На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

Решая задачи демографии
 
"Национальные проекты" № 6 – 30.11.06
 
Последствия затянувшегося демографического кризиса в России являются болезненными практически для всей территории страны. Ежегодно численность населения Российской Федерации стремительно сокращается. Основные демографические показатели России также указывают на неблагоприятную демографическую ситуацию в стране.
 
С целью стабилизации численности населения и формирования предпосылок к последующему демографическому росту в 2001 году Правительством Российской Федерации была одобрена Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года. Разработчиками этой Концепции выступили Минтруд России, Минфедерации России, Минздрав России с участием других федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В Концепции были сформулированы основные принципы, задачи и подходы к содержанию и направлениям стратегического курса Российской Федерации в сфере демографии, а также основные направления демографического развития: укрепление здоровья и увеличение ожидаемой продолжительности жизни, стимулирование рождаемости и укрепление семьи, миграция и расселение. По каждому направлению  были определены приоритеты деятельности. Например, в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи приоритетами являются поддержка семей с двумя детьми и более; повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи; создание социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей, включая условия для самореализации молодежи, в том числе получение общего и профессионального образования, достойная заработная плата, а также возможность обеспечить семью жильем; разработка и реализация стратегии развития доступных форм семейного обустройства детей-сирот, в том числе детей-инвалидов.
 
В процессе реализации этой Концепции удалось добиться определенных результатов по ряду социальных выплат за счёт средств федерального бюджета, которые осуществляются в качестве мер поддержки семей, имеющих детей. В частности, увеличены размеры единовременного пособия при рождении ребенка с 1,5 тысяч до 8 тысяч рублей, ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 500 рублей до 700 рублей. С 2002 года начала реализоваться подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", входящая в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы. В период с 2002 по 2005 год были улучшены жилищные условия 114 тысяч молодых семей.
 
Концепция также предполагает разработку и реализацию региональных целевых программ, направленных на решение основных задач. Однако только половина субъектов Российской Федерации приняли соответствующие концепции демографического развития. Например, из 16 субъектов Сибирского федерального округа в 7 приняты концепции демографического развития (Алтайский край, Новосибирская, Омская, Кемеровская,  Иркутская области, Республика Бурятия, Читинская область). В ряде субъектов утверждены планы экономического и социального развития, во исполнение которых должны быть разработаны и утверждены концепции региональной демографической политики, учитывающей специфику территорий. Однако в большинстве субъектов указанные планы в этой части не были выполнены.
 
Анализ большинства принятых региональных концепций демографического развития указывает на непроработанность целей и их механизмов. Вместе с тем некоторые субъекты в рамках принятых концепций дополнительно к установленным федеральной Концепцией направлениям предусматривают реализацию мероприятий по иным направлениям. Например, в соответствии с Краевой целевой программой "Улучшение демографической ситуации в Алтайской крае на 2002 - 2006 годы" предусмотрена реализация мероприятий в сфере оказания адресной помощи беременным женщинам, кормящим матерям и уже рожденным детям, а также малообеспеченным семьям; рождения здорового ребенка посредством профилактики возникновения патологических состояний у матери и плода с использованием передовых телемедицинских технологий. В Иркутской области в рамках создания условий для экономической самостоятельности семей, улучшения материальных условий жизнедеятельности семьи предусмотрено содействие трудоустройству граждан, обратившихся в органы службы занятости; организация проведения оплачиваемых общественных работ, в том числе в отношении безработных из числа одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов, женщин, несовершеннолетней молодежи; оказание услуг гражданам по профессиональной ориентации, юридической и психологической поддержке, в том числе при участии в программах социальной адаптации, специализированных курсов и организационных мероприятий; организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время. В Омской области предусмотрены следующие основные мероприятия в рамках  развития системы образования: сохранение и развитие сети учреждений образования всех типов и видов для обеспечения потребностей общества в качественных образовательных услугах, создание условий для развития творческих и индивидуальных способностей подрастающего поколения, доступности получения профессионального образования; формирование воспитательных систем разного уровня, ориентированных на обеспечение условий для развития духовности детей и молодежи на основе общечеловеческих и национальных ценностей, содействующих становлению гражданина, семьянина, профессионала; расширение доступности дошкольного и внешкольного образования за счет обеспечения вариативности программ для развития детей и подростков, многообразия форм их реализации, повышения качества, развития материально-технической базы.
 
Однако негативные тенденции в демографическом развитии остаются пока достаточно устойчивыми, и важно продолжать активную работу в этом направлении.
 
22 февраля 2006 года Государственная Дума в рамках "Правительственного часа" рассмотрела вопрос "О демографической ситуации и мерах, принимаемых Правительством Российской Федерации, по повышению рождаемости и снижению смертности населения Российской Федерации". В докладе  Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации М. Ю. Зурабова было отмечено, что планируется принятие новой редакции Концепции демографического развития Российской Федерации. Поводами внесения изменений послужило состоявшееся в марте 2005 года заседание Совета безопасности, на котором Президент Российской Федерации поручил Правительству Российской Федерации доработать действующую Концепцию  и внести её на рассмотрение в Правительство Российской Федерации с дальнейшим докладом на Совете Безопасности. Предполагалось, что новую редакцию Концепции Правительство Российской Федерации рассмотрит в мае 2006 года. Однако 10 мая 2006 года Президент Российской Федерации в ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации определил 6 направлений деятельности органов государственной власти, которые при их эффективной реализации должны создать предпосылки для решения демографической проблемы. Мероприятия по улучшению демографической ситуации в стране можно условно объединить в три крупных блока: снижение смертности, привлечение из-за рубежа наших соотечественников и стимулирование рождаемости.
 
С  целью снижения смертности предполагается реализация программы безопасности движения, мероприятий по пресечению ввоза и производства внутри страны суррогатной алкогольной продукции и формированию у граждан стремления к здоровому образу жизни.
 
Для повышения рождаемости также предусмотрен комплекс мероприятий.  В частности, предполагается увеличить размер ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; компенсировать затраты на детское дошкольное воспитание; реализовать мероприятия по стимулированию устройства на воспитание в семьях сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; предоставить в распоряжение мамы базовый материнский капитал; увеличить стоимость родовых сертификатов в женской консультации с 2 до 3 тысяч рублей, а стоимость сертификата в родильном доме – с 5 до 7 тысяч рублей; создать сеть современных перинатальных центров и обеспечить родильные дома необходимым оборудованием и специальным транспортом.
 
Безусловно, без эффективной миграционной политики невозможно достичь демографического роста. В рамках этого направления создана межведомственная рабочая группа, которая занимается разработкой государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников из-за рубежа. В июле этого года был принят Федеральный закон, предусматривающий упрощение системы регистрации и учета иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства и по месту пребывания в Российской Федерации. В сентябре Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", предлагающий превентивное воздействие на работодателей, привлекающих и использующих труд иностранных работников в нарушение установленных правил. В законопроекте также установлена ответственность за нарушение правил миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства и определены необходимые процессуальные действия должностных лиц по новым составам.
 
Безусловно, это не весь перечень мероприятий, необходимых для решения демографической проблемы в стране, и намеченные направления деятельности являются лишь первым его этапом. Только консолидация усилий федеральных, региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления и общества позволит выработать единые подходы к сохранению и укреплению демографического потенциала Российской Федерации.
 

Версия для печати

« Назад