На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

Финансирование национальных проектов: первые шаги на пути решения проблем
 
"Национальные проекты" № 2 – 20.02.07
 
 
Прошел год с момента начала реализации приоритетных национальных проектов, предусматривающих в том числе кардинальные изменения в сферах здравоохранения и образования. В чем глубинные причины проблем этих социальных институтов, можно ли уже сейчас говорить о формировании предпосылок для позитивного развития ситуации в них? Постоянный автор нашего журнала, депутат Государственной Думы Лиана Витальевна Пепеляева дает ответы на эти вопросы.
 
Лиана Витальевна, в чем причина системного кризиса развития социально-экономических сфер нашей страны в последние годы?
 
Социально-экономическая нестабильность последнего десятилетия обусловила снижение качества российского образования и оказываемой медицинской помощи населению: многие достижения отечественного образования и традиции высшей школы оказались утрачены, а объемы финансирования здравоохранения из бюджетов всех уровней и за счет средств обязательного медицинского страхования не обеспечивают население бесплатными медицинскими услугами. И это при том, что на протяжении многих лет основными характеристиками российского образования являлись универсальность, доступность и бесплатность. Конституция Российской Федерации 1993 года провозгласила право каждого гражданина на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, оказываемую за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
 
Сложившаяся ситуация, связанная с повышением спроса на некоторые специальности, с одной стороны, и снижением качества предоставляемых образовательных услуг, ростом их стоимости – с другой, а также негативные характеристики состояния здоровья населения России и неутешительные показатели рождаемости и смертности граждан страны потребовали принятия документов, предусматривающих основные принципы развития системы образования и здравоохранения.
 
В октябре 2000 года Правительством РФ была одобрена Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Этим документом предусматривалось, что государственная политика в области финансирования образования обязана обеспечить опережающий рост расходов на систему образования в общем объеме государственных расходов и существенное повышение их эффективности.
 
Ранее, в 1997 году, Правительство РФ одобрило Концепцию развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации. На первом этапе реализации Концепции (1997–2000 гг.) предусматривалось принятие мер по обеспечению стабильной работы учреждений здравоохранения, по увеличению размеров финансирования отрасли и повышению эффективности использования ресурсов в здравоохранении.
 
Однако недостаточное финансирование образования и здравоохранения сегодня остается главной проблемой. Несмотря на то, что с 1999 года расходы федерального бюджета на образовательную сферу и здравоохранение ежегодно увеличивались, выделяемые средства не являлись достаточными для повышения качества образования, а имеющиеся финансовые и материальные ресурсы в сфере здравоохранения использовались не всегда эффективно: усиливались диспропорции в предоставлении медицинской помощи.
 
На первом этапе реформирования образования (до 2004 года) действительно прослеживается опережающий рост расходов на образовательную сферу по сравнению с общеэкономическими показателями. Динамика расходов бюджета на образование в 2000–2005 гг. свидетельствует об их увеличении с 2,8% ВВП практически до 4%. Между тем, в развитых странах образование финансируется в большем объеме: не менее 5,3–5,5% ВВП (например, в Японии, Китае, Южной Корее на образование выделяется от 15 до 25% ВВП). Однако предусмотренных и выделяемых средств на образование недостаточно для повышения его качества. Именно поэтому проблемы дефицита педагогических кадров, низкого уровня материально-технической оснащенности образовательных учреждений, снижения качества подготовки специалистов высшей квалификации, непрекращающегося оттока молодых перспективных ученых за рубеж до сих пор остаются нерешенными.
 
Расходы на здравоохранение в 2003 году за счет всех источников составили около 391,5 млрд рублей, в 2004 году – 479,6 млрд рублей (2,86% ВВП), в 2005 году – 656 млрд рублей и в прошедшем 2006 году расходы достигли 840 млрд рублей.
 
В эти расходы на здравоохранение не включены средства граждан на финансирование платных услуг и приобретение лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения. Между тем ежегодно увеличиваются расходы населения на медицинские услуги: только с 2000 по 2004 год рост расходов на платные услуги составил с 27,5 до 87,0 млрд рублей. Происходит нерегулируемое замещение государственных расходов частными, снижение качества бесплатной медицинской помощи. Увеличивается неравенство возможностей различных социальных групп в получении медицинской помощи соответствующего качества. В наибольшей степени это коснулось малообеспеченных граждан страны.
 
Сложившаяся ситуация потребовала серьезных изменений в сферах образования и здравоохранения. Именно поэтому в двух Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2005, 2006 гг. были сформулированы основные приоритеты социально-экономической политики на ближайшее десятилетие, а ее главной целью провозглашено последовательное повышение уровня жизни населения. В развитие этого курса уже год реализуются национальные проекты в области образования, здравоохранения, сельского хозяйства, жилищного строительства, и есть определенные положительные результаты.
 
Лиана Витальевна, расскажите, улучшилось ли финансирование сфер образовательных и медицинских услуг в 2006 году и какие планы на этот год?
 
Прежде всего необходимо отметить существенное увеличение финансирования образовательной сферы в 2006 году. Для сравнения: в целом на образовательную сферу в 2004 году был выделен из федерального бюджета 121 млрд рублей, в 2005 году – 160 млрд, а в 2006-м – более 200 млрд рублей. В рамках национального проекта "Образование" в 2007 году финансирование включенных в него мероприятий увеличено почти на 66% по сравнению с 2006 годом и составит более 48 млрд рублей.
 
Что касается национального проекта "Здоровье", то, как и в прошлом году, этот проект находится на первом месте по объемам финансирования: на его реализацию за счет средств федерального бюджета в 2006 году было направлено более 62,6 млрд рублей. Финансирование мероприятий национального проекта "Здоровье" в 2007 году будет увеличено на 70 % по сравнению с 2006 годом и составит 107,7 млрд рублей.
 
Однако только увеличение финансирования образования и здравоохранения не приведет к необходимым системным изменениям в этих сферах. Безусловно, требуются конкретные меры, направленные на кардинальную перестройку всей системы образования и медицины. Первым шагом на пути к положительным изменениям этих сфер являются мероприятия национальных проектов "Образование" и "Здоровье".
 
В 2007 году будет продолжена реализация существующих направлений приоритетного национального проекта "Образование" в объеме финансирования не меньшем, чем прошлом году. В частности, предусмотрен аналогичный размер финансирования мероприятий по поддержке инициативной, способной, талантливой молодежи (200 млн рублей); поощрению лучших учителей (1 млрд рублей); дополнительному вознаграждение за классное руководство (11,7 млрд рублей); закупке школьных автобусов для сельских школ (1 млрд рублей); закупке учебного и учебно-наглядного оборудования для оснащения школ (2,3 млрд рублей). Кроме того, в 2007 году планируется увеличение финансирования мероприятий по стимулированию образовательных учреждений вузов и школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы (18 млрд рублей); информатизации школ путем оснащения современными мобильными комплектами компьютерной техники и подключения к сети Интернет (4 млрд рублей); расширению возможностей получения начального профессионального образования военнослужащими, проходящими военную службу по призыву (600 млн рублей); формированию сети национальных университетов и бизнес-школ (6 млрд рублей).
 
Необходимо отметить, что активная работа и мониторинг, проводимый в рамках реализации национального проекта "Образование", способствовали разработке двух новых направлений. Одним из них в 2007 году станет "Государственная поддержка учреждений начального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы". За счет средств федерального бюджета в 2007 году планируется поддержать не менее 60 учреждений начального и среднего профессионального образования в размере 1,8 млрд рублей. Всего в течение трех лет планируется оснащение около 220 отобранных на конкурсной основе соответствующих учреждений (80 – в 2008 году и 80 – в 2009). Конкурсные отборы этих учреждений планируется проводить по аналогии с отбором инновационных вузов, когда представленные инновационные программы рассматриваются экспертной комиссией на федеральном уровне.
 
Вторым новым направлением национального проекта в сфере образования станет "Государственная поддержка субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования". Это направление будет реализовываться также в течение трех лет. В 2007 году планируется на конкурсной основе отобрать около 20 субъектов Российской Федерации, которые будут получать поддержку в 2007–2009 годах, в 2008-м – около 10 субъектов, которые получат поддержку в течение 2008–2009 годов, а в 2009 году – еще порядка 10 субъектов с поддержкой в течение одного года. Число победителей этого конкурса будет зависеть от того, какие суммы будут заявлены образовательными учреждениями на реализацию инновационных программ. На эти цели планируется выделить 3,85 млрд рублей.
 
Что касается национального проекта "Здоровье", то в 2007 году предусмотрено существенное увеличение финансирования практически по всем направлениям этого проекта. Объемы финансирования по основным мероприятиям проекта составят:
 
- 300 млн рублей – дополнительная подготовка врачей общей практики, участковых терапевтов и педиатров;
- 20,8 млрд рублей – повышение оплаты труда медицинских работников первичного звена;
- 11,1 млрд рублей – субсидии на выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медсестрам "Скорой медицинской помощи";
- 15,4 млрд рублей – оснащение муниципальных учреждений здравоохранения диагностическим оборудованием и службы скорой медицинской помощи санитарным автотранспортом;
- 6,1 млрд рублей – проведение дополнительной иммунизации в рамках Национального календаря профилактических прививок;
- 7,6 млрд рублей – профилактика, выявление и лечение инфицированных вирусом гепатита В, С и иммунодефицита;
- 200 млн рублей – мероприятия по профилактике ВИЧ-инфекции, гепатитов В, С;
- 400 млн рублей – обследование (расширение неонатального скрининга) новорожденных детей;
- 4 млрд рублей – проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, дополнительных медицинских осмотров работников, занятых на производствах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
- 19,4 млрд рублей – строительство 15 новых центров высоких медицинских технологий в субъектах Российской Федерации;
- 17,5 млрд рублей – высокотехнологичные виды медицинской помощи (в 2006 –  4,1 млрд рублей).
 
Кроме того, на 2007 году запланирован старт "пилотных" проектов в области здравоохранения. Их цель – выработка эффективной модели управления отраслью посредством перевода системы здравоохранения субъектов Российской Федерации преимущественно на одноканальное финансирование, внедрение единых федеральных стандартов оказания медицинской помощи, табелей оснащения и кадрового обеспечения, разработка отраслевой системы оплаты труда медицинских работников. Одним из ключевых моментов реализации "пилотных" проектов является введение системы персонифицированного учета расходов в системе обязательного медицинского страхования. Общий объем финансирования мероприятия в 2007 году составит 7 млрд рублей.
 
Безусловно, финансирование образовательный сферы и сферы здравоохранения лишь за счет средств федерального бюджета не разрешит сложившейся ситуации. Для повышения качества образования, оказываемой медицинской помощи необходимо не только сохранение темпов роста бюджетного финансирования и эффективная реализация предусмотренных национальными проектами мероприятий, но и увеличение поступлений в системы образования и здравоохранения финансовых средств из различных внебюджетных источников.

Версия для печати

« Назад