На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

Накануне трансфертов

"Континент Сибирь" №  31 – 10.08.08

Результаты распределения федеральных ассигнований между регионами уже привычно рассматриваются как показатель рейтинга региона на федеральном уровне. Судя по разнице в объемах межбюджетных трансфертов в федеральном бюджете на 2008–1010 годы, традиционные лидеры экономики СФО — Красноярский край и Кемеровская область — подтвердили свои позиции. Среди остальных по уровню лоббистских способностей стремительно рвутся вперед сравнительно молодые администрации Алтайского края и Иркутской области. В некоторых случаях им уступают свои позиции даже губернаторы со стажем.
 
Система распределения межбюджетных трансфертов на основе среднего уровня бюджетной обеспеченности по стране давно вызывает нарекания региональных финансистов. Но в последнее время и эта система рассматривается как категория весьма условная по сравнению с "региональным лобби". Популярность в столичных кругах главы региона и пробивная сила его команды в конечном счете определяют размер федеральной поддержки для региона. "В целом, я полагаю, принятый федеральный бюджет достаточно сбалансированный, а для Кузбасса есть хорошая возможность реализовать начатые и намеченные и федеральные, и региональные программы. Во многом это получилось благодаря тому, что у Кузбасса на федеральном уровне хорошее лобби", — подтвердил в интервью "КС" зампредседателя комитета Госдумы по экологии Александр Фокин (Кузбасс, фракция "Единая Россия"). Тем не менее, судя по размерам трансфертов, кузбасское лобби продолжает уступать свои позиции красноярскому. В большинстве статей объем межбюджетных трансфертов Красноярскому краю существенно превышает объемы средств, предусмотренных для регионов СФО, а иногда эти цифры несопоставимы.
 
Несколько примеров:
 
— межбюджетные трансферты на обеспечение повышения зарплаты милиции общественной безопасности: Республика Алтай — 35 835,5 тыс. руб., Красноярский край — 796 863,6 тыс. руб.;
 
— на осуществление переданных полномочий РФ в области содействия занятости населения: Красноярский край — 1 292 028,9 тыс. руб., Кемеровская область — 1 124 211,8 тыс. руб., Новосибирская область — 592 988,4 тыс. руб.;
 
— бюджетные ассигнования на 2009–2010 гг. на осуществление социальных выплат для приобретения жилья гражданами, выезжающими из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей: Красноярский край — 1 098 066,6 тыс. руб. — 1 180 627,6 тыс. руб.; Бурятия — 156 902,8 тыс. руб. — 161 368,3 тыс. руб.; Омская область — 1171,9 тыс. руб. — 1281,8 тыс. руб.; Томская — 175 262,5 тыс. руб. — 180 168,4 тыс. руб.;
 
— субсидии на строительство и реконструкцию автодорог общего пользования (за исключением федеральных) в рамках подпрограммы "Автомобильные дороги" ФЦП "Модернизация транспортной системы России" на 2008 г.: Красноярский край — 1 млрд руб.; Алтайский край — 200 млн руб., Кемеровская область — 750 млн руб.; Иркутская область — 650 млн руб.;
 
— субсидии на развитие социальной и инженерной инфраструктуры РФ и муниципальных образований на 2008 год: Республика Алтай — 71 185,5 тыс. руб., Красноярский край — 134 983,1 тыс. руб.; Алтайский край — 285 947,2 тыс. руб., Иркутская область — 402 240,9 тыс. руб.; Кемеровская область — 252 554,5 тыс. руб.; Новосибирская область — 262 552,8 тыс. руб.; Томская область — 150 593 тыс. руб.;
— субвенции на оплату ЖКУ отдельным категориям граждан на 2008 г.: Красноярский край — 2 269 486,1 тыс. руб., остальные регионы СФО — до 1,5 млн руб.;
 
— субвенции на осуществление полномочий РФ по выдаче лицензий в области охраны и использования животного мира на 2008 г.: Красноярский край — 27 млн руб.; остальные — менее 10 млн, а РА — 2470,7 тыс.руб.
— на внедрение инновационных образовательных программ Новосибирская область получит 54 млн руб., Красноярский край — 82 млн руб., Республика Алтай — 8 млн руб.
 
Представители регионов в федеральном парламенте дают неоднозначные оценки как объемам трансфертов для своих территорий, так и федеральному бюджету в целом. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам, депутат от Иркутской области Виталий Шуба еще в преддверии второго чтения бюджета был уверен, что объем финансовой помощи для Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа из федерального фонда финансовой поддержки регионов в 2008 году увеличится не менее чем на 1,2 млрд руб. по сравнению с этим годом и составит более 6,7 млрд руб., при этом депутат отмечал, что сумму помощи из ФФПР для региона удалось увеличить в результате внесенной им поправки в проект федерального закона об образовании нового субъекта путем объединения Иркутской области и УОБАО.
 
"Считаю, что объемов трансфертов, которые предусмотрены для Кузбасса, вполне достаточно, — говорит Александр Фокин. — Конечно, нам хотелось бы получить больше средств, например, на снос ветхого жилья (как известно, наиболее остро проблема ветхого жилья стоит в Тульской и Кемеровской областях). Но для работы по этому направлению в нормальном режиме средств области предусмотрено достаточно. Хорошее, как мне кажется, финансирование для Кузбасса предусмотрено и по направлению дорожного строительства, по строительству долгосрочных объектов, которые будут завершены строительством не в 2008 году, а позже".
 
"В область идут ведь средства не только по "прямым" трансфертам — поступают средства на реализацию в том числе и федеральных программ, и нацпроектов. Так что в целом, на мой взгляд, Кузбасс не будет обижен принятым сейчас во втором чтении трехлетним бюджетом, — согласна зампредседателя Госдумы по делам женщин, семьи и молодежи (КПРФ) Нина Останина. — Но регионы опять остались "обиженными" схемой формирования бюджетов — из доходов, собранных на территориях и уходящих в федеральный бюджет, обратно в регионы возвращается только 40%, а в некоторые регионы — и вовсе 30%. Так что до соотношения "50 х 50", которое многие аналитики считают оптимальным, нам еще далеко".
 
"Что касается Алтайского края, то практически по всем показателям отмечен прирост финансирования", — говорит алтайский "единоросс" Лев Коршунов. "Мы надеемся удержать второе место среди субъектов Федерации в целом по трансфертам, занимаемое уже не один год", — сказал "КС" алтайский депутат Михаил Заполев (КПРФ). Для сравнения: дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности Алтайскому краю составят почти 15 млрд руб., Томской области — 1,3 млрд руб., Новосибирской области — около 3,8 млрд руб., а на на поддержку инфраструктуры наукограда в п. Кольцово Новосибирская область получит 14 млн руб., в то время как наукограду в Бийске (Алтайский край) будет направлено более 330 млн руб. (как заявил на днях в Новосибирске алтайский губернатор Александр Карлин, по решению правительства в регионе предполагается строительство двух центров высоких медицинских технологий).
 
"В целом я считаю, что хотя Новосибирская область не претендует на первенство по получению финансирования из федерального бюджета, но среди регионов СФО может считаться крепким "середняком", — комментирует депутат комитета по собственности Лиана Пепеляева ("Единая Россия").
 
"Можно с уверенностью сказать, что бюджет России 2008–2010 годов ориентирован на решение проблем нехватки энергомощностей, плохих трасс, преодоление которых является условием экономического роста страны, — обобщает госпожа Пепеляева. — Например, в 2009 году будет досрочно завершена федеральная программа "Модернизация транспортной системы России", в рамках которой планируется построить 9,3 тыс. км и реконструировать 45,5 тыс. км автодорог, а с 2010 года уже будет реализовываться новая федеральная программа создания современных магистралей. Одновременно предусмотрена поддержка отраслей, которые будут являться двигателями промышленности и экономики в целом: авиа- и судостроение, атомная энергетика, нанотехнологии. Таким образом принятый бюджет можно без преувеличения назвать "бюджетом развития".
 
Но по мнению Михаила Заполева, федеральный бюджет, несмотря на формальное увеличение абсолютных цифровых показателей, фактически совершенно не учитывает темпы инфляционного процесса, значительно превышающие предполагаемое увеличение объемов финансирования отдельных статей. "Поскольку я являюсь членом комитета по образованию и науке, то могу с полной уверенностью заявить, что на протяжении всех трех лет увеличение финансирования идет лишь на уровне инфляции, а в 2009 году планируется и вовсе прирост в 1% по сравнению с 2008 годом при официальном уровне инфляции 7%, а по неофициальным данным — в пределах 20–25%. Причем все говорят только о приросте, и никто — о процентах от потребностей. Если эти цифры озвучить, волосы дыбом встанут, настолько велико отставание, и оно растет с каждым годом на протяжении 15 лет".
 
Депутат от Красноярского края Валерий Зубов отметил, что принятый нижней палатой парламента федеральный бюджет на 2008–2010 годы "лучше предыдущих". Среди негативных факторов, по его мнению, — "удорожание всех тарифов. Так, цифра прироста по газу составит в 2008 году 27%, что превысит запланированный уровень инфляции в три раза, по теплоэнергии — 15%". Рост тарифов потребует больших расходов на социальную сферу. При этом депутат сообщил, что Красноярский край из федерального бюджета в 2008 году получит 18 млрд руб.".
 
В целом, по оценкам экспертов, в первом в истории России трехлетнем бюджете в части распределения межбюджетных трансфертов остаются прежние проблемы, создающие серьезные "антистимулы" для эффективной социально-экономической политики. В частности, не предусмотрено предоставление в 2009–2010 годах дотаций бюджетам субъектов РФ на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ, а за счет субвенции из Федерального фонда компенсаций покрывается в среднем не более 30% фактических расходов бюджетов субъектов РФ на реализацию делегированных федеральных полномочий.

Версия для печати

« Назад