На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

Забота о детях-сиротах в бюджете 2007 года
 
"Национальные проекты" - 18.12.06
 
Ежегодно численность детей уменьшается, а также сокращается их доля в населении России. Одними из основных направлений деятельности для решения проблемы повышения качества человеческого капитала является обеспечение здоровья, образования и нормальной социализации детей. Особое внимание теме устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью было уделено в майском Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
 
За комментариями о положении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об основных мероприятиях, которые предполагается реализовать в ближайшее время для материального стимулирования их устройства на воспитание в семьи, мы обратились к Координатору Всероссийской политической партии "Единая Россия" по национальным проектам, депутату Государственной Думы Л. В. Пепеляевой.
 
- Тенденция последних лет неутешительна: ежегодно уровень сиротства в Российской Федерации увеличивается. По данным Федеральной службы государственной статистики, численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, составляет более 188,8 тыс. человек.
 
Безусловно, благополучие детей, в том числе устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи, является приоритетным направлением государства. Прежде всего необходимо увеличить число детей, передаваемых на воспитание в семьи или замещающие ее формы - усыновление, опека (попечительство), приемная семья. По данным Министерства образования и науки Российской Федерации за 2005 год, наибольшее количество приемных семей создано в Самарской области - 1 885 семей, в которых воспитываются 2 779 детей, Пермской области - 686 семей и 1 790 детей в них, Калужской области - 350 приемных семей с 582 детьми. Однако на территории Российской Федерации существуют регионы, в которых институт приемной семьи не  развит или вообще отсутствует (республики Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Алтай, Марий Эл, Псковская, Еврейская автономная области, Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Корякский автономные округа).
 
Необходимо отметить, что Правительством Российской Федерации  поставлена задача в течение 2007 года передать на воспитание  в семьи 77 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом лидирующие субъекты Российской Федерации по численности приемных семей и детей, воспитывающихся в них, в будущем году планируют устроить в семьи под опеку (попечительство) - 7 716 детей (10%), в приемные семьи - 4 119 детей (5%). Несмотря на все преимущества семейной формы жизнеустройства детей-сирот, решение вопроса о масштабной передаче детей на воспитание в замещающие семьи должно быть взвешенным, так как важную   роль в этом процессе играет психологический аспект, в частности адаптация ребенка в новой семье. Также необходимо приложить максимум усилий, чтобы исключить случаи отказа новых родителей от ребенка.
 
10 мая 2006 года Президент Российской Федерации в ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации одним из приоритетов демографической политики государства определил совместную работу Российской Федерации и ее субъектов в сфере материального стимулирования устройства на воспитание в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предполагается с 1 января 2007 года увеличить выплаты на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье до 4 тыс. руб., а заработную плату приемному родителю до 2,5 тыс. руб. ежемесячно.
 
Однако в ряде регионов суммы ежемесячных денежных средств, выплачиваемых на детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях, уже превышают предполагаемые размеры. Например, в Мурманской области средний размер выплаты на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье составляет 5 637,33 руб. В размере более 4 тыс. руб., опекунское пособие выплачивается в Сахалинской области, Республике Саха (Якутия), Коми-Пермяцком автономном округе, на детей школьного возраста - в Архангельской, Новосибирской, Курской областях, Ненецком автономном округе.
 
Размер заработной платы приемного родителя более 3 тыс. руб. установлен в Иркутской (7 828,8 руб.), Ярославской (от 5 940 руб.), Сахалинской (5 888 руб.), Калужской (от 5 500 руб.), Мурманской (от 5 060 руб.), Саратовской (от 4 913 руб.), Новосибирской (от 4 808,54 руб.) Тверской (4 548 руб.) областях, Республике Калмыкии (4 000 руб.), Костромской (3 857,6 руб.), Курской (3 362,5 руб.), Вологодской (от 3 300 руб.), Липецкой (от 3 300 руб.), Брянской (от 3 300 руб.) областях и Республике Мордовии (3 300 руб. за каждого ребенка).
 
Вместе с тем невысокие (менее 2,6 тыс. руб.) размеры выплаты на содержание ребенка в семье опекуна предусмотрены в Курганской области (от 1 835 до 2 550 руб.), Республике Ингушетии (1 933 руб.), в Еврейской автономной области (от 1 922 до 2 593 руб.), а также заработной платы приемного родителя - от 780 руб. в Еврейской автономной области.
 
Одной из причин такого различия размеров выплат является то, что "опекунское пособие" на содержание ребенка определяется исходя из установленных норм по фактическим ценам соответствующего региона. Однако высокая дифференциация размеров ежемесячных выплат на детей и заработной платы приемного родителя по субъектам Российской Федерации достигает 10-кратного размера, что, безусловно, негативно сказывается на  устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи. 
 
Проектом федерального бюджета на 2007 год предусмотрено направление субсидий на частичное возмещение расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье, а также на выплату заработной платы приемному родителю с распределением между регионами. Соответствующий порядок направления и распределения субсидий должно разработать Правительство Российской Федерации. Важно, чтобы при разработке такого порядка субсидии на возмещение расходов на выплату пособий направлялись не только в регионы, в которых до настоящего времени не установлены планируемые размеры этих пособий. Общий объем финансирования составит около 6,2 млрд руб.
 
Кроме того, с января 2007 года вводится новый вид пособия – единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (при усыновлении ребенка, передаче в приемную семью или установлении опеки). Его размер составляет 8 000 руб. Выплата такого пособия осуществляется из средств федерального бюджета (8 млрд руб.), выделяемых в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации.
 
Считаю очень важным принять законодательные решения по направлениям устройства на воспитание в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Комитетом Государственной Думы по делам женщин, семьи и детей проведена большая правовая работа по подготовке проекта федерального закона "Об опеке и попечительстве". Одним из нововведений этого проекта является закрепление за органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по созданию органов опеки и попечительства и организации их деятельности и, соответственно, исключение таких полномочий из вопросов местного значения. Это законодательное предложение позволит решить актуальную проблему финансирования из местных бюджетов полномочий многих органов местного самоуправления по опеке и попечительству.
 
В настоящее время проект находится на стадии согласования. Поскольку требуется упорядочение и совершенствование нормативного регулирования отношений, возникающих в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства, а также патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, целесообразно принять соответствующее законодательное решение в ближайшее время.
 
Безусловно, вопрос комплексного и системного предупреждения социального сиротства является актуальным в современном обществе и необходимо приложить максимум усилий для его решения. Надеюсь, что выполнение поставленных задач, а также совместные усилия всех уровней власти и общества позволят создать предпосылки для улучшения положения детей-сирот в нашей стране.
 

Версия для печати

« Назад