На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

Развитие малого и среднего бизнеса в Сибири
 
Радио "Слово" - 27.10.07
 
Корреспондент: "С 17 по 19 октября в Новосибирске проходил Сибирский бизнес-форум, посвященный развитию малого и среднего бизнеса. В нём принимала участие депутат Государственной Думы Лиана Пепеляева. Лиана Витальевна, расскажите об этом мероприятии".
 
Депутат Государственной Думы Лиана Пепеляева: "Форум был организован совместными усилиями региональных и федеральных органов власти. Одним из мероприятий форума стали Дни предпринимателя Сибири. В нем активно участвовали представители малого и среднего бизнеса, они получили возможность представить себя и свою продукцию широкой общественности".
 
Корреспондент: "Почему такое внимание уделено именно малому и среднему бизнесу"?
 
Депутат Государственной Думы Лиана Пепеляева: "Известно, что малый и средний бизнес решает многие экономические и социальные задачи. Именно малые предприятия в целом могут обеспечить рынок товарами и услугами, предоставить работу миллионам граждан.
 
Но сегодня у малого бизнеса много проблем. С одной стороны, это административные барьеры, коррупция. С этим предпринимателям приходится сталкиваться с момента создания предприятия. С другой стороны, в современных условиях происходит укрупнение бизнеса, малым и средним предприятиям становится все сложнее выдерживать неравную конкуренцию".
 
Корреспондент: "Проблемы административных барьеров отнюдь не новые. Разве за прошедшие годы ничего не было сделано в этом направлении"?
 
Депутат Государственной Думы Лиана Пепеляева: "Было сделано достаточно много, и ситуация сильно изменилась. Во-первых, была упрощена процедура регистрации юридических лиц с использованием принципа "одного окна". Во-вторых, были установлены специальные налоговые режимы. В Налоговом кодексе РФ с 2003 года появились главы об упрощенной системе налогообложения, о едином налоге на вмененный доход. Более того, уже в 2006 году была обобщена практика взимания этих налогов, и в результате отдельным законом мы устранили многие разночтения. В-третьих, существенно сокращен перечень видов деятельности, требующих лицензирования. В-четвертых, введен 3-летний мораторий на проведение проверок новых малых предприятий.
 
Это только часть мер, и государство не намерено на этом останавливаться".
 
Корреспондент: "Вы сказали, что второй блок проблем – увеличение конкуренции. Это как-то связано с предстоящим вступлением России в ВТО? Чем угрожает нашим малым и средним предприятиям присоединение к ВТО"?
 
Депутат Государственной Думы Лиана Пепеляева: "Вопрос вступления в ВТО, конечно, является актуальным и для небольших предприятий. Эту проблему мы обсуждали как раз сегодня на II Городской конференции "Малый бизнес и предпринимательство Новосибирска на пороге вступления России в ВТО". Конференция была организована совместно Государственной Думой, мэрией Новосибирска, Новосибирской Торгово-промышленной палатой.
 
Потенциально в результате вступления в ВТО на рынок России может прийти большое количество западных компаний. Это значит, что нас действительно ожидает обострение конкуренции. Компаниям, у которых до сих пор нет современного оборудования, производственных и информационных технологий, стандартов качества, будет тяжело бороться за потребителя с зарубежными производителями. Кроме того, им предстоит борьба не только за потребителя, но и за квалифицированные кадры, которые могут уйти в иностранные компании".
 
Корреспондент: "Если есть такие риски, то какой тогда смысл России стремиться к вступлению в ВТО"?
 
Депутат Государственной Думы Лиана Пепеляева: "Дело в том, что в современных условиях мы не можем себе позволить полностью оградить наших производителей от конкуренции. Иначе у них не будет стимулов повышать качество производства, они не будут стремиться привлечь покупателя именно к своим товарам.
 
Конкуренция с мировыми производителями существует и сейчас, но после вступления в ВТО наши предприниматели получат возможность использовать те преимущества, которые дает членство в ВТО: право на защиту от несправедливой конкуренции и дискриминации на мировых рынках; возможность противодействия бюрократическим и административным барьерам; доступ на перспективные рынки; приток инвестиций".
 
Корреспондент: "Риски, о которых Вы упомянули, как-то могут быть уменьшены"?
 
Депутат Государственной Думы Лиана Пепеляева: "Естественно, и во многом это зависит от усилий самих предприятий. Необходимо провести техническое перевооружение предприятий и модернизировать производство, внедрять системы контроля качества и современные информационные технологии, повышать квалификацию персонала и так далее".
 
Корреспондент: "Предполагается ли какая-то поддержка со стороны государства? Сегодня у малых предприятий не так много возможностей, чтобы комплексно готовить себя к изменяющимся условиям".
 
Депутат Государственной Думы Лиана Пепеляева: "Государственная поддержка будет оказываться, и дело не столько в присоединении к ВТО, сколько в целом в потребности России в развитии малого и среднего бизнеса. Должны быть созданы такие условия, которые дадут стимул нашим гражданам заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью.
 
Например, этим летом был принят Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Он был принят потому, что прежний закон, 1995 года, уже морально устарел, многие его нормы фактически не действовали".
 
Корреспондент: "Что предлагает малому бизнесу новый закон"?
 
Депутат Государственной Думы Лиана Пепеляева: "Прежде всего хочу отметить, что закон дополнительно ввел новое понятие субъекта среднего предпринимательства, поскольку, как показывает российский и мировой опыт, средний бизнес также требует поддержки. Законом были установлены новые критерии для отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу. Отдельно среди малых предприятий были выделены микропредприятия, в которых работает не более 15 человек. Это позволит при необходимости адресно поддерживать те или иные категории предприятий, в том числе разрабатывать специализированные программы поддержки.
 
Закон определяет правовые основы для оказания поддержки и ее основные принципы. В нем нет норм, в которых указано – таким-то субъектам предоставлять такие-то льготы. Конкретика будет в программах развития предприятий малого и среднего бизнеса, которые будут приниматься органами власти всех уровней".
 
Корреспондент: "Какие формы может носить поддержка"?
 
Депутат Государственной Думы Лиана Пепеляева: "Закон предусматривает самые различные ее виды: финансовую, имущественную, информационную, консультационную, поддержку в области подготовки и переподготовки кадров и другие.
 
Это – меры поддержки, которые могут оказываться в адресной форме. После того как, например, на уровне региона будет утверждена соответствующая программа, в которой будут указаны условия получения конкретных видов поддержки, организация или предприниматель смогут обращаться за их получением".
 
Корреспондент: "А в целом для всех субъектов малого и среднего предпринимательства ожидаются льготы"?
 
Депутат Государственной Думы Лиана Пепеляева: "Могут быть установлены специальные налоговые режимы, упрощены правила ведения налогового и бухгалтерского учета, установлен льготный порядок расчетов при приватизации имущества и так далее. Например, для малых и средних предприятий могут быть созданы особые условия при размещении заказов на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд".
 
Корреспондент: "В какой стадии сейчас находится подготовка конкретных мер"?
 
Депутат Государственной Думы Лиана Пепеляева: "Некоторые вопросы уже решаются. Одним из примеров этих мер может стать Федеральный закон "Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в приватизации арендованного государственного и муниципального имущества".
 
Проект этого закона был внесен депутатами в Государственную Думу еще в 2005 году. Согласно ему у малых предприятий, которые арендуют государственное или муниципальное имущество, будет преимущественное право на его приватизацию. Кроме того, при оплате стоимости выкупаемого имущества им может быть предоставлена рассрочка.
 
Проект был принят в первом чтении в сентябре этого года. Ко второму чтению в него, возможно, будут внесены поправки, но тем не менее концепция проекта была поддержана.
 
Другой пример – проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Им предлагается целый ряд мер. В частности, организации и предприниматели, которые перейдут на уплату единого налога на вмененный доход, могут быть освобождены от необходимости ведения бухгалтерского учета. Кроме того, они могут быть освобождены от применения контрольно-кассовой техники. Если предприятием было получено оборудование в лизинг, то договором может быть установлено, что в счет лизинговых платежей будет поставляться производимая предприятием продукция. Сейчас такой возможностью пользуются производители сельхозтоваров. Этот законопроект сейчас готовится к первому чтению.
 
Помимо этого в Минэкономразвития России уже подготовлены конкретные предложения по изменению порядка проверок предпринимателей. Во-первых, предлагается исключить плановые проверки. Во-вторых, согласно предложениям при проведении первой проверки предприятиям будет выдаваться только предписание, но штраф налагаться не должен. Это значит, что будет меньше шансов вымогать взятки.

Версия для печати

« Назад