На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

Нацпроект "Образование": сделать страну конкурентоспособной

ТВ Кочки , "Кочковские вести" – 21.04.06

По данным Всероссийской переписи населения, формально уровень образования граждан России за последнее десятилетие повысился. То есть увеличилось количество людей с документами о высшем, неполном высшем и среднем образовании. Однако наличие аттестата и диплома об образовании не всегда свидетельствует о реальных знаниях.

В настоящее время наиболее быстрыми темпами происходит увеличение количества высших учебных заведений и обучающихся в них студентов. Однако эта тенденция не способствует повышению качества высшего образования.

Эта проблема актуальна и для школьного образования, где на первом месте должно быть качество обучения. Не соответствующее требованиям современности и перегруженное содержание школьных программ не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний по важнейшим составляющим стандарта образования: по математике и информатике (включая умения вести поиск и отбор информации), русскому и иностранному языку, базовым социальным и гуманитарным дисциплинам (истории и праву).

Серьезной проблемой в настоящее время остается отток из страны талантливой молодежи от 27 до 40 лет — возраст, наиболее продуктивный для научной работы. Сегодня в России молодых ученых не более 20%.

Сложившаяся ситуация требует серьезных изменений в сфере образования. На решение этих проблем направлен национальный проект "Образование". Необходимо отметить существенное увеличение финансирования образовательной сферы в текущем году. Для сравнения: в 2004 году на образование было выделено из федерального бюджета 121 млрд рублей, в 2005 году - 155 млрд, а в 2006 - более 200 млрд рублей. Однако только увеличение финансирования образования не приведет к необходимым системным изменениям. Безусловно, требуются конкретные меры, направленные на кардинальную перестройку всей системы образования.

В рамках национального проекта "Образование" предполагается государственная поддержка вузов и школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы. В 2006 году по результатам конкурсного отбора такую поддержку получат 10 вузов и 3 000 школ, в 2007 году к ним присоединятся еще 20 вузов и 3 000 школ. Размер поддержки для общеобразовательного учреждения составит около 1 млн рублей, для учреждения высшего образования - от 500 млн до 1 млрд рублей. Она предназначена для приобретения лабораторного оборудования, программного обеспечения, модернизации учебных классов и подготовки преподавателей общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы.

В рамках мероприятий по развитию современных образовательных технологий поставлена задача за счет выделенных средств (1,5 млрд рублей в год) обеспечить доступ в Интернет для всех российских школ. Это должно способствовать созданию равных условий в информационном пространстве и доступности качественного образования для всех российских школьников независимо от места жительства.

Предусмотрены мероприятия по поддержке лучших учителей. Предполагается, что ежегодно по результатам конкурсного отбора 10000 учителей будут награждаться премией Президента Российской Федерации (около 100 тыс. рублей каждому) за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование.

В связи с возрастающей значимостью воспитания школьников установлено дополнительное ежемесячное вознаграждение за классное руководство, в том числе для учителей начальных классов. В частности, размер ежемесячного вознаграждения за классное руководство в классах городских школ наполняемостью 25 и более человек и в классах сельских школ наполняемостью 14 и более человек составляет 1000 рублей. В классах с меньшей наполняемостью размер вознаграждения определяется пропорционально численности учащихся. Это способствует, с одной стороны, предотвращению нарушений установленных санитарных норм по количеству учащихся в классе, с другой стороны, учету специфики сельской местности, а самое главное – обеспечению адресного финансирования школьного бюджета и системы оплаты труда педагогов.

Выплаты вознаграждений за классное руководство уже начались. Вместе с тем, учитывая, что вознаграждение за классное руководство подлежит обложению налогом на доходы физических лиц, размер получаемого вознаграждения составит менее 1000 рублей. Безусловно, было важно, чтобы непосредственные получатели этих выплат - педагогически работники были уведомлены об этом заранее.

2 марта я принимала участие в первом заседании Совета по реализации приоритетного национального проекта "Образование" в Новосибирской области. В ходе заседания обсуждались вопросы по всем направлениям национального проекта. В частности, рассматривался объем финансирования в рамках дополнительного вознаграждения учителей Новосибирской области за классное руководство.

При подготовке проекта федерального бюджета в части определения размера субсидии на вознаграждение за классное руководство объемы финансирования определялись из расчета наполняемости классов общеобразовательных школ 25 учениками и без учета районного коэффициента и отчисления по единому социальному налогу. Позднее было принято постановление Правительства Российской Федерации, в котором был определен порядок направления субсидий и учтен районный коэффициент и отчисления по единому социальному налогу. Наполняемость класса определялась для городских школ 25 учеников, для сельских - 14, а также педагоги получили возможность в классах с меньшим количеством учеников получать доплату пропорционально числу учащихся.

В связи с этим считаю, что необходимо увеличить объем субсидий, направляемых из федерального бюджета в регионы. Например, федеральным бюджетом для Новосибирской области было предусмотрено финансирование на эти цели в размере около 140 млн рублей. С учетом тех факторов, о которых я сказала, финансирование должно быть увеличено приблизительно до 228 млн рублей. Это потребует соответствующих изменений в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2006 год".

В настоящее время в Министерстве образования и науки Российской Федерации активно обсуждается вопрос о введении ежемесячного дополнительного денежного вознаграждения за классное руководство педагогам, работающим в вечерних школах и коррекционных образовательных учреждениях. Безусловно, такое решение было бы справедливым. Если будет принято положительное решение по данному вопросу, потребуется также внесение изменения в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2006 год" в части увеличения размера субсидий, направляемых субъектам Российской Федерации на эти цели.


Версия для печати

« Назад