На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

Думы пятой Думы. Чем живет нынешний состав нижней палаты парламента?
 
"Акционерный вестник" № 3 (52)  – 23.03.08
 
 
После новогодних праздников Государственная дума и ее комитеты заработали в новом составе. В первый же день парламентарии наметили долгосрочные планы– рассмотреть 600 законопроектов. Но сначала решили личные проблемы - поделили портфели и распределили должности.
 
Особым спросом пользовались экономические и комитеты по земельным отношениям. Но, как ни странно, вниманием многих депутатов был обойден бюджетный комитет. В нем, как оказалось, лоббировать сегодня нечего. Не так давно в России впервые приняли трехлетний бюджет.
 
Многие ринулись в Комитет по финансовому рынку. Особенно бывшие банкиры, оказавшиеся в составе новой Думы. Их опыт работы в финансовой сфере и желание совершенствовать закона оказалось неистребимым. Там же оказалась и Лиана Пепеляева, покинувшая Комитет по собственности. С ее слов мы узнали о планах работы комитета на весну 2008 года.
 
В течение весенней сессии Комитет по финансовому рынку планирует работать над целым рядом законопроектов, предлагающих внести изменения в банковское, бюджетное, финансовое законодательство.
 
16 января 2008 г. в первом чтении были приняты законопроекты "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и "О внесении изменений в статьи 25 и 275-2 Федерального закона "О рынке ценных бумаг".
 
Первый из указанных законопроектов направлен на совершенствование правовых условий раскрытия информации о существенных фактах (событиях, действиях). В действующей редакции ст. 30 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" установлен перечень существенных фактов, при возникновении которых у эмитента появляется обязанность по раскрытию существующей информации. Вместе с тем, данный перечень не включает в число существенных фактов такие события, как принятие решений советом директоров (наблюдательным советом) эмитента, истечение срока полномочий единоличного и/или членов коллегиального исполнительных органов эмитента, изменение размера доли участия лиц, входящих в состав органов управления эмитента, и другие.
 
В связи с этим законопроект предлагает внести изменения в ст. 30 указанного Федерального закона, расширив и уточнив перечень существенных фактов. По мнению законодателей, это позволит акционерам осуществлять эффективный контроль за тем, каким образом управляется компания, а также быть в курсе важных решений, касающихся планирования и реализации существенных корпоративных действий эмитента.
 
Как рассказала, Лиана Витальевна, второй законопроект предусматривает изменения, направленные на упрощение процедуры эмиссии ценных бумаг: отказ от регистрации отчета об итогах выпуска облигаций и замену его на уведомление при условии, что услуги по размещению облигаций оказывались брокером. Оказание брокером услуг эмитенту по размещению облигаций является дополнительной гарантией и методом контроля со стороны брокера за надлежащим соблюдением эмитентом процедур размещения облигаций. Кроме того, законопроект предусматривает отсрочку его вступления в силу для того, чтобы Банк России мог привести в соответствие с правилами, предусмотренными указанным законопроектом, нормативные акты, регулирующие эмиссию ценных бумаг кредитных организаций.
 
Одним из наиболее значимых для финансового рынка стал законопроект "О биржах и организованных торгах", внесенный в Государственную Думу в конце прошлого года. Он нацелен на усовершенствование деятельности по проведению организованных торгов и деятельность информационных брокеров.
 
Лиана Пепеляева утверждает то, что сегодня не существует единого федерального закона, который регулировал бы деятельность бирж и иных организаторов торгов. Понятийный аппарат, закрепленный в различных актах, не структурирован, есть целый ряд несоответствующих друг другу определений одних и тех же понятий. Существующее регулирование деятельности различных бирж в значительной степени распылено среди множества не связанных правовых актов.
 
Поэтому в рассматриваемом законопроекте определяются:
  • основные понятия, используемые при осуществлении организованных торгов на любых сегментах рынка, в том числе понятие и признаки биржевых торгов, внебиржевых организованных торгов, деятельности информационных брокеров по распространению ценовой информации;
  • требования и условия для получения организаторами торгов лицензий на осуществление деятельности по проведению биржевых торгов, лицензий на осуществление деятельности по проведению внебиржевых организованных торгов, а для информационных брокеров - условия государственной аккредитации;
  • особенности заключения договоров на организованных торгах;
  • требования к составу и содержанию внутренних документов организаторов торгов и информационных брокеров;
  • особенности корпоративного управления бирж и ряд других значимых моментов.
Законопроект предусматривает создание основы для качественной ценовой информации, так как такая информация является одним из важнейших ориентиров при формировании и выполнении экономической политики государства. "Именно с этой целью развитые страны максимально стимулируют развитие национальных бирж как инфраструктурных организаций, формирующих эти цены" - подчеркнула Лиана Пепеляева в нашей беседе.
 
В случае принятия законопроекта в первом чтении он будет доработан в части исключения имеющихся противоречий, более полного раскрытия используемых дефиниций, закрепления в необходимом и достаточном объеме полномочия уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Как было отмечено на заседании Комитета при рассмотрении документа, здесь потребуется принятия закона, регулирующего клиринговую деятельность, поскольку положения законопроекта предусматривают в некоторых случаях обязательное осуществление клиринга по итогам совершения сделки на организованных торгах.
 
Законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" направлен на создание правовых условий для упрощения процедур реорганизации кредитных организаций и обеспечения защиты интересов реорганизуемых кредитных организаций и их кредиторов. По данным Банка России, случаи реорганизации среди кредитных организаций являются единичными, причем в основном речь идет о преобразовании или присоединении. За все время существования банковской системы России не было отмечено ни одного слияния кредитных организаций. В условиях, когда происходит активное структурное развитие банков, на динамику процессов реорганизации негативно влияют недостаточно благоприятные условия их осуществления, установленные действующим законодательством.
 
В этой связи законопроектом уточняется порядок уведомления кредиторов реорганизуемой кредитной организации. Предусматривается, что кредитор - физическое лицо вправе потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующего обязательства и возмещения убытков, если такое обязательство возникло до даты уведомления. В то же время кредиторы - юридические лица будут вправе заявлять аналогичные требования, если соответствующее право было предоставлено им заключенным договором.
 
Одновременно устанавливаются требования к раскрытию реорганизуемой кредитной организацией информации в срок, не превышающий 5 дней с момента наступления перечисленных в законопроекте фактов (событий, действий).
 
Государственная Дума планирует рассмотреть проект Федерального закона "О внесении изменения в статью 131 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".
 
Он направлен на предоставление коммерческим организациям, не являющимся кредитными организациями, права осуществлять без лицензии банковские операции по принятию от физических лиц наличных денежных средств в качестве платы за услуги электросвязи, жилое помещение и коммунальные услуги.
 
В настоящее время закон предусматривает, что такая деятельность возможна только при наличии и у организации-посредника, и у организации, оказывающей услуги, договоров с кредитной организацией. Между тем абсолютное большинство коммерческих организаций, осуществляющих прием платежей от населения, в том числе за услуги сотовой связи, действуют от имени лиц, оказывающих эти услуги на основании договоров поручения либо агентских договоров. При этом используются кассы и терминалы для приема платежей, принятые средства зачисляются на банковские счета коммерческих организаций-посредников и в последующем перечисляются в безналичной форме на счета лиц, оказывающих соответствующие услуги.
 
Законопроектом фактически придается законный характер этой деятельности. Он призван не допускать существенного сокращения числа терминалов и касс, через которые граждане в настоящее время оплачивают услуги электросвязи, коммунальные и другие услуги.
 
Пресс-служба другого депутата Комитета по финансовому рынку Анатолия Аксакова сообщила нам о планах изменить статью 22 Федерального закона "О банках и банковской деятельности". По словам парламентария, целью законопроекта, рекомендованного банковским комитетом Госдумы к принятию во втором чтении, является развитие банковской сети в регионах и создание более благоприятных условий для выравнивания возможностей доступа к банковским услугам в российских регионах. Суть изменения статьи заключается в установлении права кредитных организаций образовывать внутренние структурные подразделения вне места нахождения кредитной организации или ее филиала, в формах и порядке, установленных нормативными актами Банка России. Документ, ко всему прочему, определяет понятие внутреннего структурного подразделения кредитной организации (ее филиала), а также цель, для достижения которой кредитная организация (ее филиал) может открывать внутренние структурные подразделения.
 
Законопроект направлен на обеспечение условий для расширения форм банковского обслуживания клиентов кредитных организаций вне места нахождения кредитной организации и более активного присутствия кредитных организаций в регионах с низкой степенью доступности банковских услуг.
 
Со слов Анатолия Аксакова, принятие законопроекта повысит доступность банковских услуг для населения и предприятий малого и среднего бизнеса. В целом, доступность финансовых услуг – сегодня самая главная задача для банковского комитета Думы. Она будет решаться в рамках создания одноименной Стратегии.
 
"Любимый" многими порядок регистрации юрлиц и индивидуальных предпринимателей в скором времени может быть слегка откорректирован. Госдума планирует рассмотреть на весенней сессии законопроект, устанавливающий обязательную оперативную проверку паспорта на правомерность его предъявления, на его достоверность при госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. По мнению авторов законопроекта, членов Комитета по финансовому рынку, наибольшую общественную опасность представляет сейчас использование украденных, утерянных, либо фальшивых российских паспортов в рамках операций по легализации (отмыванию) преступных доходов. Такая проверка могла бы сократить количество преступлений в части многократной продажи квартир от имени ее владельца, официально признанного недееспособным.
 
О том, что происходит сегодня с пакетом "антирейдерских" поправок, я промолчу. За все это время его одобрили только один раз. Тем не менее, Правительство и нижняя палата Парламента не перестают говорить о его скорейшем принятии. Жалко только, что частота напоминаний о пользе и вреде законопроекта никоим образом не влияет на реакцию большинства участников рынка M&A. Они уже махнули на него рукой. Теперь они все больше размышляют на тему новых схем рейдеров, которые, по мнению экспертов, могут появится сразу же после принятия закона.
 
Для многих депутатов привлекательным оказался Комитет по безопасности. Особенно для тех, кто горит желанием решить проблему корпоративных конфликтов. К тому же на рассмотрении названного Комитета оказался проект "антикоррупционного" закона. А борьба с коррупцией тема - сегодня самая топовая в парламенте.
 
В двух словах сказать о том, что представляет собой сей документ - довольно сложно. Но если быть кратким, то можно охарактеризовать его как комплекс мер, в том числе профилактического характера, направленных на минимизацию коррупции, искоренение причин, её порождающих, "на создание атмосферы невыгодности коррупционного поведения чиновников". По словам Михаила Гришанкова, первого запреда Комитета ГД по безопасности, этот закон должен быть направлен против тех, для кого торговля властью стала нормой и источником наживы.
 
Примечательной в документе является норма об обязательном декларировании должностным лицом имущества, принадлежащего не только ему, но и членам его семьи. Невыполнение данных требований закон относит к жесткому правонарушению, которое повлечет за собой конкретные санкции, вплоть до освобождения служащего от занимаемой должности. По замыслу законодателей выполнение требования о декларировании будет распространяться в том числе и на работников правоохранительных органов и спецслужб. В документе так же предусмотрен трехлетний мораторий на трудоустройство в коммерческие структуры и организации, объявленный провинишемуся чиновнику. Зато в документе нет ничего, что касается разрешения на "провокацию взятки".
 
Еще с прошлого года, Комитет по безопасности начал свою работу над законопроектом "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности". Документ содержит поправки в 11 действующих законов, учитывающих специфику частной охранной и детективной деятельности. В их числе изменения в закон о лицензировании. По мнению Правительства, действующее законодательство о лицензировании не позволяет в полной мере осуществлять государственный контроль за субъектами указанной деятельности.
 
Нормы закона о лицензировании при выявлении контролирующими органами нарушений лицензионных требований и условий не позволяют оперативно принимать необходимые меры к лицензиатам. Между тем, действия последних создают реальные угрозы для общественной безопасности, поскольку зачастую связаны с бесконтрольным оборотом оружия и спецсредств. В целях совершенствования госконтроля частной детективной деятельности, законопроект предлагает повысить обязательные нормативы минимального размера уставного капитала для создающихся частных охранных организаций с нынешних 10 тысяч до 500 тысяч рублей.
 
Названный законопроект предлагает большое количество всевозможных ограничений. Например, иностранным юридическим и физическим лицам, а также лицам без гражданства участвовать в деятельности по созданию и управлению частными охранными организациями в любой форме, а также инвестированию в них финансовых средств. Частным охранным структурам закон позволит иметь оружие только во временном пользовании, а частных охранников и частных детективов обяжет проходить дактилоскопию. Для руководителей и учредителей частных охранных предприятий вводится требование осуществлять деятельность только в сфере частной охраны, что, по мнению Правительства, послужит препятствием в создании аффилированных охранных структур.
 
Одновременно с этим предлагается ввести уголовную ответственность за создание специализированных информационных банков данных, содержащих сведения о личной жизни граждан и их имуществе. Предусмотрены нормы, направленные на пресечение участия частных охранных структур в гражданско-правовых конфликтах, связанных с оспариванием прав собственников. Изменением в Налоговый кодекс предполагается ввести государственную пошлину за рассмотрение заявлений о выдаче удостоверения частного охранника, его дубликата, а также переоформление данного документа.
 
Принятие закона потребует изменения действующих, а также разработки и принятия новых, подзаконных актов. Как сообщает пресс-служба Госдумы, законопроект включен в программу работы палаты на весеннюю сессию.
 
Выбор звезд отечественного спорта пал на три комитета: по делам молодежи, физическому спорту и культуре, а также по вопросам семьи, детей и женщин. Кстати, бывших спортсменов в Государственной думе стало еще больше. К Антону Сихарулидзе, Владиславу Третьяку, Светлане Журовой присоединились Алина Кабаева и Светлана Хоркина. И слава Богу! Хоть со спортом у нас проблем не будет. Остальные – решим как-нибудь. Единая Россия – партия всемогущая.
 
Автор: Эльвира МАЕВСКАЯ,
шеф-редактор журнала "Акционерный вестник"
 

Версия для печати

« Назад