На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

Слияния и поглощения в ритейле
 
РБК, "В фокусе" – 19.11.07
 
Корреспондент: "Практически все глобальные розничные сети начали работу в России. В результате одни и те же магазины и привычные товары можно встретить практически в любой точке страны. Правда, в России, в отличие от восточноевропейских стран, национальные игроки успели встать на ноги. В этих условиях, чтобы противостоять или выгодно продаваться, российским игрокам рынка приходится консолидироваться. По некоторым данным, по итогам 2006 года в российской торговле произошло 39 сделок слияний и поглощений на общую сумму 2 млрд 698 млн долларов".
 
Ведущий: "Итак, как было сказано в старом анекдоте, у нас с вами осталось только два пути: либо слияния, либо поглощения. Вот слияния и поглощения в отечественном ритейле мы и будем обсуждать сегодня. В гостях у нас Лиана Пепеляева, член комитета Государственной Думы Российской Федерации по собственности, и Дмитрий Рыжаков, директор по развитию бизнеса группы компаний. Лиана Витальевна, Ваш взгляд вообще на российский рынок ритейла".
 
Л. В. Пепеляева: "По оценкам специалистов Международного валютного фонда, в 2006 г. Россия вышла на первое месте в Европе по продажам стиральных машин и мобильных телефонов, на второе после Германии — по продажам пива, на четвертое — по автомобилям. В 2008 г. продажи превысят показатели европейских стран на всех рынках, кроме автомобильного. А к 2011 г. и на этом рынке Россия будет первой. В целом, как прогнозируют в Минэкономразвития, за 2007—2011 гг. товарооборот розницы может вырасти более чем на 75 %.
 
Рост реальных доходов населения в свою очередь стимулирует национальных  и западных инвесторов к реализации крупных розничных проектов в России. В результате на сегодня доля торговли в структуре ВВП уже достигла 32%.
 
Поскольку эти перспективы не являются секретом, логично, что участники рынка ритейла стремятся закрепиться на перспективных рынках. Если в период 1990 – 2000 гг. на российский рынок вышло не более 5 крупных розничных игроков, то в период с 2001 по 2010 г. более 30 крупных западных ритейлеров будут развивать свой бизнес в России.
 
Таким образом, чем дальше, тем сильнее будет конкурентная борьба за покупателя. При этом поддержка инвесторов и максимальная капитализация может быть обеспечена именно тем участникам рынка, которые смогут консолидировать рынок.
 
Поэтому и федеральные сети, и региональные компании, которые претендуют на главные роли, стремятся доминировать на своих рынках и завоевывать новые. Время, когда розничные торговые сети расширялись в основном за счет строительства новых магазинов, проходит. Сейчас уже стоит вопрос о том, как федеральным сетям проникать на региональные рынки, например, Урала и Сибири, где успели сформироваться свои игроки.
 
Сегодня консолидация ритейла проходит в Центральном, Приволжском, Уральском, Южном округах, а к 2010 г. объектом интересов станут Сибирь и Дальний Восток.
 
Вместе с тем за прошедшие 15 лет появилось много компаний, бизнес которых представляет собой небольшой розничный магазинчик. Эти компании сегодня не готовы развиваться, а это значит, что в недалеком будущем они могут потерять своих покупателей. Крупные игроки стремятся приобретать интересные активы – здания и земельные участки. Происходит это в том числе путем слияний и поглощений. Это могут быть сделки, когда напрямую покупается актив, может выкупаться полный или крупный пакет акций у прежних владельцев, наконец, могут проводиться реорганизационные процедуры. По итогам 2006 года по количеству сделок M&A розничная торговля уверенно опережала следующие за ней пищевую и финансовую отрасли".
 
Ведущий: "Приход крупных сетей на российский рынок – это благо, ему надо противостоять или что-либо еще?".
 
Л. В. Пепеляева: "Предпочтительно развитие российских сетей, но это мировая тенденция. Крупные западные компании будут приходить на российский рынок. Это неизбежно".
 
Ведущий обращается ко второму собеседнику. Дмитрий Рыжаков высказывает свою точку зрения о прошлом и будущем слияний и поглощений на рынке розничной торговли. "Сегодня финансовые возможности наших игроков могут сравниться с возможностями западных", – отмечает г-н Рыжаков. Разговор переходит к потребительскому рынку.
 
Л. В. Пепеляева: "Благосостояние граждан России постепенно улучшается. Сравните: если еще в 2001 г. россияне в среднем тратили на продукты и одежду не менее 60 % своих доходов, то к 2010 г. эта цифра может снизиться до 35 %. Согласно исследованиям одного из институтов Российской академии наук за 2002—2006 гг. доля граждан, которым зарплаты хватает не только на еду, но и на повседневные нужды, выросла почти на 10 %. В ближайшие три года реальные доходы населения будут расти на 8-10 % в год. Это значит, что будет расти спрос на товары народного потребления, например, на такие как автомобили, бытовая техника".

Версия для печати

« Назад