На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

Депутат Государственной Думы Л. В. Пепеляева об итогах переговоров по вступлению России в ВТО
 
http://gorod54.ru – 17.05.07
 
Последние несколько лет одной из актуальных тем экономической политики России является присоединение нашей страны к Всемирной торговой организации. О ВТО и об итогах переговоров по вступлению России в эту организацию мы беседуем с депутатом Государственной Думы Л. В. Пепеляевой.

- Многие граждане не знают, что такое ВТО и каковы преимущества вступления России в эту организацию. Лиана Витальевна, расскажите о ВТО подробнее.

- Всемирная торговая организация была основана в 1995 году и является продолжателем Генерального соглашения о тарифах и торговле, которое было заключено после Второй мировой войны в 1947 году. По сути ВТО представляет собой многосторонний контракт, правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами.

Сейчас в ВТО входит 150 государств. Более тридцати стран, в том числе Россия, находятся на различных стадиях присоединения к ВТО. Что касается нашей страны, то заявление о присоединении было подано в 1993 году. Фактически процедура присоединения нашей страны к Всемирной торговой организации продолжается уже 14 лет.

- 14 лет – это обычный срок для присоединения страны к ВТО?

- Стандартный процесс присоединения к ВТО занимает 5 – 7 лет. Но, например, переговорный процесс по вступлению в ВТО Китая занял 15 лет. Безусловно, все зависит от большого числа факторов, в том числе от того, насколько страна твердо защищает свои позиции, от количества участников переговорного процесса и др.

- А Украина? Предполагается, что она раньше России вступит в ВТО.

- Позиция по вступлению России в ВТО заключается в следующем. Вступление в ВТО – это не самоцель; задача – вначале получение максимально выгодных для России условий доступа российской продукции на иностранные рынки. Безусловно, участие в ВТО дает множество преимуществ. Но приоритетом для вступления в ВТО являются, безусловно, условия, а не срок. В погоне за "местом под солнцем" необходимо учитывать и защищать интересы российских потребителей, производителей и страны в целом. Это и есть предмет многолетних переговоров. Создание благоприятных условий для всех участников торговых отношений – задача сложная. Но условия, на которых Россия заключает соглашения с ВТО, как раз и направлены на баланс интересов российских поставщиков и защиту нашего товаропроизводителя.

Украина в процессе присоединения к ВТО уступила по многим позициям, например, по поставкам сахара (это одна из важнейших составляющих экспорта Украины). Впоследствии это может негативно сказаться на экономике Украины.

- Вы сказали, что вступление в ВТО дает ряд преимуществ. В чем они заключаются и какие существуют преимущества для потребителей?

- Преимуществ участия в ВТО много. Самая очевидная выгода – это повышение качества жизни граждан за счет снижения торговых барьеров. Благодаря свободной торговле становятся дешевле товары, импортируемые в страну, а также отечественная продукция, в производстве которой используются импортные составляющие.

К примеру, существуют данные, что ранее потребители в Великобритании платили на 500 миллионов фунтов в год больше за одежду из-за торговых ограничений на импорт текстиля; для канадцев эта сумма составляла примерно 780 миллионов канадских долларов. ВТО понизила торговые барьеры, в результате чего потребители только выиграли.

- А не приведет ли резкое снижение таможенных барьеров на ввоз иностранных товаров к вытеснению и разорению нашего производителя?

- Открытие рынка способствует развитию конкуренции. То есть снижение торговых барьеров дает возможность конкурировать внутренним производителям с иностранными. Например, за последние годы за счет притока на российский рынок иностранной мясомолочной продукции качество отечественных мясных и молочных продуктов значительно улучшилось, расширился их ассортимент. Теперь многие отдают предпочтения именно нашей продукции.
 
В результате более активного товарообмена развиваются новые технологии, ярким примером является мобильная связь.
 
Увеличение экспорта отечественной продукции повышает доходы производителей, налоговые поступления в казну, создает дополнительные рабочие места и, следовательно, увеличивает доходы и благосостояние населения в целом.
 
Конечно, сейчас Россия не может пойти на полное открытие внутреннего рынка перед иностранными товарами. Но члены ВТО сохраняют возможность применения ограничительных мер против импорта, например, в тех случаях, когда такой импорт наносит серьезный ущерб национальным производителям. Поэтому Россия, став членом ВТО, оставит за собой право применять антидемпинговые меры и сохранит пошлины на ряд товаров.
 
- А как сами граждане относятся к вступлению России в ВТО?
 
- В конце прошлого года было проведено исследование, посвященное изучению мнения россиян о ВТО. Его результаты показали, что больше половины респондентов положительно оценивают перспективу вступления страны в ВТО (54,9 %). Отрицательную оценку в целом дали 23,4 % опрошенных граждан. Наиболее привлекательными последствиями вступления в ВТО считают: рост экономики и появление большого количества рабочих мест.
 
Опасаются же граждане повышения цен и инфляции, притока рабочей силы из-за границы и повышения безработицы. Конечно, во многом высказанные опасения связаны с отсутствием информации не только о преимуществах ВТО, но и о ВТО в целом. Многие просто не знают, что такое ВТО. Кроме того, нередко в прессе высказываются "пугающие" предположения присоединения нашей страны к ВТО. Важно, чтобы граждане были проинформированы обо всех сторонах вопроса вступления России в ВТО.
 
- Какие преимущества существуют для производителей продукции?
 
- ВТО предоставляет свободные условия доступа на иностранные торговые рынки, устраняя разного рода ограничения. Для России получение благоприятных условий доступа очень важно. Более того, в долгосрочной перспективе это ведет к повышению занятости.
 
Действительно, существует проблема потери рабочих мест на первом этапе конкуренции наших производителей с иностранными. Но протекционистская политика (политика поддержки отечественного товаропроизводителя) не решит эту проблему. Наоборот, повышение торговых барьеров ведет к отсутствию конкуренции, торговый рынок не развивается, цены повышаются, количество рабочих мест сокращается. Например, в США, когда были введены жесткие ограничения на импорт японских автомобилей, количество рабочих мест существенно сократилось. И наоборот, Евросоюз, который создал благоприятные условия для развития рынка, позволил обеспечить более 300 тысяч рабочих мест.
 
Безусловно, есть вопросы, которые необходимо решать поэтапно за счет введения переходного периода. Например, как это было сделано в легкой промышленности. Реформа торговли текстилем и одеждой в рамках ВТО, которая завершилась в 2005 году, устранила ограничения на объем импорта.
 
- Сельскохозяйственное производство занимает важное место в экономике нашей страны. Лиана Витальевна, какова позиция России по данному вопросу в рамках ВТО?
 
- В сфере сельского хозяйства переговоры в первую очередь касаются уровня "внутренней поддержки" и объемов экспортных субсидий. Россия добивается права на поддержку своего аграрного сектора в таких объемах, которые обеспечили бы необходимые условия для его развития. Однако ведущие сельхозэкспортеры пока не принимают представленные нами предложения.
 
- Вопросы сельского хозяйства для нас принципиальны?
 
- Я еще раз отмечу, что для России вступление в ВТО - не самоцель. Для нас очень важно создание наиболее выгодных условий для развития страны.
 
Если говорить о снижении таможенных тарифов, то они уже сейчас у нас ниже, чем предусмотренные соглашениями ВТО. Согласно обязательствам, которые принимает Россия при вступлении в ВТО, к 2010 году ставки таможенного тарифа снизятся с 12,9 до 11%, в том числе по сельхозтоварам – с 18,6 до 18%; по промтоварам – с 10 до 7,6%. Однако уже сейчас ставка таможенной пошлины составляет 11,7%, а, по данным министра экономики России Г. Грефа, в 2008 году она составит 11%, в 2009 году – 10,3%, а в 2010 году – 9,9%. То есть независимо от вступления в ВТО ставки снижаются. И безусловно, вопрос заключается не в тарифах.
 
Если говорить о функционировании сельскохозяйственных рынков, то этот вопрос вне рамок ВТО.
 
Что касается выполнения условий о снижении объемов поддержки аграрного сектора, то, по некоторым оценкам, ежегодные потери нашего АПК составят не менее 4 млрд долларов ежегодно, если на переговорах мы не добьемся увеличения господдержки. Приведу пример, 70 % поставляемых в Россию продуктов питания, произведены в развитых странах, в том числе в Евросоюзе и США, где уровень поддержки сельского хозяйства и экспорта продовольствия в несколько раз превышает российские показатели. Объем поддержки Евросоюзом сельского хозяйства составляет 40 млрд евро в год. В России господдержка сельского хозяйства сегодня даже с учетом финансирования в рамках национального проекта составляет менее 2 млрд долларов. Очевидно, что для нас этот вопрос является важным.
 
- Многие российские специалисты высказывают опасения, что с момента вступления России в ВТО пошлины на ввоз иностранных товаров будут понижены. Эти опасения обоснованны?
 
- В России уже сейчас невысокие пошлины. И то тарифное предложение, которое Россия направила в ВТО, по всем без исключения позициям выше таможенных пошлин, которые действуют сегодня. Например, пошлины на автомобили установлены в размере от 20 до 25%. В нашем предложении в ВТО стоит пошлина в размере 30%. И вопрос заключается в том, что либо при вступлении в ВТО будет применяться этот размер пошлины, либо для вступления мы ее будет снижать. А не наоборот.
 
С момента вступления России в ВТО для ряда сельскохозяйственных продуктов (молока и молочных продуктов, муки и мукомольных изделий, зерновых и др. товаров) ввозные пошлины будут повышены. Мясные квоты на поставку американской говядины, свинины и мяса птицы сохранятся до 2009 года.
 
- Одним из препятствий на нашем пути в ВТО являются вопросы защиты интеллектуальной собственности. Лиана Витальевна, на Ваш взгляд, на что в такой ситуации рассчитывать России?
 
- Нельзя сказать, что Россия ничего не предпринимает для решения этой проблемы. Мы серьезно относимся к борьбе с пиратством. Доля пиратской продукции в России постоянно снижается. В частности, необходимость серьезной борьбы с подделками была признана на самом высоком уровне: была создана специальная правительственная комиссия под руководством первого вице-премьера России Д. А. Медведева. Только за прошлый год таможенной службой выявлено 1 628 случаев поставок контрафакта, в 2005 году — 390. Возбуждены уголовные дела, ведутся судебные процессы.
 
- Действительно, усилий на борьбу с пиратством тратится немало. Но, по статистике, большинство людей воспринимает пиратские диски как нормальный продукт. Может быть, эта проблема в принципе неразрешима?
 
- Говорить о том, что завтра будет существовать общество, в котором никто не будет воровать, – простое лукавство. Рынок интеллектуальной собственности появился в России с 1992 года. Безусловно, за 15 лет сформировать высокую правовую культуру всего населения нереально.
 
Можно, конечно, призывать студента покупать лицензионные диски, но его выбор все равно определяется размером стипендии, которую он получает. А ее хватит только на покупку пары дисков. Понятно, что если заработок составляет 5 тысяч рублей в месяц, а хочется модно одеваться, то возникнет соблазн пойти на рынок и купить поддельные джинсы. Больший заработок не лишает удовольствия носить легальный продукт. Очевидно, что одной из причин снижения доли контрафакта в стране является общий рост благосостояния населения.
 
Решить эту проблему может только комплекс мер. Это и экономический рост, и повышение правовой культуры, и эффективная работа правоохранительных органов. А главное - время.
 
- В других странах аналогичная ситуация с контрафактной продукцией или ее доля высока только в нашей стране?
 
- Так называемое пиратство коснулось не только России. Оно существует во всех странах. Например, Китай является членом ВТО с 2001 года, однако по производству пиратской продукции он все еще опережает Россию.
 
- Почему же тогда этот факт не имеет значения в переговорах со странами ВТО?
 
- США – убежденный борец с пиратством в России на переговорах - открыто заявляют, что в случае с Китаем они оказались слишком легковерными, и сейчас ведут переговоры. Но тот, кто допустил ошибку, должен исправлять ее самостоятельно. Россия не готова расплачиваться за чужие грехи.
 
- Есть ли преимущества участия в ВТО для государства в целом?
 
- Хочу процитировать Президента России: "Современная ВТО способствует развитию мировой торговли. Это некий сертификат качества, который создает благоприятные условия для инвестирования, повышает доверие к стране, и это, безусловно, плюс".
 
Доказательством неоспоримых преимуществ ВТО является то, что практически все крупные торговые государства сейчас являются ее членами.
 
Участие России в ВТО позволит участвовать в разработке новых международных правил торговли, в том числе направленных на уменьшение количества дискриминационных мер против российского экспорта, а также отстаивать свои интересы на ранней стадии, на стадии принятия.
 
- Существует мнение, что участие государства в ВТО предполагает вмешательство этой организации в государственную политику страны. Есть ли такая угроза для России?
 
- Сфера ведения ВТО ограничивается регулированием международных торговых отношений и возникающих в их процессе споров стран-участниц. В связи с этим ВТО не вмешивается в отношения собственности, макроэкономическую, структурную, антимонопольную политику, политику валютного курса, бюджетные отношения, вопросы обороны и безопасности.
 
Участие в ВТО не является препятствием для государства в реализации избранной государственной политики. Более того, ВТО не устанавливает обязательные для исполнения правила ведения торговой политики. Все Соглашения ВТО принимаются в результате переговоров между странами-участницами организации.
 
Безусловно, механизм принуждения существует, но его применение обусловлено необходимостью обеспечения выполнения государством-участником принятых на себя обязательств в случае нарушения их исполнения или невыполнения.
 
Создан специальный орган по разрешению споров, в состав которого входят все страны-члены. Решения этого органа обязательны для безусловного исполнения на национальном уровне каждым участником ВТО.
 
Сейчас возникает много споров, которые требуют обеспечения защиты национальных интересов. Безусловно, очень важно такие споры разрешать. При этом в случае невыполнения предписаний ВТО государство может столкнуться с ответными действиями, которые будут санкционированы ВТО. Увеличивающееся число споров свидетельствует об увеличении доверия стран к этой системе разрешения разногласий.
 
Для нашей страны этот механизм особенно актуален. Например, в случае ущемления наших интересов в авиастроении.
 
- Насколько ВТО зависима от мнения крупнейших торговых стран?
 
- В ВТО все страны-участницы придерживаются одних и тех же правил. Одними из фундаментальных принципов являются обеспечение одинаковых условий торговли для всех участников ВТО, а также гласность и прозрачность в вопросах торговых режимов стран-участниц.
 
- На какой стадии сейчас переговоры по присоединению России к ВТО?
 
- В июле 2006 года стороны переговоров по доступу на российские рынки товаров и услуг приблизились к завершению. Консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-участницами Рабочей группы по присоединению России к ВТО. В составе Рабочей группы на конец прошлого года участвовало 58 стран (при этом Евросоюз считается как одна страна), в начале 2007 года провести двусторонние переговоры с Россией изъявили желание также Вьетнам и Камбоджа. Таким образом, число участников Рабочей группы возросло до 60 стран (для сравнения: Китаю для вступления в ВТО потребовалось провести переговоры с 50 странами).
 
В настоящее время двусторонние переговоры завершены практически со всеми странами Рабочей группы. Осталось завершить двусторонние переговоры по доступу на рынки с Грузией, Вьетнамом, Камбоджей, а также по сельскому хозяйству и ряду крупных вопросов.
 
- С кем из стран договориться было сложнее всего?
 
- Наиболее сложные переговоры велись с США (в течение шести лет). Россия и США подписали протокол о присоединении Российской Федерации к ВТО 20 ноября 2006 года. Однако конгресс США пока не готов отменить действующую в отношении России так называемую ограничительную внешнеторговую поправку Джексона-Вэника. Эта поправка была введена законодательством США в 1974 году и предусматривала ограничения в области внешней торговли с Советским Союзом из-за существовавших в то время препятствий для желающих эмигрировать из СССР. Отменить эту поправку США обещали с начала 90-х годов прошлого века, но до сих пор этого не сделали.
 
- Сложности в переговорах возникают из-за снятия торговых санкций?
 
- Вопросы и ситуации в переговорах возникают самые разные. Есть и комичные ситуации. Например, одна страна потребовала на переговорах отменить ввозную пошлину на холодильники – хотя она их вообще не производит. Объяснили это наши партнеры тем, что у них есть инвестор, который, возможно, будет производить холодильники на экспорт. Для урегулирования этой ситуации потребовалось четыре года, пока эта страна не поняла, что ее требование абсурдно.
 
- Существует мнение, что в ходе переговоров по вступлению в ВТО Россия должна привести тарифы на энергоносители к мировому уровню. Так ли это?
 
- Ни в одном из соглашений ВТО не существует требования о повышении цен на энергоносители. Эти вопросы могут являться внутренним предложением России, к ВТО они не имеют отношения.
 
- Как сейчас развиваются взаимоотношения России и Грузии?
 
- Ранее Россия и Грузия подписали двусторонний протокол о присоединении к ВТО, но затем грузинская сторона отозвала свою подпись. Позиция Грузии заключается в создании совместных таможенных пунктов в Абхазии и Южной Осетии. Но, по нашему мнению, вопрос имеет не столько экономическую, сколько политизированную природу. Он должен регулироваться в рамках наших двусторонних отношений. Этот вопрос вне рамок ВТО. Вместе с тем пока договориться не удалось.
 
- Проблемы возникли из-за запрета импорта грузинских вин. Аналогичная ситуация была с Молдавией.
 
- Действительно, такие вопросы возникали. Но сейчас с Молдавией все вопросы разрешены.
 
- Лиана Витальевна, Вы сказали, что осталось завершить переговоры с Камбоджей и Вьетнамом. Какова ситуация с этим странами?
 
- Что касается переговоров с Камбоджей, то в начале апреля завершился первый раунд консультаций, во время которых договоренности достичь не удалось. Второй раунд переговоров назначен на конец мая. Основные вопросы состоят в намерении Камбоджи добиться от России списания долга в размере 1,5 млрд долларов и обнуления пошлин на текстильную продукцию из Камбоджи.
 
Вьетнам, с которым Россия пока не подписала договор, является крупнейшим поставщиком риса на российский рынок (до 30% импорта) и заинтересован в снижении фитосанитарных требований к своей продукции. В декабре прошлого года Россельхознадзор обнаружил во вьетнамском рисе повышенное содержание опасного для человека хлорпирифоса и запретил ввоз этой продукции. Вьетнам не требует от российской стороны проведения двусторонних переговоров по вопросу присоединения России к ВТО. Предполагается, что в ближайшее время оставшиеся вопросы будут решены.
 
По прогнозам МЭРиТ, двусторонние переговоры с Камбоджей и Вьетнамом должны завершиться в мае этого года.
 
- Если Россия вступит в ВТО, сможет ли она выйти из этой организации?
 
- Россия, став членом ВТО, сможет воспользоваться своим правом на выход из этой организации тогда, когда она сочтет это нужным.
 
- Когда мы вступим в ВТО?
 
- Переговоры могут завершиться до конца 2007 года. Такие данные приведены в докладе Минэкономразвития России о социально-экономическом развитии РФ в январе-марте 2007 г. Более того, по словам министра экономики России Г. Грефа, федеральный бюджет на 2008-2010 годы рассчитан исходя из того, что Россия станет членом ВТО с 1 января будущего года.
 
При этом необходимо помнить, что сам факт вступления нельзя считать заключительным этапом. Само по себе членство в ВТО не дает автоматического преимущества, нужно еще научиться пользоваться инструментами регулирования внутри самой ВТО. Так же как вступить в ВТО, так и быть ее членом - это постоянная работа, обучение, постоянная готовность использовать инструменты, которые ВТО предоставляет странам. Нужно просто правильно их использовать.

 


Версия для печати

« Назад