На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

Когда приоритет бесспорен

"Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов" № 826 – 27.10.06

Как любимого племянника ведут по жизни приоритетный национальный проект "Образование" члены комитета по науке. Регулярно справляются о его "самочувствии" на своих заседаниях, заостряют внимание на "провалах", но в целом констатируют успех. На этой неделе комитет организовал депутатские слушания, чтобы увидеть ситуацию как "сверху", с точки зрения департамента образования обладминистрации, так и "снизу" — с позиции учителей.

Открывать слушания выпало Анатолию Иваненко, первому заместителю председателя облсовета. "Образованию уделяется очень большое внимание, особенно сейчас, когда в финансировании его усилена федеральная составляющая, — сказал Анатолий Нестерович. — Мы должны добиться, чтобы в ближайшее время эта отрасль заработала на новом, более качественном уровне". Его поддержал Сергей Худяков, председатель комитета по науке и образованию: "От того, какое образование получит ребенок, во многом зависит и то, как сложится его дальнейшая жизнь. Не менее важно это и для государства в целом. Так что федеральные власти не зря включили в число четырех приоритетов проект “Образование”". Сергей Дмитриевич отметил, что хотя многие мероприятия в рамках нацпроекта успешно реализуются, уже выявлен ряд недоработок. Например, остались за рамками проекта учреждения начального и среднего профессионального образования,  а также дошкольного и дополнительного. Требуют решения вопросы оснащения школьных библиотек, повышения качества учебников. "Средства, которые тратятся по нацпроекту сейчас, в следующем году должны дать максимальную отдачу. Поэтому итогом наших слушаний должно быть не столько констатирование того, что удалось, а предложения по повышению общего уровня образования", — резюмировал глава комитета.
 
Тем не менее отойти от констатации не удалось. Доклад Владимира Иванова, руководителя областного департамента образования, изобиловал цифрами, его временами "прерывали" иллюстрации о проблемах, возникших в ходе  реализации нац­проекта. Две школы города, победившие в конкурсе, не получили гранты: у 130-й не все в порядке с уставом, а у православной гимназии, в прошлом году вошедшей в десятку лучших школ России, проблемы возникли ввиду того, что она — негосударственное учреждение.
 
Владимира Карпова, заместителя председателя облсовета, помимо цифр интересовала "содержательная" сторона вопроса. Скажем, какие именно проекты реализуются в районах области по оптимизации образовательной сети. Иванов ответил так: "Мы ведем речь о создании учебного округа. Расскажу на примере Тогучинского района. В Березиковскую школу уже несколько лет подвозятся дети из пяти поселков, у них два автобуса — и естественно, что такие школы на сегодняшний день укрепляются. В Курундусе же школа старая, на ее реконструкцию потребовалось бы 8—10 миллионов рублей. Учащихся там 30 с небольшим. Перспективы нет. А Березиково оттуда — в трех километрах...".
 
"Очень печально, что мы не выиграли, но я думаю, впереди у нас еще есть время", — убеждена Марина Ананич, начальник отдела высшего и дополнительного профессионального образования департамента науки, инноваций, информатизации и связи, благодаря которой слушания "шагнули" от проблем среднего образования к высшему. Не секрет, что новосибирские вузы на первом этапе "выпали" из нацпроекта: оказавшись в числе 28, ни НГУ, ни НГТУ "приоритетных" денег не получили — список счастливчиков замкнулся на первых 17. Зато как непобедившие они смогут попробовать себя на втором этапе конкурса.
 
Впрочем, Марине Ананич, колоритно рассказывающей о потенциале высшей школы Новосибирска, задавали вопросы, которые выходили за рамки нацпроекта. Станислав Поздняков, член комитета по культуре, спорту и молодежной политике, поднял очень важную тему: "Из диаграммы следует, что около 45 процентов студентов сегодня задействованы в управлении и экономике. Меня настораживает эта ситуация, потому что через какое-то время мы не будем иметь квалифицированных врачей, педагогов в том количестве, которое нужно. Зато все будут управлять и экономить. Есть ли у вас видение, как можно изменить диспропорцию?" Ответ разочаровал: большая часть студентов учится на коммерческой основе, поэтому "они вольны идти, куда хотят".
 
С самого "верха" законодательной власти на слушаниях прозвучала реплика Лианы Пепеляевой, депутата Госдумы и координатора партии "Единая Россия" по приоритетным национальным проектам. Судя по федеральным цифрам, которые приводила Лиана Витальевна, тенденция существенного увеличения образовательной сферы действительно существует, что свидетельствует о недекларативной значимости выбранного приоритета: "Уже видны положительные результаты. Особенно позитивно они воспринимаются в сельской местности. Безусловно, получение миллиона рублей для городских школ — это важно. Но это очень большие, очень серьезные деньги для сельской местности", — заявила депутат Госдумы.
 
Однако "низ" в лице педагогического сообщества по-своему пересчитывал финансы нацпроекта "Образование". Например, Наталья Ярославцева, директор гимназии № 10, школы-победительницы конкурса по нацпроекту, задала Лиане Пепеляевой волнующий многих учителей вопрос: "Что предполагается по повышению заработной платы работникам образования?" Ответ не воодушевлял: "наверху" мнения по этому поводу разные, но пока о точном решении и дате его воплощения ничего неизвестно.
 
Тему зарплаты в своем выступлении поддержала и Галина Кирсанова, одна из победительниц конкурса лучших учителей: без достойной оплаты труда эффективность всех мер, принимаемых по национальному проекту, может быть значительно снижена: "Нам, учителям, остается только позавидовать коллегам по проектам — врачам и медицинским сестрам. Как было бы хорошо, если бы зарплата учителя росла так же быстро, как растет гора бумаг, обязательных для нашей работы, а, по сути, сегодня никому и не нужных. Не вернутся в школу учителя-мужчины на такую заработную плату. Не придет молодой талантливый педагог, если не будет решена проблема жилья. И еще надолго останется у школы женское лицо бальзаковского возраста".
 
Если подводить итог депутатских слушаний, то можно сказать, что они получились бесспорными — бесспорно необходимыми, но, к сожалению, не вызвавшими горячих споров и дискуссий у депутатского корпуса. В любом случае, регулярный режим проверок выполнения нацпроекта со стороны комитета по науке и образованию облсовета и рабочий обмен мнениями между "верхами" и "низами" лишними никогда не будут.
 
Статистика
 
Приоритетный национальный проект "Образование" в нашей области реализуется одновременно по нескольким направлениям. Вот как это выглядит в цифрах:
 
В конкурсе на получение миллионного гранта принимали участие 116 образовательных учреждений Новосибирской области. Победителями — в соответствии с количеством выделенных на область квот — стали 54 школы: из них 33 сельские и 21 городская. 54 миллиона рублей в форме субвенций переданы в бюджеты муниципальных районов и городских округов, а затем — на счета школ.
 
Конкурс, который должен был выявить самых достойных кандидатов на поощрение среди учителей, также проведен. Денежные вознаграждения в размере 100 тысяч рублей получили 180 лучших педагогов области. Итого: сумма выплат составила 18 миллионов рублей.
 
Еще одно направление приоритетного нацпроекта "Образование" предусматривает приобретение школьных автобусов и оснащение школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием. Так, в сельские школы до конца года должны попасть 107 единиц автотранспорта. За счет федерального и областного бюджетов в образовательные учреждения области будут поставлены 276 комплектов учебного, учебно-наглядного оборудования: это кабинеты физики, химии, биологии, географии, а также интерактивные доски.
 
Поддерживать способную и талантливую молодежь, согласно нацпроекту, будут с помощью премий. В 2006 году 26 победителей областных конкурсов, олимпиад и спортивных соревнований получат денежное вознаграждение. Еще 42 юных дарования отметят премиями как победителей российских и международных мероприятий (из них 12 премий по 60 тысяч рублей, остальные — по 30 тысяч). Деньги поступят прямо на лицевой счет ребят.
 
Самым затратным направлением стала выплата вознаграждений учителям за классное руководство. 262,8 миллиона рублей (из них 162,4 миллиона из федерального бюджета, 100,4 — из областного) — это общий объем средств, выданных с января по сентябрь текущего года.
 
Наконец, подключение к сети интернет реализуется только с конца сентября: слишком поздно пришло соглашение, утвержденное на федеральном уровне. За 2006—2007 годы планируется подключить 1151 школу. Из бюджета области на эти цели выделено 38,5 миллиона рублей.
 

Версия для печати

« Назад