На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

Что делать, когда цены – европейские, а зарплаты – африканские…
 
http://www.edinros.ru – 24.09.07
 
21 августа 2007 года на сайте edinros.ru состоялась Интернет-конференция координатора "Единой России" по национальным проектам, депутата Государственной Думы Лианы Пепеляевой. Она была посвящена проблемам реализации приоритетных национальных проектов в области здравоохранения и образования, а также вопросам демографической политики.

Интернет-конференция вызвала большой интерес посетителей нашего сайта, множество вопросов пришло в адрес редакции непосредственно в ходе конференции, и в силу ограниченности ее времени координатор "Единой России" не могла ответить на все вопросы. Сегодня Лиана Пепеляева отвечает посетителям официального сайта Партии.

Сергей Лапин, пенсионер:

- Много говорится о смертности на дорогах, она велика, потому что россияне не ценят собственную жизнь! Пожилым надоело влачить существование, ограничивая себя во всем, а молодые, глядя на "жизнь" дедушек, бабушек не хотят дожить до их лет. Вот и получается, одни "летают" по дорогам, а другие бесстрашно лезут им под колеса...

Л. Пепеляева:

- Действительно, высокая смертность на дорогах остается одной из главных проблем для нашей страны. Решать эту проблему нужно без промедления.

Одним из направлений работы по решению проблемы высокой смертности при ДТП стало усиление административной ответственности за нарушение правил безопасности дорожного движения. Изменения в этой части в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях вступили уже в августе 2007 года. Следующий этап предусмотрен с 1 октября 2007 года, затем с 1 января 2011 года.

В рамках национального проекта "Здоровье" на 2008-2009 годы предусмотрены мероприятия, направленные на снижение смертности населения Российской Федерации от управляемых причин и сохранение трудового потенциала страны. Эти мероприятия заключаются в совершенствовании оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. На эти цели в ближайшие два года планируется выделить более 11 млрд руб. Часть этих средств будет направлена на закупку спецавтотранспорта и оборудования медпунктов вдоль федеральных трасс, в которых пострадавшие в авариях смогут получить экстренную помощь. Запланировано оснащение 1 130 государственных и муниципальных учреждений здравоохранения санитарным автотранспортом (610 ед.) и медицинским оборудованием (4 182 ед.) на общую сумму 4,9 млрд руб.

Владимир Чернигов, Институт отраслевого питания:

- На президиуме Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 24.04.2007 г. было особо отмечено, что школьное питание - один из первостепенных вопросов, поскольку напрямую касается здоровья наших детей. Планирует ли партия "Единая Россия" в своей работе уделить адресное внимание этому подпроекту, включенному в приоритетный национальный проект "Образование"? Ведь он непосредственно затрагивает также и другие национальные проекты – "Здоровье" и "Развитие АПК".

Л. Пепеляева:

- Безусловно, проблема организации питания школьников является очень актуальной. В настоящее время вопрос школьного питания в тестовом варианте включен в приоритетный национальный проект "Образование". В частности, в нескольких регионах будут проверены новые технологии, которые позволят готовить полноценное питание быстро, качественно и вкусно. В настоящее время разрабатывается современная экономичная модель организации школьного питания, которая впоследствии будет распространена на все регионы.

Новая система полноценного горячего питания в школах будет внедрена в регионах – победителях федерального конкурса по модернизации образовательных систем. Это 21 субъект Российской Федерации. Уже к концу 2007 года эти регионы должны обеспечить в школах стопроцентное горячее питание. При этом регионы гарантируют полную оплату питания для детей из малообеспеченных семей, а также установление доступных цен на горячие завтраки и обеды.

Кроме того, до конца 2007 года будет проведен конкурс по внедрению современных систем организации школьного питания. Общий бюджет конкурса составит 500 млн руб. В настоящее время практически завершена разработка условий и критериев конкурсного отбора, согласно которым в нем могут принять участие не только регионы, но и муниципальные образования или части регионов.

Предполагается, что количество победителей составит не менее пяти, каждому из которых на организацию горячего питания школьников из федерального бюджета будет направлено по 100 млн руб. в течение двух лет. Кроме того, регионы-победители должны будут обеспечить софинансирование проекта за счет средств собственного бюджета в объеме, равном выделенным федеральным средствам.

Проекты, представленные на конкурс, должны будут отвечать следующим условиям: за два года участник конкурса должен будет обеспечить 100-процентный охват школьников своего региона горячим школьным питанием. Регион имеет право разрабатывать собственную систему горячего питания, учитывая территориальные и иные особенности.

Таким образом, в течение ближайших лет в трети российских регионов будет происходить модернизация и отработка различных систем горячего питания школьников.

А уже с 1 сентября этого года всем российским школам было рекомендовано отказаться от реализации в стенах учебных заведений ряда наименований так называемой буфетной продукции. Это чипсы, гамбургеры, сильногазированные напитки, натуральный кофе и др. Директорам общеобразовательных учреждений предложено руководствоваться при организации школьного рациона питания двумя системными документами: ассортимент пищевых продуктов и среднесуточный набор продовольствия, составленный из расчета необходимого детям количества килокалорий. По подсчетам санитарных врачей, суточная норма энергетической потребности детей в возрасте 7-11 лет составляет 1 000 килокалорий, а для подростков 11-17 лет - почти 3 000 килокалорий.

Галина Роднянская, Красносельский межшкольный учебный комбинат, Санкт-Петербург:

- Скажите, пожалуйста, о какой открытости, прозрачности нашего образования может идти речь, если доступ к ресурсам Интернет в наших образовательных учреждениях приближается к нулю. Каждое образовательное учреждение России должно иметь сайт, каждый педагог должен иметь возможность свободно общаться со своими коллегами и воспитанниками, учащимися. Где так называемые современные образовательные технологии в действии? Мне кажется, в основном, в отчетах или в новостях по ТВ!

Л. Пепеляева:

- Подключение школ к Интернету является одним из важнейших направлений национального проекта "Образование". Его реализация проходит успешно. Реализация масштабной программы по подключению всех общеобразовательных учреждений России к сети Интернет началась в сентябре 2006 года. И за четыре месяца прошлого года доступ к Глобальной сети получили 18 808 общеобразовательных учреждений. В настоящее время к Всемирной паутине подключается от 150 до 300 российских школ ежедневно. Более 70% подключаемых в 2007 году школ расположено в сельской местности и труднодоступных районах России. Для их подключения используются спутниковые технологии.

В целом до конца 2007 года будет обеспечен широкополосный доступ к сети Интернет всем общеобразовательным учреждениям страны. Кроме того, в рамках проекта "Образование" доступ к сети Интернет получают и учреждения дошкольного и младшего школьного образования, школы-интернаты, оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа, детские дома, специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением, коррекционные школы, школы-интернаты с первоначальной летной подготовкой, а также вечерние (сменные) образовательные учреждения.

Основная задача подключения школ к Интернету – обеспечить доступ молодого поколения к электронным образовательным ресурсам. Это должно привести к принципиальным изменениям и расширить возможности реализации индивидуальных образовательных программ. Кроме того, бесплатный доступ к сети Интернет в школах дает новые, уникальные возможности для преподавателей по повышению своего уровня, поиску и использованию в учебном процессе новых методик и инструментов преподавания, дополнительных учебно-методических и наглядных материалов, что приведёт к существенному повышению доступности качественного образования. Электронные библиотеки, современные образовательные ресурсы, новости науки и техники - вот лишь малый перечень тех возможностей, которые становятся доступны российским школьникам.

М. П. Иванов:

- Как получить жилье по ипотеке для молодой семьи, если общий доход около 10 000 рублей (а это норма для маленьких городов)? Узнавали. В течение 20 лет каждый месяц от 15 000. Это кабала. А еще хочется иногда кушать и одеваться (мы же живем в обществе) и детей растить. Цены на уровне европейских, а зарплаты - африканские. Интересно, поменяются ли цены и зарплаты? Чтобы зарплаты были европейские, а цены -африканские?

Л. Пепеляева:

- Для поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы в рамках национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам Россия" создана подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".

Программные мероприятия связаны с предоставлением за счет бюджетных средств молодым семьям, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий и являющимся участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", субсидий на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться в том числе на уплату первоначального взноса по ипотечному кредиту, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам.

Субсидии предоставляются в размере не менее: 35 % стоимости жилья для молодых семей, не имеющих детей; 40 % стоимости жилья, для молодых семей, имеющих 1 ребенка и более, а также для неполных молодых семей, состоящих из 1 молодого родителя и 1 ребенка и более. При этом до 2008 года доля средств федерального бюджета составит 10 % стоимости жилья, доля средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов должна составлять не менее 25 процентов для молодых семей, не имеющих детей, и не менее 30 процентов для молодых семей, имеющих 1 ребенка и более, а также для неполных молодых семей.

Начиная с 2008 года доля средств федерального бюджета составит от 5 до 15 % в зависимости от показателя уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Доля средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с учетом уровней бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации составит от 20 до 35 %.

В случае недостаточности у молодой семьи собственных средств для оплаты оставшейся части стоимости жилья решить вопрос можно за счет ипотечных жилищных кредитов или займов. Кроме того, в последнее время наметилась устойчивая тенденция к снижению размера первоначального взноса. Еще год назад по стандартным условиям Агентства по ипотечному жилищному кредитованию он составлял 30% от стоимости жилья, в этом году это требование снижено до 10-20% от стоимости жилья. Причем первоначальный взнос снижают и ряд коммерческих банков.

Наталья Светикова, Городская детская поликлиника № 1 г. Нальчика:

- Как оплачиваются родовые сертификаты участковым педиатрам и медсестрам? В нашей поликлинике оплата направляется не участковым, а только узким специалистам.

Л. Пепеляева:

- Средства на оплату услуг, перечисленные региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации, должны расходоваться учреждениями здравоохранения в 2007 году следующим образом:
·  женскими консультациями - на оплату труда медицинского персонала (в размере 35-45 процентов указанных средств в зависимости от качества оказанной медицинской помощи, критерии качества которой утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации), обеспечение медикаментами женщин в период беременности (в размере 20-33 процентов указанных средств) и оснащение медицинским оборудованием, инструментарием, мягким инвентарём и изделиями медицинского назначения;
·  родильными домами - на оплату труда медицинского персонала (в размере 40-55 процентов указанных средств в зависимости от качества оказанной медицинской помощи, критерии качества которой утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации), оснащение медицинским оборудованием, инструментарием, мягким инвентарём, обеспечение медикаментами и изделиями медицинского назначения, дополнительным питанием беременных и кормящих;
·  детскими поликлиниками – на оплату труда медицинского персонала, за исключением врачей – педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей), медицинских сестер участковых врачей – педиатров участковых и медицинских сестёр врачей общей практики (семейных врачей).
Что касается медицинских работников участковой службы (первичного звена), то благодаря дополнительным федеральным выплатам с начала 2006 года оплата труда врачей и медсестер была увеличена на 10 и 5 тыс. руб. соответственно

Валерий Чуйченко:

- Сейчас много говорят о строительстве высокотехнологичных медицинских центров. Какие шансы есть у пенсионеров (не льготников) воспользоваться бесплатно услугами данных центров? Например, что Вы посоветуете больным, которым требуются операции на сердце (коронография), а квоты на их проведение выделяются в сотни раз меньше? Наступят ли времена, когда квотируемая медицина уступит место настоящей страховой медицине, доступной всем?

Л. Пепеляева:

- Одна из целей национального проекта "Здоровье" – сделать высокотехнологичную (дорогостоящую) медицинскую помощь доступной большему числу людей, в том числе пенсионерам и детям.

Для этого предусмотрено ежегодное серьезное увеличение числа лиц, которые смогут получить такую помощь за счет средств федерального бюджета. Если в 2006 году бесплатно получить дорогостоящее лечение смогли более 128 тыс. россиян, то в этом году такую помощь получат 170 тыс. жителей страны, в 2008 году - 195 тыс., а в 2009 году – 220 тыс. человек. На оказание высокотехнологичной медицинской помощи в бюджете предусмотрено серьезное финансирование, только в этом году – 17,5 млрд руб.

Что касается строительства медицинских центров, то их возведение также будет способствовать увеличению числа граждан, которым будет оказана необходимая дорогостоящая медицинская помощь. Предполагается, что каждый из центров сердечно-сосудистой хирургии и центров травматологии, ортопедии и эндопротезирования сможет одновременно принимать до 200 пациентов. Всего в течение трех лет будет построено 15 центров высоких медицинских технологий.

Любовь Горбатенко, организация "Остановим наркотики!":

- Повышение рождаемости не решит задачи уменьшения смертности среди молодежи. В наркотизации - 7,5 млн человек с приростом 1 млн в год. Сопутствующие эпидемии: ВИЧ, связанная с этим преступность дает еще 1,5 млн молодых, гниющих в тюрьмах. У всех - скрытые патологии, тяжелейшие аутоиммунные заболевания, безвозвратная потеря физического и психического здоровья, внезапная смерть. Не считаете ли Вы, что для решения вопросов демографии нужны срочные меры по первичной профилактике этих заболеваний?

Л. Пепеляева:

- Конечно, для решения этих проблем нужны срочные и безотлагательные меры. Поэтому одним из приоритетных направлений государственной политики в рамках национального проекта "Здоровье" стала профилактика социально значимых заболеваний, в том числе ВИЧ-инфекции.

Благодаря реализации мероприятий в прошлом году 14,4 тысячи больных ВИЧ получили лечение, в том числе 4 950 инфицированных беременных женщин, что позволило уменьшить риск вертикальной передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку. А уже за 7 месяцев 2007 года получили полный курс химиопрофилактики 3298 ВИЧ-инфицированных женщин, родивших детей. 654 ребенка, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями, получают антиретровирусную терапию.

В целом охват диспансерным наблюдением ВИЧ-инфицированных составил по состоянию на 1 августа 2007 года 76,7%. С начала 2007 года поставлено на диспансерный учет 34676 ВИЧ-инфицированных. С профилактической целью на ВИЧ-инфекцию за 7 месяцев 2007 года обследовано 13,76 млн человек, что составляет 64% от запланированного объема.

Кроме того, для борьбы с социально значимыми заболеваниями 10 мая этого года принята соответствующая федеральная целевая программа на 2007 – 2011 годы. В нее включены подпрограммы: "Сахарный диабет", "Туберкулез", "ВИЧ-инфекция", "Онкология", "Инфекции, передаваемые половым путем", "Вирусные гепатиты", "Психические расстройства", "Артериальная гипертония" и "Вакцинопрофилактика". По каждой подпрограмме предусмотрен комплекс мероприятий. Общий объем финансирования программы составит более 76 млрд руб.

Предусмотрены следующие мероприятия: совершенствование методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при социально значимых заболеваниях; разработка и внедрение современных методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при социально значимых заболеваниях на основе передовых технологий; строительство и реконструкция специализированных медицинских учреждений.

Нелли Гагарина, Бурятия:

- У меня такой вопрос. Я живу в Республике Бурятия, у нас предполагается внедрить новую систему оплаты труда для педагогов. Как будет рассчитываться заработная плата учителей?

Л. Пепеляева:

- Действительно, в новом учебном году масштабным мероприятием национального проекта "Образование" станет модернизация региональной системы образования. В конце марта этого года был отобран 21 регион России, который получит федеральную поддержку комплексных проектов модернизации своих образовательных систем. Новое направление проекта включает: введение новой системы оплаты труда работников образования; нормативное подушевое финансирование образовательных учреждений; развитие региональной системы оценки качества образования; развитие сети образовательных учреждений; усиление государственно-общественного управления в образовании.

Сегодня вопрос, как будет работать новое направление на практике, волнует каждого работника системы образования. Цель введения новой системы оплаты труда учителей понятна – повышение качества образования. Результатом должна стать достойная оплата хорошей работы учителя и качественные знания учеников. При этом один из важнейших вопросов – критерии, по которым будет оцениваться труд педагога. За что именно должен поощряться учитель? В связи с этим на государственном уровне были приняты критерии, по которым будет начисляться заработная плата учителям. Однако с переходом на новую систему оплаты труда решать, кому, за что и на сколько повышать зарплату, будут сами регионы. Субъекты РФ на региональном уровне могут сами разрабатывать свои критерии аттестации педагогических работников.

Подходить к разработке таких критериев нужно очень тщательно, очень аккуратно. Они должны быть максимально объективными. К примеру, можно ли оценивать качество работы учителя на основании того, как дети выполняют домашнее задание или посещают занятия?

Помимо объективности, система критериев должна быть простой и понятной. Чтобы ни у одного учителя не вызывала сомнений оценка результатов его труда.

В Бурятии разработана система критериев, которая будет разной для всех общеобразовательных учреждений в зависимости от специализации школы, ее месторасположения и других особенностей.

Безусловно, работа учителя должна оцениваться с учетом всех факторов. Ведь все мы знаем, что задача учителя – гораздо шире, чем просто донести до ребенка знания в рамках программы: научить, воспитать, помочь ему раскрыться, развить способности, найти подход к каждому. А еще каждый учитель должен работать и над совершенствованием своих знаний и навыков.

Светлана Нефедова:

- Я мать двоих детей, 21 и 25 лет. Дети живут своей жизнью. Мы с мужем остались вдвоем, конечно, дети постоянно навещают. У нас большой просторный дом. Мы еще не пенсионеры, работы постоянной в деревне нет. Однако у нас есть свой хозяйство, прекрасный сад. Мы с мужем не жалуемся, продаем овощи на базаре. Муж постоянно подрабатывает. Денег хватает на самое необходимое. Мы с мужем очень любим детей, в нашей деревне много замечательных ребят живут в детском доме. Многих знаем, постоянно помогаем, чем можем. Вот решили взять опекунство над ребенком. Конечно, питанием мы его обеспечим, своей комнатой. Однако ему надо будет ходить в школу, покупать книги, одежду и еще многое. Поэтому у меня такой вопрос: выплачивает ли государство какие-нибудь деньги опекунам на содержание ребенка?

Л. Пепеляева:

- Это замечательно, что Вы помогаете ребятам из детского дома, и замечательно, что хотите взять в семью ребенка. Благополучие детей, в том числе устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи, является приоритетным направлением государства. Безусловно, полноценное воспитание возможно только тогда, когда у ребенка есть папа и мама, он окружен постоянной заботой и вниманием родных людей.

С начала года увеличен размер денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительство), в приемной семье до 4 тыс. рублей. Приемные родители теперь получают не менее 2,5 тыс. рублей ежемесячно. Но конкретные размеры пособия и оплаты труда определены субъектом Российской Федерации самостоятельно. При этом регионы, в которых размер выплат ранее уже был установлен выше 4 тыс. и 2,5 тыс. рублей соответственно, выплаты будут производить в не меньшем размере.

Кроме того, с этого года выплачивается единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновление, установление опеки (попечительства), передача на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей). Размер этого пособия составляет 8 000 рублей.

Помимо федеральных выплат региональные власти устанавливают свои меры поддержки. О них Вы можете узнать, обратившись в соответствующий департамент образования субъекта Российской Федерации, в котором Вы проживаете.

Николай Новицкий:

- Я слышал, что в рамках национального проекта "Образование" планируется открыть бизнес-школы. В каких городах будут открыты такие школы и кто в них сможет учится?

Л. Пепеляева:

- В этом году планируется первый набор слушателей в бизнес-школы. В частности, в 2007–2010 годах будет реконструирован комплекс дворцово-паркового ансамбля "Михайловская дача" и будут построены объекты для размещения Высшей школы менеджмента, формируемой на базе Санкт-Петербургского государственного университета. Вторая бизнес–школа будет построена в Сколково (Московская область).

Основной целью создания бизнес-школ является подготовка современных управленческих кадров международного уровня, формирование национальной элиты управленческих кадров. Проект Высшей школы менеджмента в Санкт-Петербурге будет реализовываться по "университетской модели", типичной для ведущих школ бизнеса – Гарвардской, Стэнфордской, Лондонской. Планируется, что к 2012–2014 годам школа станет обладателем основных международных аккредитаций. В 2015 году в ней смогут одновременно учиться 1800 студентов, из них около 30% – иностранцы. Число преподавателей составит около 130, примерно четверть из них – иностранные специалисты. Слушателями краткосрочных программ станут от 3,5 до 4 тыс. менеджеров в год.
 

Версия для печати

« Назад