Усенко, представитель Федеральной антимонопольной службы России, обратила внимание участников конференции на необходимость соблюдения требований антимонопольного законодательства при осуществлении процедур консолидации. По ее словам, существует практика заключения сделок с акциями российских предприятий между иностранными лицами с одновременным подчинением сделки иностранному праву. Однако российский антимонопольный закон предусматривает необходимость согласования и таких сделок. В то же время эффективного механизма контроля за такими сделками у ФАС России нет, и это является общей проблемой антимонопольных органов во всех государствах.
 
По словам депутата Лианы Пепеляевой, процедуры приобретения крупных пакетов в акционерных обществах – это только один из элементов регулирования процессов консолидации. В ближайшем времени необходимо урегулировать механизмы реорганизации, которые также широко используются при слияниях и поглощениях. Сейчас нормы о реорганизации фрагментарны: они содержатся и в Гражданском кодексе РФ, и в законах о разных видах корпораций. Между ними существует несогласованность. Из-за этого, например, присоединение ООО к АО осуществляется в два этапа: сначала ООО преобразовывается в АО, которое в свою очередь присоединяется ко второму АО. Это влечет неоправданные трудовые, временные и финансовые затраты. В то время как речь должна идти об одной процедуре реорганизации – присоединении.
 
Не менее актуально урегулирование корпоративных конфликтов. Сейчас и в процессуальном, и в корпоративном законодательстве существует достаточное количество лазеек, которые позволяют, например, по формальным основаниям рассматривать претензии к компании в отдаленном регионе. Сама компания может не знать о принятом решении до тех пор, пока к ней не постучатся судебные приставы. Частично такая практика сейчас устраняется усилиями самого судейского сообщества. Однако следует максимально исключить возможность для злоупотреблений. Соответствующий законопроект уже рассматривается в Государственной Думе, но, к сожалению, до сих пор не была выработана единая позиция по ряду принципиальных вопросов.

Версия для печати

« Назад