На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

Регионы ждут закона об опеке

"Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов" № 21 – 26.05.06

В органах опеки и попечительства грядут серьезные реформы. Федеральный закон, регулирующий их деятельность, возможно, появится уже осенью. Невероятно, но в России, в отличие от большинства цивилизованных стран, никогда не было специального, отдельного закона об опеке и попечительстве. Обсудить федеральный законопроект в Новосибирске собрались представители государственной власти и органов местного самоуправления всех субъектов, входящих в Сибирский федеральный округ. Ведущей "круглого стола" стала депутат Госдумы от Новосибирской области Лиана Пепеляева.

Появление федерального закона "Об опеке и попечительстве", по словам многих участников, не просто назрело — перезрело. Работа над ним велась уже больше года. И к настоящему моменту большинство "узких мест" согласовано. Как сказала Лиана Пепеляева, те рекомендации, которые были высказаны в рамках Новосибирской встречи, найдут свое отражение в законопроекте при его подготовке ко второму чтению. В первом же чтении закон поступит в Госдуму в самое ближайшее время, возможно, уже на этой неделе. Вносят законопроект такие известные депутаты, как Екатерина Лахова, Павел Крашенинников и сама Лиана Пепеляева. Предполагается, что закон вступит в силу с 1 января 2007 года.

Об основных нововведениях закона рассказала эксперт комитета ГД по делам женщин, семьи и детей, доктор юридических наук, профессор Российской правовой академии, руководитель группы разработчиков закона "Об опеке и попечительстве" Лидия Михеева:

— Хочу сразу сказать, что наша предыдущая встреча в Новосибирске в 2005 году и те рекомендации, которые были высказаны, оказались очень полезными для работы над законопроектом. Новый закон — попытка максимально охватить всю проблематику опеки и попечительства. Подчеркну: опеки не только над детьми, но и над взрослыми, к примеру, страдающими психическими заболеваниями. Если быть точной, то в Госдуму вносятся сразу два законопроекта — "Об опеке…" и об изменениях в законодательные акты в связи с его принятием. Изменения коснутся Гражданского кодекса, Семейного кодекса и нескольких законов, в частности Закона "Об образовании". Из последнего надо убрать абсурдное положение о том, что органы образования исполняют функции органов опеки и попечительства. Эта строчка попала туда вместе с 122-м законом. Кстати, в ГД уже внесены проекты законов, ужесточающие ответственность родителей за воспитание детей — ответственность как уголовную (за злостное уклонение от уплаты алиментов и жестокое обращение с детьми), так и административную (за уклонение от воспитания). Другими словами, проблема защиты прав детей будет регулироваться с разных сторон. Ставка делается на два момента — профилактика социального сиротства и развитие самых разных форм семейного жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Самое главное и принципиальное в новом законе — органы опеки и попечительства становятся органами государственной власти субъектов Федерации. В 90-е годы мы совершенно забыли об органах опеки, никакой системности в их работе не было. Потом Гражданский кодекс определил, что они являются органами местного самоуправления. Это была ошибка! И ее надо исправить. Вопросы опеки — вопросы отнюдь не местного значения! Это государственные полномочия, и, исходя из этого посыла, органы опеки становятся органами государственной власти. Я предвосхищаю вопрос "А будут ли они выведены из системы образования?". Это будут решать субъекты. Кто-то выведет в отдельный департамент, кто-то оставит в образовании (Например, в Томской области осенью планируется создать департамент по семье и детству. — Прим. авт.). Есть рекомендация: подойти взвешенно и сформировать такие органы опеки, которые могли бы отвечать и за детей, и за взрослых. Поскольку основные вопросы опеки уже будут урегулированы федеральным законом, законы субъектов должны касаться порядка создания и функционирования самих органов опеки. Вопросы финансирования также будут решаться на уровне субъекта.

По словам заместителя руководителя департамента образования НСО Натальи Юсуповой, сейчас разрабатывается постановление губернатора о материальной поддержке молодых семей, усыновивших ребенка. Поддержка будет предоставляться семье по заявительному принципу.

Прописана в законе и возможность передачи государственных полномочий органам местного самоуправления. Это сделано по многочисленным просьбам крупных городов. Естественно, делегирование полномочий возможно только с передачей денежных средств.

Многие из вас наверняка бывали в Московском детском доме № 19 "Наша семья" ("Ведомости" писали о нем в марте этого года. — Прим. авт.), на базе которого организован центр патронатного воспитания. Система работает очень эффективно, однако она небезупречна с юридической точки зрения. Получается, что дальнейшую судьбу ребенка решает детское учреждение. Мы предлагаем ввести такое положение в законе: органы опеки и попечительства могут иметь подразделения, которые исполняют какую-то их функцию. Это необходимо для того, чтобы судьба ребенка была в руках государственного служащего, несущего за него персональную ответственность! Это очень важно.

Еще один важный момент: развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сама идея появилась задолго до послания президента, она витала в умах уже давно. Мы предлагаем закрепить различные формы в Гражданском и Семейном кодексах и в этом законе. Будет прописано, что опека и попечительство могут осуществляться не только безвозмездно, но и на договорной основе. А конкретные виды договоров могут предусматриваться законодательством субъектов. Это важно, потому что статус "законного представителя" ребенка может дать только федеральный закон. Какие суммы будут получать родители при разных формах — субъекты решат самостоятельно.

Новым станет в законе и такое понятие, как временный опекун. Будет детально прописана и защита недвижимости, находящейся в собственности ребенка.

Хочется предостеречь от заключения трудовых договоров с приемными родителями. Сегодня проверкой законности этой формы уже занимается Генпрокуратура. Но как тогда материально стимулировать приемных родителей? С помощью установления выплат, льгот и компенсаций и для ребенка, и для приемного родителя (патронатного воспитателя). Почему бы не выплачивать такому человеку и региональную надбавку к пенсии?

Так что федеральный закон — это хорошо, но все, конечно, будет зависеть от того, как будут работать субъекты.

Участники совещания слушали выступление Лидии Михеевой, без преувеличения, затаив дыхание и делая пометки в блокнотах. Вопросов к юристу было немало, и ни один из них не остался без ответа. Общее мнение высказала начальник отдела экспертизы законодательства субъектов РФ Главного управления Минюста по СФО Екатерина Братищева, сказавшая, что "законодательство субъектов в области защиты прав детей-сирот тормозится из-за ожидания федерального закона". Очень интересными были и доклады представителей Кузбасса, Красноярского края, Томской области и других регионов Сибири о практике жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В перерывах можно было наблюдать сценки, когда специалисты органов опеки из разных городов обменивались визитками, задавали вопросы, делились впечатлениями. Очевидно, что информация, полученная на "круглом столе", была для них весьма полезной и актуальной. Как она отразится на их практической работе, станет известно уже в ближайшее время.

На следующий день гостей столицы Сибири познакомили с Областным центром диагностики и консультирования (для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи) и с Центром развития семейных форм устройства детей-сирот.

Елена КВАСНИКОВА


Версия для печати

« Назад