На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

Изменения корпоративного законодательства
 
"ЭЖ-ЮРИСТ" № 5 – 09.02.07
 
В настоящее время в Государственной Думе РФ рассматривается целый ряд законопроектов, направленных на дальнейшее совершенствование правового регулирования корпоративных отношений. О них специально для "эж-ЮРИСТ" рассказывает депутат Госдумы, член Комитета по собственности Лиана Витальевна ПЕПЕЛЯЕВА.
 
Уважаемая Лиана Витальевна, в какие законы предполагается внести изменения, связанные с совершенствованием корпоративного законодательства?
 
 — В настоящее время Комитетом Государственной Думы по собственности рассматривается ряд законопроектов, касающихся совершенствования корпоративного законодательства. Среди них законопроекты "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации, в Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" и Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", а также "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации". Последним предлагается установить порядок совершения такого нотариального действия, как удостоверение фактов достоверности протоколов органов управления организаций.
 
Идет работа и над проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации", обусловленная тем, что с 1 июля 2006 г. вступили в силу изменения в Закон об АО, внесенные Федеральным законом от 05.01.2006 № 7-ФЗ. Новой главой закона определен порядок приобретения более 30% акций в открытых акционерных обществах, а также порядок выкупа ценных бумаг лицом, которое самостоятельно или совместно с аффилированными лицами стало владельцем более 95% голосующих акций. Отдельной статьей предусмотрен порядок выкупа ценных бумаг лицом, которое являлось владельцем более чем 95% голосующих акций общества по состоянию на 1 июля 2006 г. Данная статья вступила в силу одновременно с Федеральным законом от 27.07.2006 № 157-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
 
Возникают какие-либо коллизии при реализации процедуры выкупа ценных бумаг?
 
 — При реализации процедуры выкупа была выявлена следующая коллизия. Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", вступивший в силу в начале августа прошлого года, существенно изменил правовое положение саморегулируемых организаций оценщиков (СРОО). Государственное регулирование деятельности оценщиков посредством лицензирования заменено механизмами саморегулирования. Как следствие, введены повышенные требования к саморегулируемым организациям, поскольку именно членство в СРОО должно стать одним из критериев, позволяющих эксперту заниматься оценочной деятельностью. Законом установлен ряд требований: к численности членов СРОО, к размеру компенсационного фонда и др. В конечном итоге некоммерческая организация будет приобретать статус саморегулируемой организации только с даты включения ее в Единый государственный реестр саморегулируемых организаций. Соответствующий реестр должен вести государственный орган, уполномоченный на осуществление надзора за деятельностью СРОО.
 
Законом предусмотрен достаточный срок для формирования новой системы саморегулирования, для приведения деятельности оценщиков и их СРОО в соответствие с новыми критериями: до 1 июля 2007 г. оценщики могут осуществлять свою деятельность не на основе членства в СРОО, а на основании ранее выданных лицензий. За это время должен быть определен орган, уполномоченный на ведение реестра, приняты подзаконные акты, определяющие вопросы технического характера.
 
Между тем в течение указанного периода необходимо осуществить выкуп акций согласно Федеральному закону № 7-ФЗ, что возможно только при условии проведения СРОО экспертизы отчета об оценке ценных бумаг. До конца октября 2006 г. отсутствовал акт, определяющий порядок проведения экспертизы отчетов об оценке акций и порядок отбора СРОО. В связи с этим ФСФР России по мере поступления к ней уведомлений от компаний, намеренных осуществить выкуп акций, указывала, что до установления порядка выбора саморегулируемой организации выкуп не может считаться проведенным с соблюдением законных требований и может быть оспорен в судебном порядке.
 
Существует ли какая-либо неопределенность в правомочности самих саморегулируемых организаций оценщиков?
 
— Действовавший до внесения изменений Закон об оценочной деятельности практически не предъявлял каких-либо квалифицирующих требований к деятельности СРОО, ограничиваясь понятием "некоммерческая организация, объединяющая на основе членства оценщиков". Новой редакцией Закона было определено, что некоммерческая организация приобретает соответствующий статус СРОО с момента ее включения в Единый государственный реестр. Поскольку на момент вступления закона в силу соответствующий реестр не велся и государственный орган, уполномоченный на его ведение, не был определен, то ни одна из ранее действовавших организаций не могла быть признана соответствующей требованиям закона.
 
В этой связи группой депутатов, в том числе и мной, в Государственную Думу был внесен законопроект, направленный на разрешение, в частности, и описанной проблемы.
 
Какие новеллы законодательства заложены в законопроекте?
 
— Согласно законопроекту некоммерческие организации, объединявшие по состоянию на 31 июня 2006 г. лицензированных оценщиков, вправе до 1 июля 2007 г. сохранить статус саморегулируемых организаций оценщиков без включения их в государственный реестр. До этой даты они должны привести свою деятельность в соответствие новым требованиям. Как и предполагалось при принятии новой редакции Закона об оценочной деятельности к этому моменту должен быть определен орган, уполномоченный на ведение реестра.
 
Кроме того, в сложившейся ситуации возникла проблема сокращения сроков для осуществления процедуры выкупа. Течение годичного срока для реализации права требования выкупа (для миноритариев) или права выкупа оставшихся акций (для мажоритария) началось со дня вступления в силу ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в РФ", т.е. с 12 августа 2006 г. Поскольку до настоящего времени реальная возможность реализации данных прав отсутствует, фактическое сокращение срока приводит к ущемлению прав обеих групп акционеров. Поэтому предлагается продлить срок действия прав на осуществление выкупа на период до 1 августа 2008 г., т. е. практически на год.
 
Внесенный законопроект содержит и другие положения, направленные на устранение недостатков, которые были выявлены в ходе анализа и правоприменения норм новой главы Закона об АО. В частности, Закон дополняется нормой, запрещающей установление разной цены приобретения для различных по размеру пакетов акций, что направлено на защиту интересов миноритариев.
 
Предполагаются ли соответствующие изменения в Налоговый кодекс РФ, связанные, например, с налогообложением дивидендов?
 
— Здесь нельзя не отметить законопроект "О внесении изменений в главы 23 и 25 Налогового кодекса Российской Федерации", который направлен на регулирование порядка налогообложения дивидендов, получаемых российскими организациями от отечественных и иностранных источников. Необходимость его принятия назревала давно, так как в нем предусмотрено установление льготной нулевой ставки налога на прибыль при получении дивидендов от так называемых стратегических инвестиций.
 
Предоставление льготы именно при стратегическом инвестировании отвечает мировой практике. В экономическом аспекте это так называемая проблема экономического двойного налогообложения прибыли — когда полученная обществом прибыль облагается налогом на прибыль, а при выплате дивидендов облагается повторно уже в качестве дохода акционера АО или участника ООО.
 
В настоящее время законопроект принят Государственной Думой в первом чтении, завершается его подготовка ко второму чтению. Законопроектом предусмотрено, что нулевая ставка налога на прибыль может быть применена в случае получения российской организацией дивидендов от российской или иностранной организации, если получатель дивидендов в течение не менее чем одного года владел долей уставного капитала, превышающей 50%. Учитывая перспективы развития рынка ценных бумаг, возможность использования льготы предусмотрена и в случае владения в течение годичного периода производными финансовыми инструментами, предоставляющими право на получение более чем 50% выплачиваемых дивидендов. Поскольку о стратегическом характере инвестиций может свидетельствовать и размер вложений, то при приобретении доли в уставном капитале или производных финансовых инструментов стоимостью более 1 миллиарда рублей (но не менее 1% уставного капитала) также применяется льгота.
 
Чтобы предотвратить злоупотребления данной льготой при использовании офшорных схем, в законопроекте установлен ряд требований. К примеру, получающая дивиденды иностранная компания должна находиться в государстве, в котором уровень налогообложения прибыли несущественно отличается от российского, т. е. отношение суммы налога на прибыль к прибыли должно быть не менее чем 2/3 от базовой ставки российского налога на прибыль — не меньше 16%. Кроме того, половина выручки иностранной компании должна быть от реальной деятельности, не связанной с получением дивидендов, процентов, роялти и т. д.

Помимо этого, предусмотрено устранение существующей диспропорции в налогообложении физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами России. Сейчас с них удерживается налог по самой высокой ставке — 30%, тогда как с налоговых резидентов налог взимается в размере 9%, а с иностранных организаций – 15%. Предлагается уравнять положение иностранцев, установив для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, ставку в размере 15%.
 
Какие изменения планируются в процессе подготовки законопроекта ко второму чтению?
 
— В частности, предлагается установить, что критерию стратегических будут соответствовать инвестиции, предоставляющие право собственности на долю в уставном капитале в размере не менее 25% (вместо 50%). Поскольку пакет акций в размере 25% принято считать блокирующим, позволяющим принимать участие в управлении организацией при решении наиболее значимых вопросов, такие инвестиции можно признать отвечающими признаку стратегических.
 
Конечно, законопроект не в полной мере решает проблему экономического двойного налогообложения дивидендов, поскольку дивиденды, выплачиваемые физическим лицам или иностранным инвесторам, не освобождаются от налогообложения независимо от уровня инвестиционного участия. Тем не менее полагаю, что принятие данного закона будет важным для российских холдинговых корпораций — он отвечает современным мировым тенденциям и позволяет увеличить конкурентоспособность российской налоговой системы в современных условиях глобализации бизнес-процессов.
 

Версия для печати

« Назад