На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

Страхи перед СРО

"Бизнес – журнал" - 28.02.07
 
С первого июля 2007 года строительную отрасль переводят на саморегулирование. Крупные застройщики уже потирают руки, с нетерпением ожидая этого события, а вот небольшие компании бьют тревогу. Они опасаются, что принятие закона о саморегулировании строительной деятельности приведет к вытеснению с рынка малого бизнеса.
 
На днях общественная предпринимательская организация ОПОРА РОССИИ направила главе ФАС Игорю Артемьеву обращение по поводу законопроекта "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации", в котором бизнесмены высказывают опасения относительно возможности образования картельных сговоров в строительной сфере вследствие перехода отрасли на саморегулирование.
 
Напомним, что с 1 июля 2007 года в строительстве произойдет кардинальный переворот: на смену системе лицензирования придет новая, еще практически не опробованная в России система саморегулирования. В связи с этим, как рассказал "Бизнес-журналу" вице-президент, председатель комиссии по девелопменту ОПОРЫ РОССИИ Алексей Кожевников, в комиссию по девелопменту ОПОРЫ обратились многие региональные и московские предприниматели, работающие в сфере строительства, с просьбой проследить за тем, чтобы принятие закона не привело к вытеснению с рынка небольших компаний. По словам Кожевникова, такие опасения более чем реальны, особенно в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах, где работает больше всего строительных компаний. "В небольших городах и так все знают, кто строит дома, а кто нет, кто добросовестный, а кто — не очень. А в крупных областных центрах работает слишком много компаний, информации о которых очень мало", — рассуждает Кожевников. Таким образом, существует риск, что после перехода на саморегулирование многим компаниям придется уйти с рынка вследствие недобросовестных действий крупных игроков. Недаром президент Ассоциации строителей России Николай Кошман говорил в интервью "Бизнес-журналу", что после принятия закона о саморегулировании количество строительных компаний сократится с нынешних 270 до 50–60 тысяч. Впрочем, причин для образования монополий Кошман не видит: "Федеральная антимонопольная служба работает очень хорошо и в случае чего встанет на защиту конкуренции".
 
Однако Алексей Кожевников убежден, что с принятием закона спешить не следует: "Не надо принимать закон ради закона. Мы это уже проходили. Прежде всего необходимо еще раз взвесить все за и против, проконсультироваться с бизнес-сообществом, и только после того как все риски будут ликвидированы на законодательном уровне, принимать сам закон". Кроме того, Кожевников напоминает, что на строительном рынке работают не только крупные девелоперы, но и небольшие подрядные организации, которые также должны будут вступить в СРО, однако механизм доступа их к работе на рынке пока не проработан.
 
У участников рынка нет единой позиции по этому вопросу. "На сегодняшний день еще не готов механизм, который, как предполагали законодательные власти, будет заменять лицензирование строительной деятельности. Пока еще нет до конца проработанной нормативной и правовой базы для такого перехода", — считает вице-президент ГК "КОНТИ" Вячеслав Тимербулатов. Согласен с таким мнением и директор отдела продаж Межрегиональной девелоперской компании Алексей Остробородов, который считает, что отменять лицензирование пока не стоило. А Сергей Баранов, руководитель отдела инвестиций ООО "Пересвет-Девелопмент", опасается, что переход на саморегулирование может привести к невозможности вступления в СРО небольших компаний, так как будут созданы неприемлемые для них барьеры "входа".
 
Впрочем, Николай Кошман заверил "Бизнес-журнал", что механизм лицензирования полностью себя дискредитировал. "Бессмысленно говорить, готова или не готова отрасль к переходу на саморегулирование. Если ждать и ничего не делать, то мы никогда не будем готовы", — категоричен Кошман. А член совета директоров компании MIRAX GROUP Максим Темников уверен, что именно бизнес, а не государство, должен разрабатывать нормы и требования для строительной отрасли и контролировать деятельность игроков рынка. "С отменой лицензирования, по нашему мнению, будет связано повышение уровня профессионализма участников рынка и качества строительства. Государственное регулирование этих вопросов не давало хороших результатов главным образом из-за возможности любого заинтересованного участника получить лицензию, используя лазейку или другой путь обхода действовавшей нормы", — констатирует генеральный директор "СУ-111" Кирилл Игнатов. А Вячеслав Тимербулатов опасается, что в связи с возможным ослаблением контроля государственных органов после отмены лицензирования на рынке могут появиться недобросовестные компании. Однако саму идею перехода на СРО в будущем он оценивает положительно.
 
Главным козырем, который используют сторонники СРО, является утверждение о том, что саморегулирование способствует снижению коррупции. Однако удастся достичь этой цели или нет, пока неясно. "В настоящее время я не могу сказать, насколько механизм саморегулирования себя оправдает, особенно в части снижения коррупционности, — сообщила "Бизнес-журналу" депутат Госдумы Лиана Пепеляева. — Во всяком случае, в вопросе об изменении регулирования в сфере строительной деятельности ключевым я считаю обеспечение необходимого технического регулирования на уровне общеобязательных нормативных требований. Отсутствие закрепленных на уровне федерального закона требований явилось одной из причин переноса сроков отмены лицензирования строительной деятельности, которая первоначально планировалась на 1 января 2007 года".
 
В общем, вопросов пока больше, чем ответов. Но это не удивительно: в России так бывает почти всегда. И в большинстве случаев компаниям то или иной ценой удавалось выкручиваться. "Небольшие строительные компании как-нибудь сумеют решить все проблемы и остаться на рынке, а крупные застройщики отмены лицензирования даже не заметят", — заверил "Бизнес-журнал" генеральный директор российского представительства компании Strabag Александр Ортенберг.
 
Все-таки саморегулирование — куда более прогрессивный механизм развития бизнеса, нежели выдача лицензий коррумпированными чиновниками. Просто все новое всегда встречается со страхом, который впоследствии проходит.
 
 Антон Белых
 

Версия для печати

« Назад