На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

Нормативная лексика

"Бизнес-журнал" № 1 – 18.01.07

В прошлом году роль государства как макроэкономического и отраслевого регулятора заметно возросла. Чего ждать бизнесу в 2007 году?

Среди других законодательных новаций 2006 года — новый Лесной и измененный Земельный кодексы, поправки в закон "О недрах" и утверждение федеральной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006–2010 годы".
 
Существенно изменились и Налоговый, и Трудовой кодексы, в последнем изменениям подверглось триста статей. Так, федеральным законом от 5 ноября 2006 года была ужесточена ответственность за нарушение правил использования труда иностранных граждан и лиц без гражданства.
 
Активное регулирование в прошлом году наблюдалось и в сфере ТЭК. Закон "Об экспорте газа" наконец-то определил более или менее внятные основы государственного регулирования экспорта газа. Изменился и закон "О естественных монополиях", установивший равный доступ добывающих организаций к системе магистральных трубопроводов и терминалов в морских портах при вывозе нефти за пределы таможенной территории страны.
 
Представители страхового бизнеса положительно оценили работу государства в лице Федеральной службы страхового надзора по борьбе со "схемами". "Схемы очень мешают развитию рынка. А об успехе этой борьбы говорит сокращение премий, собранных в сегменте страхования жизни", — отмечает Дмитрий Игнатьев, генеральный директор СК "Цюрих".
 
Все эти и другие инициативы властей подавались в прошлом году общественности под соусом "устранения противоречий и неточностей" в нормативно-правовой базе и "дальнейшего совершенствования законодательства". Однако внимательное изучение активности государства приводит к другому выводу: налицо явная активизация власти в сфере оперативного контроля над бизнесом. Государство не только формирует правила игры и рамки их применения, но все более жестко, а порой и беспощадно вмешивается в ход событий на рынке.
 
По оценкам депутата ГД РФ Лианы Пепеляевой, государство снижает контрольную активность в тех сферах, где инструменты регулирования "сверху" не выглядят эффективными или необходимыми.
 
— Например, с августа 2006 года действует новая редакция федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", который предусматривает замену разрешительного регулирования оценочной деятельности (посредством лицензирования) механизмом саморегулирования некоммерческими организациями, членами которых должны быть профессиональные оценщики, — отмечает Лиана Пепеляева. — Но дело в том, что механизм лицензирования не обеспечивал реальной ответственности оценщика, возмещения им возможного вреда своим клиентам. В то же время к саморегулируемым организациям и оценщикам предъявляются требования о необходимости создания компенсационного фонда, об обязательном страховании ответственности. Таким образом, эти меры должны создать эффективные стимулы контроля качества оказываемых услуг. И оценщик, будучи персонально материально ответственным, и саморегулируемая организация, которая в случае причинения вреда также может быть привлечена к ответственности, будут заинтересованы в качественном оказании оценочных услуг.

Между тем государство оставалось непосредственным участником рынка (как ключевой акционер ведущих предприятий) в целом ряде стратегических отраслей. ВПК, авиастроение, топливно-энергетический комплекс... Дискуссий на сей счет было немало, но главный вопрос один: не пора ли разделить задачи стратегического контроля (что достигается самыми разными средствами) и коммерческую составляющую?

— Сейчас под эгидой Минэкономразвития России идет работа по подготовке концепции развития корпоративного управления в компаниях с государственным участием, — напоминает Лиана Пепеляева. — Полагаю, что результатом этой работы должно стать принятие правительством соответствующей концепции, а также внесение требуемых изменений на уровне как федеральных законов, так и подзаконных актов.

 

 

Версия для печати

« Назад