Нацпроекты в порядке
 
"Аргументы и факты на Оби" № 7 – 13.02 – 19.02.08
 
Отношение общества к идее национальных проектов меняется в лучшую сторону.
 
По крайней мере, так считает координатор национальных проектов партии "Единая Россия" и депутат Госдумы от Новосибирской области Лиана Пепеляева. Свое видение ситуации она пояснила для наших читателей.
 
Зурабова ругали зря?
 
– Лиана Витальевна, нацпроекты реализуются уже третий год. Можно ли подвести какие-нибудь предварительные итоги?
 
– Одним из главных итогов я считаю тот факт, что сейчас среди населения уже гораздо меньше скепсиса, порядка стало больше.
 
– А был беспорядок?
 
– Было по-разному. В качестве примера могу привести ситуацию с формированием заявок на поставку медицинского оборудования в первый год работы национального проекта "Здоровье". Ситуация развивалась примерно так. Минздрав направил в регионы запрос: какое оборудование необходимо и в каком количестве. В ряде субъектов Федерации просто не поверили, что будут выделены такие огромные деньги, и написали заявку, не проанализировав реальных потребностей учреждений здравоохранения. А все заказанное оборудование поступило. И пришлось решать, что теперь с ним делать, где искать специалистов, умеющих с ним работать. В масштабах страны таких случаев было немного, но этот пример показывает, с какими сложностями, в том числе и психологическими, нам пришлось столкнуться в начале пути. Сейчас люди на своем опыте убедились, что нацпроекты – это всерьез и надолго.
 
– Получается, что Зурабова ругали зря?
 
– По моему глубокому убеждению, из всех нацпроектов самый продуманный – именно "Здоровье". Возьмем лишь одно узкое направление – поставка машин "скорой помощи". Еще два года назад, когда заявлялось, что парк "скорых" будет обновлен на две трети, мало кто верил, что задача выполнима в принципе. И тем не менее это сделано. Благодаря решению этого вопроса удалось сократить число смертей, причиной которых была задержка врачей в дороге.
 
– А что стоит за родовыми сертификатами?
 
– Основной задачей введения системы родовых сертификатов было расширение возможностей будущих мам по получению качественной помощи, причем с самых ранних сроков беременности. Ведь с родовым сертификатом женщина может сама выбирать медицинское учреждение, а врачи прикладывают усилия, чтобы "не упустить" будущего ребенка, чтобы мама осталась именно у них. Мало говорится о неонатальном скрининге, а ведь это направление национального проекта, которое позволяет обследовать малыша дополнительно на пять наследственных заболеваний. Если вовремя их выявить, можно провести необходимое лечение.
 
Однако и в таком благополучном нацпроекте не обходится без сложностей…
 
– Безусловно, проблемы в этой сфере копились не один десяток лет, и решить их одномоментно невозможно. В первую очередь нужно было позаботиться о первичном звене, о муниципальных поликлиниках и больницах. Предварительный анализ показал, что износ оборудования в них превышал 60%, средний возраст сотрудников составлял более 50 лет, а многие специалисты больше пяти лет не проходили курсы повышения квалификации. Именно на эти "узкие места" и были брошены основные средства, и большинство проблем удалось решить. На очереди другие.
 
Все на борьбу с коррупцией!
 
– Вы имеете в виду борьбу с коррупцией? Ведь именно ее многие называют пятым или шестым (после демографической политики) нацпроектом, хотя закон о коррупции почему-то до сих пор не принят...
 
– В тех законопроектах, которые предлагались, было много субъективных моментов. Сейчас эта тема активно обсуждается, и я думаю, что Дума пятого созыва примет этот закон. Но не стоит забывать, что в Уголовном кодексе предусмотрен достаточно большой набор санкций с серьезной ответственностью за дачу и получение взятки, использование служебного положения и так далее. Их действие распространяется даже на самых высокопоставленных чиновников. В качестве примера могу привести недавний арест замминистра финансов, заместителей губернаторов некоторых регионов, мэров. Виноваты они или нет, решит суд.
 
– Однако мне приходилось слышать мнения, что нет эффективных способов схватить проворовавшегося чиновника за руку.
 
– На самом деле такие механизмы есть. Деньги ведь оставляют материальный "след", и какие бы сложные схемы сокрытия доходов ни применяли, их всегда можно отследить. Как вы знаете, у нас есть служба финансового мониторинга, которую возглавлял нынешний премьер-министр Виктор Зубков, так называемая финансовая разведка. Уверяю вас, эта служба располагает огромным массивом информации, и она используется в том числе и в борьбе с коррупцией. Сейчас, кстати, активно обсуждаются более эффективные пути взаимодействия этой службы и правоохранительных органов по выявлению нелегальных доходов, ведется работа по подготовке необходимых законодательных актов, которые резко снизят возможность злоупотреблений внутри государственных структур.
 
Но и помимо коррупции есть множество других проблем, в том числе и в социальной сфере, которые необходимо решать. Важно, чтобы общество активно участвовало уже на этапе их выявления, поиска путей выхода. Сейчас создаются структуры, которые объединяют успешных людей и привлекают к своей работе большое количество экспертов, общественников. Это, например, Центр социально-консервативной политики, основанный как площадка для дискуссий по самым важным вопросам развития страны. Его региональные отделения работают уже практически по всей стране и одна из целей, которые они преследуют, – как раз активизация участия граждан в жизни нашей страны.
 
Алексей КРАХМАЛЬНИКОВ