На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

Время собирать резервы
 
"Единая Россия" № 21 – 04.06.07
 
Программа единороссов приобретет статус официальной промышленной политики.
 
За последние годы тезис о диверсификации экономики перестал быть просто термином и стал обозначением практически необходимого действия. Уже никого не приходится убеждать, что нужно развивать промышленность, преодолевать зависимость страны от продажи нефтегазовых ресурсов. О том, как выглядит ситуация сегодня, по просьбе "ЕР" рассказывает член комитета Государственной Думы по собственности Лиана ПЕПЕЛЯЕВА.
 
Лиана Витальевна, в восьмом Послании Федеральному собранию президент уделил особое внимание вопросам развития экономики, в частности, ее диверсификации. На что вы, как эксперт, обратили особое внимание?
 
— То, о чем говорил президент и что обсуждается специалистами и средствами массовой информации, обозначается емким понятием "промышленная политика государства". Президент определил приоритеты этой политики. Теперь, если системно рассматривать проблемы развития промышленности, нужно ответить на несколько ключевых вопросов. Первый: какие условия необходимы для развития экономики? Второй: как использовать наш богатый ресурсный потенциал так, чтобы это давало результат, а не превращалось в сжигание и распродажу нефти, газа, леса? И, наконец, третий вопрос: что конкретно может стать двигателем развития, какие именно отрасли способны обеспечить нашей стране стабильное существование в современном мире? Ответы на эти вопросы, а они, кстати, обозначены в Послании, и составляют базу для формирования промышленной политики РФ.
 
"Каждый год теряем по Стабфонду"
 
Можно подробнее об ответах?
 
— На первый вопрос — об условиях, необходимых для развития экономики, — ответом будет решение проблем инфраструктуры, транспорта, энергетики. Насколько они существенны? Вот простой пример. Сейчас в Стабилизационном фонде, которым мы гордимся, накоплено порядка 2,8 трлн руб. Сумма значительная. Но вот из-за двух факторов — неудовлетворительного качества дорог и невозможности свободно присоединиться к энергомощностям — экономика России только в прошлом году потеряла около 3 трлн рублей!
 
Россия — страна с огромной территорией, а для того чтобы оставаться еще и страной с единой экономикой, нужны автомобильные и железные дороги, новые электростанции и электросети. Если не будет качественных транспортных сетей, у бизнеса не будет стимула расширять производство — он просто не сможет доставить товар потребителю. Аналогичная проблема в энергетике. Уже сейчас сложно организовать новое производство. И связано это с тем, что получить лимиты электроэнергии — целая проблема. Сегодня это особенно актуально для Москвы, Санкт-Петербурга, некоторых областей Западной Сибири и Урала. Без вмешательства государства ситуация только ухудшится. Специалисты прогнозируют, что в 2009— 2010 годах промышленность России может столкнуться с массовым энергодефицитом.
 
Но ведь известно, что РАО ЕЭС реформируется уже не первый год...
 
— Оппоненты часто используют этот факт, чтобы покритиковать реформу, которая сейчас идет в энергетике. Да, там есть свои проблемы. Но нужно отчетливо понимать, что изменение существующей структуры РАО ЕЭС само по себе не создает новых мощностей. Они появятся только тогда, когда мы станем строить новые электростанции, причем с использованием инновационных технологий.
 
Что-нибудь реально делается в этом направлении?
 
— Президент в своем Послании четко определил перспективы развития угольной, атомной и гидрогенерации. Названные им цифры впечатляют: за ближайшие двенадцать лет Россия планирует ввести в эксплуатацию 26 новых ядерных энергоблоков, почти столько, сколько было построено в стране за весь предыдущий век.
 
В прошлом году правительство приняло специальную программу развития атомного энергопромышленного комплекса до 2015 года, сейчас в бюджете уже выделены средства, программа "пошла". В ней было предусмотрено, что к 2015 году будет построено 10 энергоблоков и еще 10 запущено в производство. Но после предложений президента программа будет дополнена. В конце апреля, например, принято давно ожидаемое решение о создании атомного холдинга ОАО "Атомэнергопром". До конца года в него войдут все основные предприятия гражданской атомной промышленности. В итоге в течение ближайшего десятилетия Россия сможет производить ядерные реакторы — не менее двух в год — не только для внутренних нужд, но и для поставок за рубеж.
 
Зубы для коров
 
Не отразится ли увеличение числа строящихся электростанций на экологической безопасности?
 
— Естественно, решая проблемы энергетики — и угольной, и атомной — нельзя забывать об экологии. Я считаю, этот вопрос должен стать базовым при принятии решений о размещении конкретных электростанций. Сейчас смешно об этом говорить, но рассказывают, что в период, когда советская энергетика широко использовала уголь, в Министерстве энергетики вполне серьезно обсуждали вопрос о том, чтобы за счет этого ведомства вставлять зубы коровам в районах вокруг ТЭЦ. Электростанции выдавали столько твердых отходов в окружающую атмосферу, что у скота на пастбищах буквально стачивались зубы. Конечно, сегодня при строительстве угольных станций ситуация не должна повториться. В самом начале непреложным требованием будет использование принципиально иных технологий, более экономичных и экологичных.
 
Сейчас ну только очень ленивый не критикует состояние дорог. Что и когда изменится?
 
— Как и в области энергетики, в строительстве дорог государство тоже значительно активизировалось. Несколько лет назад была утверждена целевая программа модернизации транспортной системы до 2010 года. Но необходимо ускорять решение этой проблемы. Именно поэтому с 2005 года уже почти в два раза увеличилось финансирование строительства и ремонта дорог, а сейчас принято решение о том, что эту программу необходимо завершить досрочно. За 2008— 2009 годы будут освоены в полном объеме средства, предусмотренные на нее, а с 2010 года начнет действовать новая программа на период до 2015 года. В ней предусмотрено создание высококачественных федеральных трасс и формирование международных транспортных коридоров.
 
Электростанции, дороги... Какие еще факторы существенны для успешной промышленной политики?
 
— Ресурсы. Очень сложная проблема. Россия богата различными природными ресурсами, но мы никак не научимся целесообразно их использовать. Кроме того — энергосбережение. Эта проблема у нас существует на всех уровнях потребления — в промышленности, к ЖКХ, у населения. Сейчас, например, около половины всего газа расходуется в сфере ЖКХ. Но технологии, которые используются, — это даже не вчерашний день. Я считаю, что государство должно стимулировать использование современных технологий при вводе в эксплуатацию нового оборудования и инженерных систем.
 
Ключевой вопрос
 
Возможно, самый острый вопрос — какие отрасли России стоит развивать? Имеет ли смысл конкурировать с передовыми странами сразу по всем направлениям?
 
— Это не только острый, но и ключевой вопрос. К сожалению, сегодня наша страна технологически отстает от развитых стран по многим направлениям. Если государство сейчас будет развивать одновременно все отрасли промышленности, у него не хватит ни финансовых, ни человеческих ресурсов. А потому нужно поддерживать те сферы, где мы можем стать мировыми лидерами, где есть промышленный и научный потенциал. К счастью, понимание этого существует в эшелонах власти. И выбор приоритетов уже сделан. Это в первую очередь энергетическое и атомное машиностроение, о которых я упоминала, авиационная и космическая промышленность, оборонно-промыш ленный комплекс, судостроение, нанотехнологии.
 
Хочу отметить, что по этим направлениям уже реализуются партийные проекты "Единой России" — "Энергетическая безопасность", "Транспортный коридор", "Авиапром", "Фабрика мысли" и другие.
 
Хорошо, приоритеты определены. Каковы дальнейшие действия?
 
— Каждую из названных отраслей надо будет реструктурировать, собрать воедино разрозненные активы и человеческие резервы. Я уже упоминала о создании ОАО "Атомэнергопром". Еще в прошлом году был создан авиастроительный холдинг, сейчас определяется перечень самолетов, которые будут производиться. В этом же году аналогичный холдинг будет создан в судостроении — ОАО "Объединенная судостроительная корпорация". Принципиально, что в состав этих структур входят научно-исследовательские организации. Без развития науки, без создания и внедрения новых технологий ни объединение активов, ни выделение новых средств положительного эффекта не дадут.
 
Иными словами, сейчас создается инновационная база, которая необходима для развития экономики. Приведу пример. В 2005 году Госдума приняла федеральный закон "Об особых экономических зонах". Он предусматривает создание зон технико-внедренческого типа и технопарков в сфере высоких технологий. А сейчас мы говорим о создании одной из крупнейших таких зон — проекте "Титановая долина" в Верхней Салде. Там будет налажено уникальное производство изделий из титана высокой степени обработки. Такие изделия нужны и в авиационной промышленности, и в машиностроении в целом.
 
Помимо промышленных холдингов появятся и научные. Президент заявил о создании Российской корпорации нанотехнологий, о выделении средств для наноиндустрии в объеме не менее 130 млрд рублей. Я думаю, что у этой отрасли большой потенциал, и в скором будущем она станет для этого столетия тем же, чем стали для XX века атомная энергетика, генетика и освоение космоса.
 
Итак, государство усиливает свои позиции в экономике. Но не получится ли так, что оно монополизирует все и вытеснит бизнес?
 
— Сейчас много обсуждается и даже критикуется увеличение роли государства в экономике. Но я считаю, что активная позиция государства — это правильно. Оно должно помогать в создании механизмов содействия бизнесу. Это особенно верно для тех сфер, где бизнес пока не готов действовать самостоятельно, где требуются долгосрочные и сравнительно малоприбыльные инвестиции. За последние годы целый ряд таких механизмов взаимодействия уже создан: Инвестиционный фонд, Венчурная компания, концессионные соглашения. Сейчас создается новый Банк развития. То есть промышленную политику разрабатывать и реализовывать будут не только федеральные власти, но и регионы, бизнес, научные и общественные организации.
 
Хочу отметить, что в декабре прошлого года "Единая Россия" приняла программу "Промышленная политика. Создание экономики инновационного типа". В ней по каждому направлению определены конкретные задачи. Сейчас на весенней сессии Государственная дума рассматривает проект федерального бюджета на три следующих года, и у нас появилась настоящая возможность для воплощения положений этой программы, для превращения ее из партийного документа в официальную промышленную политику страны. Многое из того, о чем мы сегодня говорили, наполнится реальным содержанием и даст реальный, я уверена, заметный, положительный результат.
 
Ольга ГАВРИЛОВА

Версия для печати

« Назад