На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

Первый уровень, самый близкий людям
 
"Советская Сибирь" №  50 – 19.03.08
 
Становление и развитие местного самоуправления в 2008 году вновь оказалось в центре внимания государства. В феврале этого года уже было проведено первое заседание Совета по развитию местного самоуправления при Президенте Российской Федерации, а также сформирован общественный совет по местному самоуправлению при Председателе Государственной думы. Это позволяет сделать вывод о том, насколько серьезно ставятся вопросы развития местного самоуправления в России. Почему это столь важно для нашей страны? За ответом на этот вопрос редакция обратилась к депутату Государственной думы Лиане ПЕПЕЛЯЕВОЙ:
 
— Дальнейшее развитие местного самоуправления очень важно для будущего России. Ведь качество работы местных властей в значительной степени определяет улучшение уровня жизни граждан, напрямую влияет на их социальное самочувствие и гражданскую активность.
 
В феврале этого года уже были проведены первые заседания Совета по развитию местного самоуправления при Президенте Российской Федерации, Совета по местному самоуправлению при Председателе Государственной думы. На этих заседаниях на самом высоком уровне обсуждались направления совершенствования действующего законодательства, регулирующего деятельность муниципалитетов.
 
Несмотря на то, что становлению местного самоуправления уделяется достаточно большое внимание, сегодня у муниципалитетов существует ряд определенных проблем. Это и несоответствие полномочий местного самоуправления его финансовым возможностям, дефицитность местных бюджетов, недостаток квалифицированных кадров для работы во вновь образованных муниципальных образованиях и низкая налоговая база. И в ближайшее время планируется акцентировать внимание на устранении именно этих недочетов.
 
В первую очередь необходимо решить проблему бюджетной обеспеченности органов местного самоуправления. На сегодня их материально-финансовые ресурсы формируются в основном из дотаций. Поэтому механизм дотирования будет применяться и в дальнейшем, поскольку различия в экономическом потенциале регионов и муниципалитетов остаются значительными. Однако очевидно, что этот механизм нуждается в совершенствовании и, как минимум, обязан быть прозрачным и понятным. Должны использоваться справедливые формулы определения объемов дотаций и понятные условия их предоставления. Кроме того, дотации должны иметь большую стимулирующую составляющую, тогда органы местного самоуправления будут ориентированы на повышение экономического уровня своей территории.
 
Кроме того, нужно четче разграничить полномочия органов государственной власти и местного самоуправления. Результатом станет ясен их статус: каждому уровню власти будут соответствовать свои строго определенные полномочия, что определит и уровень их ответственности перед населением. Правда, при этом необходимо продумать и разработать механизмы реальной ответственности и органов государственной власти, и органов местного самоуправления за выполнение своих полномочий.
 
Все эти проблемы не раз обсуждались на сессиях Государственной думы России, и в настоящее время подготовлен законопроект о дальнейшем разграничении полномочий — в ближайшее время он будет внесен на рассмотрение парламента. Работа по его подготовке должна быть завершена уже в апреле.
 
Важно обеспечить местное самоуправление квалифицированными кадрами. Для большинства роль муниципальных руководителей — новая функция, поэтому характерно отсутствие опыта, знаний для системной работы, направленной на экономическое развитие территории. В настоящее время по поручению Председателя Государственной думы Бориса Грызлова ведется разработка программы содействия подготовке и продвижению кадров в сфере местного самоуправления.
 
Также необходимо совершенствовать налоговую систему. К сожалению, сегодня она не обеспечивает муниципальный уровень бюджетной системы собственными доходами. Если в Европе в среднем общий уровень доли местных налогов в местных бюджетах составляет от 30 до 45 процентов, то в России — это только 3 — 5 процентов.
 
Если мы правильно выстроим систему взаимоотношений, будем использовать потенциал созданных совещательных органов, таких, как Совет по развитию местного самоуправления при Президенте Российской Федерации, Совет при Председателе Государственной думы, заседания Центра социально-консервативной политики, мы получим эффективно работающий механизм решения концептуальных вопросов эффективности местной власти.
 
Местное самоуправление — это первый уровень власти, самый близкий людям, который влияет на жизнь каждого человека и на который может влиять каждый человек.
Государство должно гарантировать реальное развитие местного самоуправления с тем, чтобы оно могло реализовать свою главную задачу — вести последовательную работу по улучшению жизни граждан.
 
Ирина ЕЛИСЕЕНКО.

Версия для печати

« Назад