На главную Карта сайта Поиск     





Пепеляева
Лиана Витальевна 

депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ 5-го созыва  
 СМИ о депутате

Джентльмены предпочитают соглашения

http://com.sibpress.ru - 06.02.04

Несколько лет назад сотрудничество бизнеса с властью строилось на устных договоренностях. Сегодня актуальность приобрели официальные соглашения региональной "верхушки" с крупными финансово-промышленными группами. Хотя стороны и пытаются запротоколировать "правила игры", однако эти договоренности носят главным образом джентльменский характер. "Коварство" большинства соглашений состоит в том, что одна из сторон забывает о них, когда перестает нуждаться в партнере. Основной способ не пострадать от нарушений - максимально конкретно "прописать" все пункты соглашения, считают юристы.

Игра по правилам

У каждого губернатора свои представления о соглашении с бизнесом. На фото (слева направо) - губернатор Кемеровской области Аман Тулеев, губернатор Иркутской области Борис Говорин, губернатор Красноярского края Александр Хлопонин.

"Финансово-промышленные группы идут в регионы с очень большими деньгами, и для них задача номер один - снизить риск, то есть заручиться поддержкой местной власти, - считает Игорь Афанасьев, руководитель отдела юридического консалтинга группы компаний "Баланс" (Новосибирск). - Поэтому в первую очередь бизнес-структуры заинтересованы в подписании такого документа". "Бизнес может облегчить себе решение ряда вопросов - например, земельного, получить поддержку какого-либо проекта развития своего бизнеса. Власти выдвигают встречные требования, в случае нарушения которых всегда есть механизмы, чтобы не дать бизнесу работать. С ФПГ дело дошло до подписания соглашений, а что касается среднего и мелкого бизнеса, то его отношения, например, с органами местного самоуправления, как правило, не переносятся на бумагу", - сообщил корреспонденту "КС" источник в мэрии Новосибирска на условиях анонимности.

В основном соглашения затрагивают вопросы налогообложения, кадровой и социальной политики, содействия бизнеса в развитии инфраструктуры региона. "Чтобы лошадь быстро бежала, ее нужно холить и хорошо кормить, - говорит руководитель управления инвестиционной и технической политики администрации Кемеровской области Игорь Коробецкий. - Поэтому мы предъявляем определенные требования к развитию социальной сферы".

ФПГ не противятся таким правилам: "Бизнес, окрепнув, гораздо спокойнее относится к необходимости нести дополнительную социальную нагрузку в дополнение к выполнению обязанностей перед бюджетом, - говорит вице-президент СУЭК Дмитрий Селютин. - Осознана необходимость, например, финансирования программ по созданию новых рабочих мест, которая позволяла бы снижать негативные последствия неизбежного сокращения раздутых в советские времена штатов". Впрочем, Селютин отмечает и наличие "капли дегтя в бочке меда": "Проблема, которую остается решить, - это налаживание четкого контроля за целевым использованием этих средств".

Заключение соглашений имеет и имиджевую составляющую - как правило, власть таким образом демонстрирует свою силу в регионе, а бизнес - социальность и открытость.

Впрочем, правилами игры, вошедшими сейчас в практику, довольны не все. Представители бизнеса считают, что требования социальной ответственности должны иметь свои пределы: "Посудите сами, что лучше - выделить деньги, чтобы покрыть крыши домов в лесном поселке, или в три раза увеличить выработку и зарплату, чтобы люди сами покрыли свою крышу, и заодно пополнить местный бюджет? - рассуждает директор по развитию лесозаготовительных и деревообрабатывающих комплексов компании "Илим Палп Энтерпрайз" Дмитрий Чуйко. - Социальная ответственность бизнеса должна сводиться к развитию производства с соответствующим ростом зарплат и отчислений в бюджет и к полному выполнению налогового законодательства. И, конечно, к решению социальных проблем работа-ющих на производствах этого бизнеса. Что касается прямой социальной поддержки, то к ней надо обращаться только в исключительных случаях - например, наводнение или землетрясение, другие чрезвычайные ситуации".

Недавний производственник, а теперь вице-губернатор Новосибирской области Василий Юрченко относится к соглашениям как к вынужденной необходимости: "Социальная ответственность предприятий всегда существовала, и это было нормой, так как решение социальных вопросов в итоге "работает" на предприятие. Почему-то сейчас этот вопрос приходится решать посредством соглашений".

У соглашений свои секреты

"Заготовок" соглашений нет - текст документа в каждом конкретном случае индивидуален. "Наибольшую популярность практика заключения соглашений приобрела в ресурсных регионах - Кузбассе и Красноярском крае, - отмечает директор группы компаний "Баланс" Роман Попов. - Там соглашения фактически обязательны - это не юридический договор, но правила игры, нарушить которые - значит пойти на конфликт. На очереди - Новосибирская область. Хотя здесь мало месторождений, зато развита промышленная база, значит, будет нарабатываться практика заключения подобных соглашений". В администрации Новосибирской области подтвердили, что уже начался процесс подготовки соглашений с рядом крупных российских ФПГ.

Большинство соглашений между бизнесом и властью де-юре исполнять не обязательно, полагают эксперты. "Вероятность нарушений, конечно же, существует, - подтверждает опасения вице-губернатор Красноярского края Лев Кузнецов, - но, думаю, что само подписание документа - уже есть некоторая гарантия доброй воли подписывающей стороны. Юридических механизмов, гарантирующих выполнение подписанного соглашения, не существует". При этом он отметил, что подписание документа "базируется исключительно на добровольной основе".

У юристов своя точка зрения на этот счет - они отмечают, что "в законодательстве нет четкого понятия о подобных соглашениях", поэтому чаще всего попытки одной стороны надавить на другую с использованием юридических рычагов обречены на провал. Впрочем, депутат Госдумы РФ юрист Лиана Пепеляева (Новосибирск) считает, что в ряде соглашений подобную ответственность предусмотреть можно. "Все зависит от содержания документа, - говорит она. - Если пункты договора не содержат конкретики и имеют характер соглашения о намерениях, то в данном случае речь не может идти об ответственности. Другое дело, когда стороны договариваются о конкретных действиях - в этом случае соглашение может быть юридически значимым документом".

С ней согласен и Роман Попов: "Способов "застраховаться" от нарушений заключенного соглашения нет, но есть способ снизить вероятность конфликтов между ФПГ и властью из-за невыполненных договоренностей. Для этого нужно максимально конкретизировать пункты соглашения. Расплывчатые формулировки могут в будущем испортить отношения". Также юристы рекомендуют прописать в числе прочих пунктов и ответственность за неисполнение соглашения.

Соглашения имеют еще и "территориальный почерк" - каждый регион нарабатывает свою практику. "Показательным случаем в 2003 году стала попытка "Русала" предложить альтернативный вариант соглашения, который уже был подписан с Аманом Тулеевым (губернатор Кемеровской области. - "КС") в Кузбассе, - говорит Игорь Захаров, депутат красноярского Законодательного собрания. - Однако Александр Хлопонин (губернатор Красноярского края. - "КС") вернул его.

Что касается Кузбасса, там все более популярны конкретные соглашения, обязательные к исполнению. "Внутри соглашений есть разделы, которые имеют юридическую силу. Как правило, это пункты, которые предусматривают финансовые вложения с обеих сторон", - отмечает начальник департамента экономического развития администрации Кемеровской области Дмитрий Аганин.

Нарушители и проигравшие

Примером "неюридического" наказания бизнеса за неисполнение обещанного стало "выдворение" из Кузбасса компаний МИКОМ и "Русский уголь". По словам экспертов, знакомых с ситуацией, "Русский уголь" (владевший Кузнецким ферросплавным заводом и его ресурсной базой) показывал не весь объем прибыли. В результате губернатор Тулеев поддержал притязания группы МДМ на активы "Русского угля".

Нередко ФПГ решаются нарушить соглашения и в том случае, если не планируют "задерживаться" в регионе. Так, в конце 2003 года компания "Альфа-Эко" - владелец ОАО "КМК Сибэлектросталь" (Красноярский край) - объявила о продаже комбината. На "прощальной" встрече с краевыми властями руководство "Альфа-Эко" пообещало познакомить их с новым собственником. Однако обещанный собственник так и не объявился. Как выяснилось позже, "Альфа-Эко" продала активы в дружественные себе компании, в том числе офшорные ("КС" писал об этом в январе текущего года). В январе власти арестовали имущество комбината, воспользовавшись тем, что предприятие - крупный должник краевого бюджета.

"Легкомысленно" по отношению к власти повел себя и "ЕвразХолдинг": проведя год назад презентацию инвестиционной программы на Новосибирском металлургическом заводе перед губернатором Новосибирской области Виктором Толоконским, уже через несколько месяцев "ЕвразХолдинг" нашел для НМЗ покупателя - компанию "Русский уголь".

О нарушениях договоренностей со стороны властей "КС" не удалось получить конкретных комментариев. Один из немногих известных случаев связан с экс-губернатором Красноярского края Александром Лебедем. По свидетельствам очевидцев, после своего избрания он собрал представителей ФПГ, оказавших ему помощь, и посоветовал им самим разобраться между собой относительно того, кто и в какой сфере получит содействие власти. Такой поворот дела он мотивировал тем, что "Красноярского края на всех не хватит".

"Процесс договоренностей всегда сложен, в зависимости от количества условий и других аспектов, которые необходимо учесть. Но если партнеры хотят договориться, то они найдут общее решение", - считает вице-губернатор Красноярского края Лев Кузнецов.

Со временем отношения бизнеса и власти станут цивилизованнее - в этом сходятся представители и бизнеса, и власти. "Сегодняшняя точка взаимоотношений бизнеса и власти - не конечная, - говорит Дмитрий Селютин из СУЭК. - Мы ожидаем, что по мере развития административной реформы они все больше будут трансформироваться в систему взаимных, обоюдовыгодных обязательств четкого характера. Надеюсь, что у части федеральных структур будет все меньше возможностей выискивать в диалоге власти и бизнеса сговор и попытку получить необоснованные преференции".

Наталия БАРСУКОВА
Ольга ГУЛИК


Версия для печати

« Назад