На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

Дорогу малым предпринимателям!
 
http://www.klerk.ru – 30.07.07
 
27 июля 2007 года Государственной Думой был принят Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Рассказать о судьбе закона корреспондент ИА "Клерк.Ру" Лев Мишкин попросил одного из его авторов - Лиану Пепеляеву, депутата Государственной Думы.
 
- Лиана Витальевна, чем вызвана необходимость принятия данного закона?
 
- 4 июля федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" был принят Государственной Думой. Прежний закон принимался еще 12 лет назад. Обстановка в стране за эти годы существенно изменилась. Это касается и экономической ситуации, и законодательства в целом. С 2005 года из прежнего закона был исключен целый ряд статей, в результате чего он стал практически неработоспособным. Кроме того, действующий закон касался только субъектов малого предпринимательства. Но как показывает мировой и европейский опыт,  не менее важно развивать и средний бизнес В этой связи законом впервые вводится термин "субъекты среднего предпринимательства".
 
- Какое правовое регулирование предусматривается принятым федеральным законом?
 
- Закон закладывает основы для оказания конкретных мер поддержки. Конкретные льготы не предоставляются. Конкретика будет проявляться в программах развития субъектов малого и среднего предпринимательства, которые на основании этого закона будут принимать органы власти всех уровней. Именно для реализации этих программ законом между ними распределены полномочия, определены основные принципы поддержки. Первый - принцип, согласно которому установлен заявительный порядок обращения за поддержкой. Организации не надо нигде специально регистрироваться, получать статус "малого предприятия" и так далее. Второй - принцип равного доступа субъектов к участию в соответствующих программах поддержки. Это значит, что не может устанавливаться никаких преференций для одних субъектов в сравнении с другими такими же субъектами малого или среднего предпринимательства. Третий - принцип открытости процедур поддержки. Информация о том, что органом власти была оказана поддержка конкретному субъекту или отказано в поддержке другому, является общедоступной. Это норма является антикоррупционной.
 
В числе форм поддержки закон предусматривает: финансовую, имущественную, информационную, консультационную, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и другие, в том числе поддержку субъектов, действующих в отдельных отраслях.
 
После того как соответствующей программой будут определены конкретные формы поддержки, организация или предприниматель смогут обращаться за их получением.
 
- То есть поддерживающие меры будут оказываться только обратившимся?
 
- Да. Но необходимо отметить, что закон одновременно содержит целый перечень мер, с помощью которых будет реализовываться государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства. И эти меры будут действовать в отношении всех субъектов. Такими мерами могут быть специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового и бухгалтерского учета, льготный порядок расчетов при приватизации имущества и так далее. Например, для малых и средних предприятий могут быть особые условия при размещении заказов на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд.
 
- Какие критерии устанавливаются принятым законом для отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства?
 
- Во-первых, средняя численность работников. Если число работников менее 100, то это малое предприятие. Если от 100 до 250 человек – это среднее предприятие. Отдельно в составе малых предприятий мы выделили микропредпрятия с числом работников до 15 человек. Такое деление позволит при необходимости четко адресовать меры поддержки и создавать самостоятельные специализированные программы для каждого вида.
 
Во-вторых, выручка от реализации и балансовая стоимость активов за календарный год. Конкретные значения этого критерия для каждой категории будут устанавливаться Правительством России. Такой подход мне кажется обоснованным, поскольку эти значения могут колебаться, а реакция Правительства будет более оперативной.
 
- С какого момента закон вступит в силу? Что необходимо для его реализации?
 
- После подписания закона Президентом он вступит в силу с 1 января 2008 года. Как я уже говорила, закон закладывает основы государственной политики поддержки в этой сфере,  для того чтобы он заработал в полную силу, нужны активные действия от субъектов всех уровней власти. Во-первых, Правительство должно будет определить значения одного из критериев отнесения к субъектам  малого и среднего бизнеса – критерия выручки от реализации и балансовой стоимости активов. А во-вторых, естественно, должны быть сформулированы и утверждены конкретные программы поддержки -  федеральные, региональные, муниципальные. Я очень надеюсь на оперативность действий на всех уровнях.
 
- Будет ли депутатами Государственной Думы продолжена работа по совершенствованию законодательства о малом и среднем предпринимательстве?
 
- Безусловно, работа будет продолжена. В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы находится еще один проект федерального закона, направленный на совершенствование законодательства о малом и среднем предпринимательстве, внесенный теми же депутатами, что и принятый закон. Осенью работа над ним будет продолжена.
 

Версия для печати

« Назад