На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

Стабилизационный фонд: опыт и перспективы
 
Радио "Слово" - 20.04.07
 
На прошлой неделе Государственная Дума приняла закон, которым обеспечивается процедура принятия федерального бюджета на предстоящие три года. Законом предусматривается преобразование Стабилизационного фонда страны в Резервный фонд и Фонд будущих поколений. Сегодня за комментариями о том, что планируют сделать со сверхдоходами от нефти, мы обратились к депутату Государственной Думы Л. В. Пепеляевой.
 
- Лиана Витальевна, в чем заключается основная цель преобразования Стабилизационного фонда? Какое решение принято Государственной Думой?
 
- Доходы федерального бюджета в первую очередь обусловлены ценами на нефть. В периоды благоприятной конъюнктуры бюджет страны испытывает приток средств. Примером является достижение профицита федеральных бюджетов в прошлые два года.
 
По данным Федеральной службы государственной статистики, средняя цена на нефть марки "Юралс" в 2006 году составила 60,9 доллара США за один баррель.
 
Однако прогнозы Минфина России указывают на то, что в среднесрочной перспективе цена на нефть будет снижаться и к 2010 году составит 50 долларов США за один баррель. Необходимо отметить, что уже за три первых месяца этого года цена на нефть марки "Юралс" составила в среднем 54 доллара США за один баррель, это 93,5 % к соответствующему периоду предыдущего года.
 
Для того чтобы застраховаться от кризиса, необходимо преобразовать Стабилизационный фонд Российской Федерации в Резервный фонд и Фонд будущих поколений.
 
При этом основной целью Резервного фонда является обеспечение расходов бюджета в случае значительного снижения цен на нефть. Так, например, в случае снижения цены на нефть до 30 долларов США за один баррель средства Резервного фонда будут использованы на обеспечение расходов бюджета. При цене 50 долларов США за один баррель нефтегазовые доходы будут накапливаться в Резервном фонде.
 
Безусловно, решение вопроса обеспечения расходов бюджета в случае неблагоприятной конъюнктуры мировых цен на товарных рынках является очень важным для России. Но на горизонте более серьезная проблема – снижение темпов роста нефтедобычи. В этом случае формирование Фонда будущих поколений является особенно актуальным и рассчитано на его использование после того, как нефтяные месторождения страны будут исчерпаны. При этом Фонд будущих поколений является еще и дополнительным страховочным механизмом: если средств Резервного фонда будет недостаточно для обеспечения расходов бюджета, чтобы не сокращать эти расходы, будут использованы средства Фонда будущих поколений.
 
- За счет каких источников и каким образом будут накапливаться средства в фондах?
 
- Резервный фонд формируется за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета. Это - доходы от уплаты налога на добычу полезных ископаемых, вывозных таможенных пошлин на нефть, нефтепродуктов и газа. Кроме того, доходы от управления средствами Резервного фонда будут накапливаться в этом фонде.
 
Нормативная величина Резервного фонда составит не менее 10% объема валового внутреннего продукта.
 
Фонд будущих поколений образуются в результате превышения доходов от нефтегазового сектора над отчислениями в Резервный фонд. То есть доходы федерального бюджета сверх 10% валового внутреннего продукта будут накапливаться в Фонде будущих поколений.
 
- Является ли наш опыт создания фондов уникальным?
 
- К концу 90-х годов прошлого века стабилизационные фонды и их аналоги действовали по крайней мере в 15 странах или отдельных регионах государств (Норвегия, Чили, Венесуэла, Кувейт, Оман, штат США – Аляска).
Все эти страны имеют сырьевую специализацию экспорта и, соответственно, подвержены влиянию мировой конъюнктуры. Они (страны) воспользовались периодами высоких цен на сырье для накопления временных избыточных доходов и создания стабилизационного фонда или фонда будущих поколений.
 
В некоторых странах один фонд мог выполнять смешанные функции, например, в канадской провинции Альберта, в штате Аляска, в Кувейте, Норвегии и Папуа – Новая Гвинея. Во всех случаях целями создания фондов выступали либо выравнивание доходов и расходов государственных бюджетов, либо обеспечение будущих поколений доходами после истощения запасов полезных ископаемых.
 
В Норвегии Государственный нефтяной фонд существует с 1990 года. За 16 лет в фонде было накоплено 220 млрд долларов США – это 75% валового внутреннего продукта Норвегии. Средства фонда вкладываются в иностранные активы (акции и облигации).
 
В отличие от России правительство Норвегии проводит жесткую политику пополнения Государственного нефтяного фонда: чем выше нефтяные цены, тем меньше бюджетные расходы, и наоборот. Мы же не планируем сокращать расходы, мы планируем обеспечивать их дефицит за счет создания Резервного фонда и Фонда будущих поколений. 
 
- Многие говорят о том, что средства Стабилизационного фонда в настоящее время размещаются в иностранные ценные бумаги, поддерживая тем самым экономику США и стран Европы. Как Вы считаете, соответствует ли это действительности?
 
- Во-первых, в настоящее время управление средствами Стабилизационного фонда путем размещения их в иностранные ценные бумаги не осуществляется. То есть ни о каком экспорте (вывозе) капитала речи быть не может.
 
С прошлого года приобретается иностранная валюта – доллары США, евро, фунты стерлингов. При этом валютные счета открыты в Центральном банке России. Соответствующий договор банковского счета по учету средств Стабилизационного фонда был заключен Федеральным казначейством и Банком России 11 июля 2006 года.
 
Механизм движения средств Стабилизационного фонда основывается на принципе прозрачности и публичности. Операции со средствами Стабилизационного фонда отражаются в отчете об исполнении федерального бюджета. Правительство России в составе отчетности об исполнении федерального бюджета представляет в Государственную Думу и Совет Федерации ежеквартальный и годовой отчеты о формировании, использовании средств Стабилизационного фонда и управлении ими.
 
На официальных сайтах Федерального казначейства и Министерства финансов Российской Федерации представлена информация обо всех операциях по движению средств, и любой гражданин может ознакомиться с ней.
 
Аналогичный механизм движения средств сохранится при создании Резервного фонда и Фонда будущих поколений.
 
Во-вторых, средства Резервного фонда будут размещаться в иностранную валюту и финансовые активы (то есть долговые обязательства иностранных государств и иностранных государственных агентств, международных финансовых организаций в виде ценных бумаг, депозиты в иностранных банках и кредитных организациях). Впервые эти способы управления урегулированы законодательно.
 
В-третьих, в выборе направлений управления средствами фонда необходимо обеспечить сочетание доходности и высокой ликвидности. Достижение такого результата возможно путем инвестирования их в иностранные финансовые активы.
 
Многие критики считают непатриотичным размещать средства фонда в иностранные ценные бумаги. Но во время экономических кризисов национальная валюта и национальные ценные бумаги могут обесцениться, а это в свою очередь ведет к обесцениванию самого фонда, так как его средства размещены в национальных активах. Кроме того, в этом случае средства фонда не смогут выполнять функцию стабилизации национальной валюты. Более того, они будут провоцировать рост инфляции. А это влечет неблагоприятные последствия для страны в периоды кризиса.
 
Мировой опыт ряда стран (Норвегия, Венесуэла, Кувейт) показывает, что средства фондов эффективно инвестировать в иностранные активы.
 
- Насколько эффективно функционирование Стабилизационного фонда?
 
- За время функционирования Стабилизационного фонда были погашены долги перед Международным валютным фондом и странами-членами Парижского клуба.
 
Общий объем средств Стабилизационного фонда, направленных на погашение государственного внешнего долга за период с 2004 - 2007 гг., составил 1 трлн 260 млрд руб. При этом благодаря досрочному погашению части внешнего долга России удалось сэкономить 16 млрд 337 млн руб.
 
Более того, 30 млрд руб. в 2005 году были направлены на погашение дефицита Пенсионного фонда России.
 
- Многие противники стратегии накопления средств в Стабилизационном фонде придерживаются позиции потратить средства фонда сейчас на повышение зарплат населения, выплат, пенсий. Экономисты говорят о том, что такой путь опасен и ведет к росту инфляции. Лиана Витальевна, какова Ваша позиция?
 
- Приведу понятый для всех пример. Любая российская семья сталкивается с вопросом эффективного расходования семейных средств. Некоторые из семей придерживаются позиции откладывать часть доходов для последующего их использования на семейные нужды (приобретение квартиры, автомобиля, дачи, отдых либо на непредвиденный случай). Другие семьи полагают, что копить средства неэффективно и лучше все семейные доходы тратить сразу.
 
До создания Стабилизационного фонда в России высказывались различные предположения о целесообразности появления в российской экономике "копилки". Тем не менее в 2004 году было принято решение о создании Стабилизационного фонда. В тот период основной целью Стабилизационного фонда послужило снижение зависимости экономики нашей страны от нестабильных поступлений доходов от продажи нефти, поскольку при падении цен на нефть экономика нашей страны становится уязвимой, а прекратить обязательства бюджета в такой ситуации невозможно.
 
За период функционирования Стабилизационного фонда – с 2004 года по настоящий день – удалось накопить средства в объеме 2 трлн 812 млрд руб. Безусловно, ключевым фактором накопления такой суммы послужила благоприятная ситуация повышения цен на нефть на мировых рынках. Почему бы не воспользоваться сложившейся ситуацией?
 
- Почему бы тогда такую огромную сумму действительно не потратить сейчас на социальные нужды, на повышение благосостояния наших граждан?
 
- На первый взгляд, накопленный объем средств – сумма внушительная. Отсюда возникает множество вариантов ее использования. 
 
Но если предположить, что средства Стабилизационного фонда в накопленном объеме будут переданы гражданам России для повышения их благосостояния, то ежегодные платежи для каждого гражданина составят 6 300 руб. в течение 3-х лет, а ежемесячные – 525 руб. на человека. Более того, поскольку объем денежной массы в обращении увеличится, а нынешнее товарное предложение не сможет соответствовать ему (то есть объем товаров будет гораздо меньшим, чем объем денег), риск роста инфляции возрастает.
 
Если представить, что накопленные за прошлый год средства Стабилизационного фонда истратили бы сейчас, то инфляция достигла бы 20%. Между тем для экономики нашей страны меньшая даже в два раза инфляция – 10% – уже является неблагоприятной. В итоге и благосостояние населения существенно не изменится в лучшую сторону, если не спровоцирует обесценивания доходов граждан, и огромная сумма израсходуется в течение трех лет неэффективно.
 
Но если предположить, что цены на нефть снизятся до 30 долларов США за один баррель, то в этом случае средств фонда будет достаточно для поддержания нынешнего уровня расходных обязательств в течение трех лет. Этот период является достаточным для перехода к новой структуре расходов. Правительство России разработало проект федерального бюджета на ближайшие три года, по истечении которых не предусмотрено принятия новых обязательств. Речь будет идти об исполнении только действующих принятых обязательств. В результате благодаря фонду российская экономика во время кризиса получает страховой полис.
 
Если же цены на нефть останутся высокими, то, несомненно, наполнение фондов будет значительным. Соответственно, для страны это означает безболезненное преодоление кризисной ситуации при ее наступлении.
 
- Последний вопрос: когда будут созданы фонды?
 
- Создание Резервного фонда и Фонда будущих поколений запланировано на 1 февраля 2008 года.

Версия для печати

« Назад