На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

Это им не по нраву
 
"Российская Федерация сегодня" № 17 – 06.09.07
 
Актуальность представленного Правительством  законопроекта о совершенствовании механизмов разрешения корпоративных конфликтов не вызывает сомнений.
 
До сих пор у многих на слуху громкие корпоративные скандалы прошлых лет. Да и теперь они не утихают, разве что приняли иную, более изощренную форму. И это понятно. Ведь экономика – сфера, где пересекаются интересы акционеров, менеджеров, инвесторов, контрагентов, а также государства. Так что недолгая история нашего новейшего корпоративного законодательства  характеризуется высокой степенью напряженности. И конечно же его необходимо корректировать с учетом требований времени.
 
Каждый конфликт сам по себе вроде бы уникален. Однако накопленный опыт свидетельствует: несмотря на это, очень часто используются типичные схемы. Рейдеры умело используют в своих корыстных интересах "пробелы" процессуального и корпоративного законодательства. Вышеназванный проект призван устранить наиболее "проблемные места" в этой весьма сложной, специфической сфере.
 
Большая часть предлагаемых в нем изменений вносится в Арбитражный процессуальный кодекс РФ. Вводится новый раздел, посвященный корпоративным спорам. Тем, что связаны с управлением или участием в работе той или иной коммерческой структуры. Таким, например, может считаться  спор между АО и его акционером, или между самими акционерами.
 
Определяется особый порядок рассмотрения таких дел арбитражными судами. Это означает, что будет положен конец практике, когда иски к той или иной организации предъявляют в суды отдаленных, труднодоступных регионов. Ответчик зачастую о нем и не ведает. И вдруг, как снег на голову, к нему вваливаются рейдеры с исполнительным листом, на основании решений таких судов. Хотя дело направлено к ним по формальным, надуманным причинам, лишь бы усложнить положение ответчика. Теперь иски, касающиеся корпоративных споров, должны будут разбирать по месту нахождения организации, к которой предъявляются претензии.
 
Другим новшеством станет особый порядок принятия так называемых обеспечительных мер по корпоративным конфликтам. В общих случаях такие акции, как арест имущества, запрет на совершение хозяйственных, финансовых операций, иные действия, принимаются без присутствия конфликтующих сторон. Однако в ситуациях, связанных с корпоративными спорами, суд обязан будет приглашать представителей организации, интересы которой в данном случае затрагиваются.
 
В рейдерских атаках на предприятия часто используется такой излюбленный вид "оружия", как признание недействительными решений регистрирующих органов (о регистрации компании, а также изменений, внесенных в ее устав и др.). Чтобы ограничить возможность применения этого способа захвата, проект предлагает установить шестимесячный срок для  обращения в суд с подобными требованиями. Вместе с тем определяет, что суд с учетом всех обстоятельств дела вправе отклонить иск. Например, если претензии основаны лишь на формальных основаниях.
 
Вышеназванный подход предложен и для ситуаций, когда захватчики пытаются вчинить иск о признании недействительными договоров или решений общих собраний, советов директоров. В частности, проект перечисляет случаи, в которых суд может отказать в признании сделки недействительной.
 
Хотелось бы обратить особое внимание на такое важное новшество, записанное в этом документе. Организация при возникновении корпоративного конфликта обязана сообщить о нем своим участникам, акционерам. А при  необходимости дать им возможность ознакомиться с судебными документами.
Однако согласимся: проблема корпоративных конфликтов сложна и многогранна. И нет здесь простых, однозначных ответов на вопрос, как их устранять, разрешать. Не дает их в полной мере, полагают некоторые оппоненты, и этот законопроект. Не всем, например, нравится предложение рассматривать дела ответчиков только в арбитражном суде по месту его нахождения, поскольку это ограничивает доступность правосудия, ставит его в некую территориальную зависимость.
 
Так что депутатам совместно с судебными и исполнительными органами еще предстоит искать решения, которые бы в равной степени защищали интересы крупных и мелких акционеров, кредиторов, государства и других субъектов хозяйственной деятельности. Остается надеяться, что такой баланс будет найден в приемлемые сроки.

Версия для печати

« Назад