На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

Новый этап в решении проблемы ветхого жилья
 
"Национальные проекты" № 8 – 20.08.07
 
То, что вопрос аварийного и ветхого жилья необходимо срочно решать, понимает каждый: Для этого нужна государственная программа поэтапной его ликвидации. Поддерживать выполнение этой программы призвана создаваемая государственная корпорация "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
 
Начиная с 1996 года, объем ветхого и аварийного фонда в России стабильно превышает объем выполняемого капитального ремонта. Большая часть жилья, примерно две трети всего жилого фонда, была построена до 1970-х годов, и только треть – после. В настоящее время в России из 3 млрд кв. м жилья более половины нуждается в ремонте, а объем ветхой жилплощади составляет 93 млн кв. м, из которых 11,2 млн кв. м – аварийная. И с каждым годом объем такого жилья увеличивается. Наш жилой фонд катастрофически стареет.
 
В настоящее время около 80% жилищного фонда страны находится в частной собственности. Проблема заключается в том, что владельцы жилья не могут обеспечить эффективного содержания и сохранности жилфонда. Это произошло из-за десятилетнего недофинансирования коммунальной инфраструктуры.
 
Еще одним нерешенным вопросом является отсутствие в законодательстве четкого разграничения понятий ветхого и аварийного жилого фонда. Как отметил Президент России Владимир Путин, сегодня грань между аварийным и ветхим жильем довольно условная. В законодательстве необходимо предусмотреть четкое определение этих понятий; это будет одним из базовых критериев при разработке программы ремонта и сноса проблемных домов.
 
При всей сложности и многоплановости вопроса основным препятствием для перелома ситуации с аварийным и ветхим жильем является недостаточное финансирование. Если проанализировать мировой опыт, то, например, Бельгия решила вопрос долгосрочного финансирования ремонта ветхого жилого фонда через частно-государственное партнерство в виде выдачи займов, с покрытием всех затрат в период займа. Во Франции существует государственная компания, обязанная инвестировать средства в социальное жилье, которое возводится на месте снесенных зданий и районов.
 
Теперь специальный закон, определяющий порядок привлечения государственных средств для решения проблем аварийного жилья и капитального ремонта, принимается и в России.
 
4 июня в Государственную Думу был внесен законопроект, предусматривающий создание на период до 1 января 2012 года некоммерческой организации в форме государственной корпорации "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". О необходимости создания такого фонда
сказал 26 апреля в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Президент Владимир Путин. И уже 6 июля соответствующий федеральный закон был принят в окончательном третьем чтении.
 
Планируется, что фонд будет оказывать финансовую поддержку субъектам РФ на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда. Имущество Фонда будет сформировано за счет имущественного взноса Российской Федерации в размере 240 млрд рублей, а также за счет доходов, получаемых Фондом от размещения денежных средств, и других законных поступлений.
 
По каждому субъекту РФ фонд утверждает лимиты средств финансовой поддержки, которые определяются в зависимости от размера жилищного фонда, расположенного на территории субъекта РФ, а также уровня бюджетной обеспеченности региона.
 
Из общего лимита средств 60% направляется на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, а 40% – на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
 
Законом предусмотрено, что суммы из создаваемого федерального Фонда планируется передавать субъектам в виде целевых средств на основе софинансирования. В каждом субъекте Федерации предполагается утверждение региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и по переселению граждан из аварийного жилого фонда. Обязательным условием оказания финансовой поддержки является софинансирование региональных адресных программ за счет средств бюджета субъекта РФ и (или) муниципального образования.
В ходе рассмотрения Государственной Думой закон был существенно отредактирован и дополнен.
 
Так, были скорректированы условия предоставления финансовой поддержки за счет средств фонда. Закон дополнен положениями, определяющими порядок расчета лимитов средств финансовой поддержки субъектов РФ.
 
Конкретный перечень документов, представляемых для получения средств из Фонда, должен быть определен наблюдательным советом фонда не позднее 31 декабря 2007 года. С 60 до 30 дней сокращен срок рассмотрения Фондом поступивших заявок.
 
Внесенными поправками регламентирован порядок получения и расходования средств непосредственно товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и управляющим организациями. В частности, расширен перечень целей, на которые могут использоваться предоставляемые средства, определен состав представляемых документов. Теперь орган местного самоуправления будет обязан перечислить средства в течение пяти дней с момента получения необходимого пакета документов. Предусмотрена возможность выплаты аванса в размере до 30% от общей стоимости работ по капитальному ремонту.
 
Согласно действующему жилищному законодательству, при проведении капитального ремонта жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, должно предоставляться другое жилое помещение на время проведения ремонта. Первоначально законопроект не предусматривал расходования средств фонда на указанные цели, но внесенными поправками данный недостаток был устранен.
 
В заключение надо отметить, что преодолеть негативную тенденцию и решить проблему ветхого и аварийного жилого фонда в перспективе возможно при условии разработки и эффективного функционирования комплекса мер, направленных на координацию усилий федеральных, региональных и местных властей. Принятый федеральный закон заложил необходимую для этого правовую основу.

Версия для печати

« Назад