На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

Финансирование социальных реформ должно быть ориентировано на результат
 
"Национальные проекты" № 5 – 23.05.07
 
Национальные проекты представляют собой новый инструмент социальной политики России, который характеризуется целевым расходованием средств, наличием специального органа управления проектами, а также особым механизмом оценки эффективности реализации. В отличие от других случаев целевого финансирования, орган управления проектами имеет широкие полномочия, наличествует высокая степень политического контроля над расходами. Тем не менее реализация национальных проектов связана с определенными рисками.
 
Естественным риском является прежде всего то, что в России отсутствует опыт реализации подобных проектов. Бюджетирование, ориентированное на результат, пока является перспективным, но не до конца опробованным инструментом, программно-целевые технологии все еще остаются достаточно новыми для российской бюджетной системы.
 
Как следствие, возникает риск неустойчивости результатов, достигаемых в ходе осуществления национальных проектов. Эффективность расходования средств зависит от того, в какой мере финансирование тех или иных мероприятий способствует достижению долгосрочных целей развития образования, здравоохранения, сельского хозяйства и жилищной сферы.
 
Указанные общие риски могут быть проиллюстрированы отдельными примерами.  Так, одно из направлений национального проекта "Образование" предусматривает мероприятия, связанные с компьютеризацией школ и вузов, подключением их к сети Интернет и внедрением дистанционных форм обучения. Однако существует проблема необеспеченности школ, особенно сельских, преподавателями информатики, владеющими знаниями на современном уровне, при отсутствии которых поставка компьютерной техники может не дать ожидаемого результата.
 
Сходная проблема проявляется и при реализации национального проекта "Здоровье": нехватка высококвалифицированных кадров может снизить эффект от строительства новых медицинских центров и закупки современного оборудования. Безусловно, это вопросы регулируемые и решаемые. Но на это требуется время.
 
Одновременно в рамках национального проекта "Здоровье" предусматривается осуществление мер профилактического характера и ориентации на здоровый образ жизни. Но при этом запланированные мероприятия связаны в большей степени с оказанием дополнительных медицинских услуг по диспансеризации и иммунизации населения. Однако зарубежный опыт показывает, что существенный вклад в снижение предотвратимой смертности могут вносить меры профилактического характера, связанные с воздействием на факторы риска, а также формирующие приверженность здоровому образу жизни.
 
В перечень мер национального проекта "Здоровье" могут быть включены меры по развитию профилактической работы на первичном уровне, а также меры, направленные на пропаганду среди населения здорового образа жизни. Так, усиление профилактики может быть связано с повышением заинтересованности медработников в проведении профилактических мероприятий. Например, врач может получать целевые выплаты за ведение профилактической работы. Имеется в виду усиление профилактической компоненты обязанностей участкового врача.
 
В настоящее время национальные проекты предусматривают осуществление ряда мероприятий в течение короткого – двух- или четырехлетнего периода. Тем не менее представляется, что соответствующие механизмы могут использоваться на более продолжительном временном отрезке за счет создания долгосрочных ориентиров развития. Уже сейчас могут быть определены задачи, направленные на повышение доступности услуг в сфере образования и здравоохранения, реализация которых может быть начата в 2007 году и продолжена в последующие годы.
 
Например, национальный проект "Образование" уделяет значительное внимание среднему и высшему образованию. При рассмотрении осуществляемых в рамках национальных проектов мероприятий и мер, направленных на повышение рождаемости, выявляется актуальность проблемы обеспечения доступности и повышения качества дошкольного образования. Принято решение об оказании помощи родителям детей-дошкольников. Прежде всего родителям компенсируются выплаты на содержание детей в дошкольных учреждениях, что в определенной степени решает вопрос доступности дошкольного образования. Однако повышение качества дошкольного образования в первую очередь связано с укреплением материально-технической базы и профессионального кадрового состава. Безусловно, национальные проекты не решают всех проблем в стране, а только узкоцелевые задачи. Вместе с тем повышение качества дошкольного образования не должны остаться без внимания.
 
Только социально-экономическая политика, согласованная с реализуемыми мерами по стимулированию рождаемости, может обеспечить эффективность последних. Совокупность таких факторов, как уровень и условия жизни, доступность услуг здравоохранения и образования, влияет на принятие решения о рождении ребенка.
 
Существенную роль играет и обеспеченность жильем. В настоящее время национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" содержит такую меру, как предоставление молодым семьям субсидий на покупку жилья. Субсидирование осуществляется в размере не менее 35 % средней стоимости стандартного жилья в регионе для молодых семей (до 30 лет) без детей и не менее 40 % – для семей с одним и более детьми. Однако приведенные критерии не учитывают произошедшие в последние годы изменения в возрастной структуре семей, принимающих решение о рождении первого ребенка. В этой связи может быть предложено, например, увеличить предельный возраст "молодой семьи" до 35 лет, что может привести к существенному увеличению числа участников программы по обеспечению жильем.
 
Одновременно актуальна проблема улучшения мониторинга результатов по реализации национальных проектов в России, оценке их эффективности. Существующая система индикаторов в основном направлена на отслеживание полноты расходования бюджетных средств, тогда как объективно требуется контролировать достижение конечных целей: повышение качества услуг образования и здравоохранения для населения, уровня обеспеченности жильем и так далее. Это позволит, помимо прочего, мотивировать специалистов в сфере образования и здравоохранения на повышение качества предоставляемых услуг. Приведу примеры по национальным проектам "Образование" "Здоровье".
 
Так, в национальном проекте "Образование" используются показатели дополнительных бюджетных расходов на образовательные цели. Они отражают объем выделяемых средств, а также количество объектов, подлежащих финансированию. Достижение поставленных целей в рамках этого проекта выражается в полном выделении запланированного объема средств необходимому количеству учебных заведений, преподавателей и учеников. Например, в сфере развития дистанционного образования должно быть израсходовано в течение 2006 – 2007 годов 0,3 млрд рублей на закупку 100 программ дистанционного обучения.
 
Существующая система мониторинга не позволяет в необходимой мере отслеживать достижение заявленных в национальном проекте "Здоровье" показателей эффективности системы здравоохранения, таких как сокращение показателей смертности, заболеваемости и охват воздействием факторов риска. Например, целевым индикатором мер по профилактике гепатита В и С является сокращение заболеваемости в три раза, однако на текущем этапе результативность проводимых мероприятий оценивается только с точки зрения выделения дополнительных средств на закупку необходимого оборудования и препаратов. Показатели эффективности профилактических мер также связаны с уровнем расходов на лечение больных и (или) объемом оказания медицинских услуг. Результативность проведения диспансеризации оценивается через полноту и своевременность выделения дополнительных средств на обследование здоровья граждан. При этом не учитывается охват диспансеризацией населения, относящегося к группам риска в отношении тех или иных заболеваний, и результаты проведения диспансеризации с точки зрения выявления заболеваний.
 
Изложенные выше аргументы позволяют сделать вывод о целесообразности использования дополнительных индикаторов, отражающих конечные результаты осуществляемых мер, хотя это, безусловно, связано с объективными трудностями. Кратковременность осуществления на данном этапе мероприятий национальных проектов затрудняет оценку качественных изменений в сфере образования и здравоохранения.
 
Тем не менее для оценки, например, комплекса мероприятий национального проекта "Образование" по распространению инновационных образовательных технологий, улучшению материально-технической базы образовательных учреждений и повышению уровня оплаты труда педагогов могут быть использованы такие показатели, как уровень знаний учащихся, а также время поиска работы молодым населением.
 
В сфере здравоохранения разработка системы показателей, отражающих влияние реализуемых государством мер на уровень заболеваемости и смертности населения, является традиционно сложной проблемой. Показатели состояния здоровья населения зависят от многих факторов, а система здравоохранения, даже самая совершенная, не имеет возможности компенсировать негативное воздействие социально-экономической обстановки в целом. Кроме того, чем более кратковременным является выбранный для анализа период, тем сложнее оценить вклад реализуемых мер по развитию здравоохранения в изменение состояния здоровья населения.
 
Но и в этом случае для развития системы мониторинга национального проекта "Здоровье" можно использовать дополнительные индикаторы, позволяющие контролировать не только объем соответствующих расходов бюджета и количество оказываемых медицинских услуг, но и оценивать конечную результативность заявленных мероприятий. Например, в области профилактики ВИЧ-инфекции может быть использован такой индикатор, как доля молодых людей в возрасте 15-24 лет со знаниями о ВИЧ.
 
Расширение использования индикаторов, характеризующих качество оказания медицинских услуг, позволит более обоснованно оценивать результаты реализации национального проекта для населения.
 
Для оценки динамики показателей эффективности реализации национальных проектов необходимо располагать данными об их текущих значениях и иметь возможность оперативно отслеживать все изменения. Поэтому при расширении системы индикаторов потребуется дополнительная детализация статистического учета в приоритетных социальных сферах.

Версия для печати

« Назад